ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крестный отец терроризма был православным

Скотт Маклеод :: 28 января 2008

Джорджа Хабаша, палестинского лидера, который в субботу в возрасте 82 лет умер в Аммане, можно назвать крестным отцом ближневосточного терроризма. Если вы думаете, что экстремизм – будь то палестинский или арабский – зародился лишь в недрах ислама (из пуританской нетерпимости ваххабитов и так далее), присмотритесь к имени Хабаша. Он принадлежал к Греческой православной церкви, а мальчиком в палестинском городе Лидда пел в церковном хоре. Биография Хабаша может многое прояснить в долгой истории палестино-израильского конфликта, пути разрешения которого не видно до сих пор. Жизнь этого человека наложила отпечаток на ближневосточный ураган насилия, который, кажется, ничто не остановит.

Созданный Хабашем "Народный фронт освобождения Палестины" (НФОП) первым из орудующих на Ближнем Востоке террористических группировок применил тактику угона самолетов, которой в итоге 11 сентября 2001 года воспользовалась "Аль-Каида". В 1968 году три вооруженных боевика НФОП захватили авиалайнер израильской компании El Al, летевший из Рима в Тель-Авив. Правила регистрации на рейс пришлось серьезно пересмотреть.

Многие операции НФОП остались на страницах истории как одни из самых страшных терактов. В 1970 году террористы из НФОП захватили одновременно 4 лайнера, 3 из которых направили в Иорданию и взорвали, что привело к событиям "Черного сентября" и гражданской войне между Иорданским Хашимитским Королевством и палестинскими боевиками. В 1972 году террористами из "Красной армии Японии" и НФОП были убиты 24 человека в израильском международном аэропорту Лода (ныне – международный аэропорт Бен Гуриона).

Последний захват самолета НФОП в 1976 году закончился рискованной спасательной операцией, проведенной израильским контртеррористическим подразделением в Энтеббе (Уганда). К тому времени действия небольшой, но радикальной группировки Хабаша ввергли Ближний Восток в еще более жестокий круговорот насилия, последствия которого дают о себе знать до сих пор. Помимо того, что росли масштабы самого палестинского терроризма, он провоцировал Израиль на ответные удары по соседним странам, некоторые из которых вылились в войну. Однако по сравнению с теми террористами, которые стоят за нигилистическими взрывами террористов-смертников наших дней и массовыми зверствами вроде событий 11 сентября, боевики Хабаша – просто школьники. Ведь перед подрывом трех самолетов в Иордании, который стал "11 сентября" тех времен (это захватывающее и ужасное зрелище показали по телевидению), всех пассажиров, а их там было около 300, эвакуировали и вскоре освободили. Можно спорить о том, насколько Хабаш определил склонности Усамы бен Ладена. Да, лидер "Аль-Каиды" хочет отомстить за палестинцев и, разумеется, осведомлен о "подвигах" Хабаша, но ему наверняка не по вкусу его христианство, политика в русле марксизма-ленинизма и былые связи с СССР. Впрочем, ясно, что дерзкие акции НФОП подтолкнули другие палестинские группировки к началу самостоятельной международной террористической деятельности. Поклонники задающих тон террористов НФОП из ядра возглавлявшегося Ясиром Арафатом "Фатха" спланировали теракт на Олимпиаде 1972 года. Он закончился Мюнхенской резней, в которой погибли 17 человек, из них 11 израильских атлетов.

Что заставило Хабаша, врача-христианина (отсюда его прозвище – "Аль-Хаким" или "Доктор"), посвятить свою жизнь переворотам и убийствам? Он был сыном преуспевающего торговца, учился в Американском университете в Бейруте – по тем временам, как и сейчас, самом либеральном университете на Ближнем Востоке. Его биография во многом совпадает с историей жизни его лучшего друга, Вади Хаддада – второго человека в НФОП. Он умел мастерски планировать операции и был ярым сторонником террористической деятельности. Много лет назад, когда я во время одного из интервью задал Хабашу этот вопрос, он просто рассказал мне, что ему пришлось пережить в 1948 году, во время войны за независимость Израиля (палестинцы называют ее "Катастрофой"), когда его семья лишилась дома.

Мать Хабаша настояла на том, чтобы он остался в Ливане и продолжил обучение. По его словам, он "ее очень уважал. Она все время молилась. Она учила меня быть милосердным, относиться к людям с добротой и с любовью, и так далее". В 1948 году, когда разразилась война, он вернулся в Лидду. В июле туда вошли израильские войска во главе с Моше Даяном, и местное население исчезло. Израильские власти долгое время объясняли это "бегством" палестинцев. Но в 1999 году израильский историк Бенни Моррис написал, что израильские солдаты убили по крайней мере 250 жителей Лидды. Некоторых молодых людей смерть настигла в мечети. "Сразу после этого с санкции (премьер-министра Израиля) Бен-Гуриона войска изгнали жителей Лидды и Рамле на восток, в расположение Арабского легиона", – пишет Моррис.

На эти ужасы, о которых Хабаш тоже не забывал, наложилась личная трагедия: в ту же ночь в городе погибла одна из его сестер. Хотя она стала жертвой брюшного тифа, в семье все винили вторжение израильтян, из-за которого девушка не смогла получить должного ухода. Хабаш похоронил сестру на заднем дворе, взял за руку ее малолетних детей и, повиновавшись приказам израильских солдат, покинул свой дом. "Солдаты говорили: "Все на выход! Туда!" – вспоминает Хабаш. – Я, помнится, спросил одного солдата, куда мы идем". Хабаш сказал мне, что в то время отошел от христианства: "Я всегда считал себя добрым христианином, который помогает бедным. Когда оккупировали мою землю, у меня не осталось времени думать о религии".

Хабаш никогда не возвращался в Лидду, которая была переименована в Лод и присоединена к государству Израиль. Они с Хаддадом работали волонтерами по медицинской части в только что созданных лагерях палестинских беженцев, а потом в знак солидарности с египетским революционным лидером Гамалем Абдель Насером основали Арабское националистическое движение. После унизительного поражения Насера в войне 1967 года с Израилем палестинцы откололись от этой группировки и организовали НФОП. Сначала Хабаш пытался при помощи терактов организовать палестинское восстание против Израиля и народные выступления в арабских государствах, правители которых, как, например, в Иордании, ориентировались на Запад.

Когда я сказал Хабашу: "Вы были медиком и все равно резали и убивали, применяли насилие", – он не стал уклоняться от ответа. "Я всегда искренне верил, что сражаюсь за правое дело, – сказал он. – Израильтяне отняли у нас страну, они могущественны. Нам пришлось применить силу, потому что правота ничего не значит, если ты слаб. Некоторые (террористические) операции позволяли палестинцам почувствовать, что они могут сделать что-то такое, что заставит весь мир остановиться и сказать: "О ужас, что случилось?"

Через четыре десятилетия после того, как Хабаш положил начало практике угона самолетов, этот вопрос по-прежнему звучит в связи с жестокими акциями палестинцев. Хабашу удалось привлечь внимание к их проблеме, но его экстремистские, основанные на мести методы привели к тому, что эта проблема сегодня насквозь пропитана кровью, а палестинцы так и не приблизились к свободе и до сих пор не смогли восстановить национальную гордость.

Источник: Time

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама