Недавно американская газета "Плайн Дилер" (г. Кливленд, штат Огайо, США) напечатала очерк видного ученого о его впечатлениях о церковной жизни в Советском Союзе. Автор очерка доктор Роберт Вайн, профессор неврохирургического отделения медицинского факультета университета Кейс Вестерн, в Кливленде; он также заведует неврохирургическим отделением госпиталя "Кливленд Метрополитен".
Профессор Вайт известен в международных научных кругах, он не раз выступал с докладами о своей работе в разных странах, включая и Советский Союз, куда он ездил десять раз, тоже читать доклады, по приглашению советских ученых.
Доктор Роберт Вайт видный в США мирянин Римско-католической церкви. Он много раз встречался с Папой римским, который наградил его званием Рыцаря Папского престола.
Последний раз он был в Москве осенью прошлого года. Вернувшись домой, он опубликовал к газете "Кливленд плайн дилер" очерк, отрывок из которого приводится ниже.
Священник Виктор Потапов
* * *
В воскресенье, рано утром, с группой советских ученых мы отправились в известную Третьяковскую галерею. По дороге надо было проезжать старый район города, неподалеку от Москвы реки. На узкой пустынной улице в то пасмурное воскресное утро я заметил старую, но свежевыкрашенную в желтый и белый цвет православную церковь. Я обратил на нее внимание потому, что она была окружена множеством людей. Мои коллеги согласились подождать, чтобы дать мне возможность зайти и осмотреть храм.
Войдя в толпу перед входом, я поразился, увидев довольно много молодых людей, были среди них и несколько солдат и моряков. Это удивило и моих советских спутников. Войдя в храм, я оказался перед живой человеческой стеной. Все стояли; в церкви полутемно, хотя было много подсвечников с сотнями горящих свечей.
Медленное движение молящихся, пронзительный взгляд древних икон в золотых ризах и дым душистого ладана необыкновенно подействовали на меня.
Когда через несколько минут я более или менее привык к новой для меня обстановке, я заметил, что в храме происходит несколько богослужений.
В одном отделе церкви я увидел группу молодых людей со священником, стоявшими перед купелью. Там крестили сразу несколько младенцев. Видя эту сцену, я невольно подумал: как же на это смотрит атеистическая власть страны? Как это таинство вступления в церковь повлияет в политическом отношении на жизнь младенцев и их родителей? Помешает ли это крещение ребенку впоследствии вступить в коммунистическую партию? Мои советские коллеги, после краткого но оживленного спора между собой, уверили меня что это обстоятельство не помешает ему в жизни
Одновременно, с другой стороны храма примерно такая же группа людей окружала другого священника, освящавшегося воду. Рядом с ним читала и пела пожилая женщина. Продвигаясь в толпе, потом я заметил, что третий священник, еще в одном приделе церкви, совершает отпевание старой прихожанки. Таким образом, на расстоянии нескольких метров храмовой площади, одновременно происходило таинство для живых и таинство для мертвых.
А в главной части храма сонм духовенства в сияющих облачениях в это время совершал праздничную Литургию, с пением всех молящихся. Это всенародное пение произвело на меня неизгладимое впечатление, оно свидетельствовало о глубине благочестия и о всецелом устремлении к Христу его участников. Стоя рядом с молящимся народом в самом центре мирового коммунизма, я почувствовал, что то, что я в этот момент переживал, выявляет и определяет подлинную душу русской культуры больше, чем что-либо другое. Это горячее проявление религиозных чувств и веры убедило меня в том, что именно оно постепенно уничтожит все ограничения, которые советская атеистическая философия материализма предъявляет человеческому бытию.
В течение лишь одного часа, проведенного мною в московском храме в то памятное воскресное утро, я больше почувствовал себя "как дома", чем за все мои прежние поездки в Советский Союз. Я покинул это богослужение освеженным и утвержденным в моей собственной вере.