1. В наши дни Церковь существует в открытом информационном обществе. Это реальность, и эту реальность надо деятельно осваивать, "просвещаяй и освящаяй всяческая", идя повсюду, не смущаясь и не брезгая ничем
в сегодняшнем сложном мире, как небрезгливо шел в самые темные углы современной ему действительности святой Иоанн Кронштадский, 100-летие со дня праведной кончины которого мы отмечали совсем недавно.
2. В развитии православных СМИ сегодня существует две основные линии. Это нишевые СМИ, целенаправленно ориентированные на церковных
и воцерковляющихся (повернувшихся в сторону церковного порога) людей. И это "обычные" СМИ, не декларирующие специально своей православ¬ности, но реализующие традиционную православную систему ценностей
в своей повседневной профессиональной работе. Обсуждение показало, что эти пути следует считать равночестными и в равной мере прилагать силы для достижения результатов.
3. Слово Церкви может передаваться через СМИ двояким образом.
Есть проповедь – и есть живое свидетельство. Есть "слово о...", которому, как показывает опыт, далеко не всегда доверяют, и есть практическая убеждающая демонстрация меры своей развитости – душевной, интеллектуальной, эмоциональной, культурной, эстетической. Отдавая должное традиционному жанру проповедания Слова Божьего, надо помнить и о том, что вера наша не доказуется, но показуется. Удачным примером такого подхода могут служить телерепортажи на церковные, исторические, нравственные темы, которые в последнее время все чаще появляются
на центральных каналах (Петр Толстой, Аркадий Мамонтов и другие).
4. В настоящее время в Церкви есть большая нужда в общественных церковных СМИ, в общественной дискуссии на волнующие людей темы,
как в самой Церкви, так и в открытом нецерковном обществе, и не всегда эту границу можно с уверенностью провести. Однако состояние нашего церковного общества являет собой во многом слепок с состояния всего российского постсоветского общества, а оно лишь формируется, оно в пути. С тáинственной, мистической стороны Церковь всегда есть Тело Христово. Но в земной эмпирической реальности, здесь-и-сейчас путь к этому состоянию нам надо еще пройти. СМИ – инструмент самосознания этого формирующегося общества, отсюда и многие проблемы СМИ, которые
на деле представляют собой общественные проблемы.
5. Формирующееся церковное общество необходимым образом должно стать современной церковной общественностью – освоить современные форматы гражданского общества для эффективного использования этих форматов в интересах Полноты Церковной. Для этого надо создавать
и продвигать свою повестку дня – как на локальном и региональном, так и на общенациональном уровне. СМИ – один из главных инструментов формирования и продвижения православной общественной повестки дня. Особую роль здесь играет создание ярких общенациональных событий, таких, например, как столетие прославления преподобного Серафима Саровского. Для этого надо осваивать самые современные программные подходы и медийные технологии. Надо помнить о том, что впереди у нас 90-летие Екатеринбургского расстрела (2008 год) и 400-летие восстанов¬ления русской национальной государственности (выборный 2012 год).
6. Существующие проблемы церковных СМИ и православных журналистов говорят о необходимости провести систематическую богословскую критику и рецепцию внецерковного и церковного опыта по меньшей мере в трех областях. Это СМИ как инструмент работы с массовым сознанием, появившийся в определенное историческое время для решения определенных практических задач. Это система образов, которые используются в СМИ, в том числе образов, порожденных потребительской финансовой цивилизацией. И это маркетинг, брендинг, реклама и иные инструменты работы на медиа-рынке. Данное богословское рассмотрение
и критическое усвоение и/или отвержение опыта должны быть проведены
в свете православной антропологии – святоотеческого учения о человеке. Возможно, с соответствующими предложениями следовало бы обратиться
к руководству Синодальной Богословской комиссии.
7. В центре всей медийной работы находится живая личность журналиста – комментатора, обозревателя, корреспондента. И деятельность Церкви
в информационном пространстве будет успешна лишь постольку, поскольку этой деятельностью будут заниматься яркие, интересные, развитые, профессиональные, привлекательные и самостоятельные люди, известные на общенациональном уровне. Поиск, отбор, подготовка и продвижение подобных людей должны стать важной задачей иерархии и церковной общественности. К ее решению надо привлекать значительные организаци¬онные, политические и финансовые ресурсы.
8. Значение СМИ в церковной жизни весьма велико, но его не надо преувеличивать. Роль СМИ не тотальна, это всего лишь СМИ и у них есть свой достаточно ограниченный круг задач, которые они и должны решать, но не более того. Тогда, кстати, возникает гораздо меньше искушений жестко и непримиримо критиковать работу православных журналистов. Образно говоря, кроме журнала "Фома" надо хотя бы иногда читать творения святых отец и Евангелие.
По итогам круглого стола подготовил
Дмитрий Сладков