В этой статье мы публикуем ответы главного редактора журнала "Фома" Владимира ЛЕГОЙДЫ на вопросы, которые задавали наши читатели в разделе "Виртуальное интервью".
Справка "Фомы": Владимир Легойда родился в 1973 году в городе Кустанае (теперь Костанай) на севере Казахстана. Председатель правления Фонда содействия развитию культурно-просветительской деятельности "Фома Центр", один из "отцов-основателей" журнала "Фома". Заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО (У) МИД России, кандидат политических наук, доцент. Председатель Комиссии по вопросам образования Общественного Совета Центрального федерального округа. Член общественного экспертного совета при Комиссии МГД по межнациональным и межконфессиональным отношениям. Член редакционной коллегии журнала "Альфа и Омега". Член экспертного совета интернет-портала "Религия и СМИ". в 2000 2007 гг. постоянный член жюри гуманитарной телевикторины для старшеклассников "Умники и умницы" (1-й канал). Автор многочисленных научных и научно-популярных статей на общекультурные и религиозно-философские темы. Образование: Московский Государственный Институт Международных Отношений, факультет Международной журналистики. Аспирантура МГИМО.
Фёдоров Константин Григорьевич (25.12.2007 18:54)
Здравствуйте, Владимир !
Я православный, но не религиозный. Мне 50. У меня давний вопрос по дате отмечания Рождества. Для меня предыстория этого вопроса состоит в том, что ещё в позднем детстве. где-то в 70-х я сам стал отмечать примерно 25 декабря, как день победы света над тьмой (выражаясь высоким слогом) или как день рождающий новые надежды. В общем, надеюсь понятно. С тех лет я отмечал это событие ежегодно, в то время без всяких религиозных обоснований. Только в конце 80-х я узнал, что это Рождество по-григориански. Но я не смог отказаться и после этого от отмечания. И продолжаю, как вот и сегодня.
Кстати, сегодня же я на работе захватил часть вашей передачи на Маяке. Узнал о сайте этом. Вот что-то решил написать.
Меня волнует вопрос есть ли вообще вероятность того, что наша православная церковь тоже перейдёт на Григорианский календарь? Моё личное мнение Рождество Христово, предшествующее Новому году и совпадающее с Днём солнцеворота во всех отношениях логичнее, да и просто ну как-то правильнее, и всё тут!
Я думаю, что не могло Рождество Христа произойти по закону случайных чисел. И если есть в году день, который наиболее гармонизирует с этим событием то это тот день, когда всё и должно было произойти.
Я вроде слышал, что наша церковь перед революцией собиралась перейти на новый стиль, но последующие события помешали.
А мне бы хотелось!
Тогда бы и с постами всё стало бы на свои места.
Но я с сожалением только могу предположить, что это вряд ли возможно.
Всего доброго! Фёдоров Константин. г. Калуга
– Уважаемый Константин!
В рамках юлианского календаря, которого придерживается Русская Православная Церковь, Рождество также предшествует Новому году; тому, который в советское время был назван "старым Новым годом". Проблема здесь есть во многом для нескольких последних поколений, которые инерционно восприняли Новый год как главный праздник. И получается, что он выпадает на пост. Не стану говорить, что эта проблема – надуманная, но, как мне кажется, вполне преодолимая. По одной простой причине: Новый год, как и любой праздник, нужно встречать достойно. И если атрибутами праздника будут не только салат "Оливье" и шампанское, после активного принятия которого можно в этот самый салат упасть лицом, то в принципе проблемы праздника в пост нет. Если главным для дружной компании будет ощущение радости – в том числе и от грядущего Рождества Спасителя – праздник останется праздником.
Теперь о календарях. Мы знаем, что за 128 лет юлианский календарь дает погрешность на один день. Но астрономически не "безгрешен" и григорианский календарь, по которому сегодня живет весь светский мир, католическая Церковь и, кстати сказать, многие Поместные Православные Церкви. Переход на григорианский календарь исторически связан не с тем, что он более точен, а с тем, что папа Григорий в конце XVI века хотел уточнить Пасхалию, время празднования Пасхи. Так что причина для поправки календаря была не столько астрономическая, сколько религиозная.
Однако исправить ситуацию навсегда не удалось. С точки зрения Пасхалии григорианский календарь оказался еще менее удачным, чем юлианский. Почему? Потому что в григорианском календаре христианская Пасха может совпадать или даже предшествовать пасхе еврейской. А это – нарушение евангельского повествования, по которому мы точно знаем, что распятие и воскресение Христа произошли после иудейской пасхи. Юлианский же календарь возможность такой коллизии исключает.
Что же касается даты рождения Христа, то в Новом Завете на нее нет четких указаний. И насколько мне известно, совсем точно вычислить ее невозможно. В том числе и потому, что во времена земной жизни Иисус Христа дни рождения не праздновались вообще; просто не было такой традиции. Поэтому, скорее всего, дату рождения никто не фиксировал. Позже, различными способами, дату Рождества пытались вычислить. Не вдаваясь в подробности могу сказать, что празднуемая в христианском мире дата, скорее всего, максимально приближена к исторической. Однако с точки зрения веры и это не является самым главным. Ведь Рождество и его смысл для нас с вами, для всего человечества, имеет не вневременное значение. В этой связи по календарной теме хотелось бы заметить вот еще что. Церковь есть особое, сакральное пространство, "небо на земле". И хотя мы, христиане, призваны, напитавшись силами этого пространства нести радость Неба в мир, все-таки пространство церковное должно от этого мира должно отличаться. Наша земная реальность все равно никогда не будет преображена до конца. Христос говорил: "Царство Мое не от мира сего". (Иоанн 18:36) Вот это "не от мира сего", эта Тайна именно в Церкви сохраняется. И заходя с улицы в храм мы чувствуем контраст между двумя мирами. Не стоит ждать от мира церковного того, чтобы он был таким же, как наш повседневный. Это похоже на проблему языка богослужений. Язык этот на самом деле не так уж и сложен, как может показаться. Достаточно полгода походить в Церковь, чтобы начать понимать, что там поют. Так и с календарями. Убежден, что для людей, живущих церковной жизнью, календарной проблемы просто не существует.
А.Н.Б. (26.12.2007 09:14)
Многоуважаемый Владимир Романович!
Один только перечень всех Ваших заслуг, регалий и почётных званий и т.п. занимает уйму времени...
Однако, человек Вы (у меня сложилось именно такое представление о Вас) глубоко верующий. В плане миссионерской работы Вы делаете огромный вклад. Это не "комплемент", а скорее констатация факта.
Некоторые Ваши статьи-размышления, аналитические публикации т.п. можно смело давать на вооружения нашим православным миссионерам.
Возникает вопрос, собираетесь ли Вы принять сан православного священника, вернее, делать попытку стать священником? Или это не приемлемо для Вас?
С уважением
Уважаемый(ая) А.Н.Б.!
Спасибо на добром слове!
Хотел бы сперва отреагировать на противопоставление: "У Вас много регалий, однако Вы человек – глубоко верующий". А разве вера должна непременно входить в противоречие с заслугами, регалиями и почетными званиями? Но это так, a propo.
Полагаю, что никаких особых заслуг у меня нет. Существующие награды – это, конечно, оценка труда всего коллектива "Фомы". В жизни нередко бывает, что один человек получает награду или даже звание за работу коллектива. Поэтому за моими немногочисленными наградами стоит труд многих людей, а не исключительно мой, индивидуальный.
...Мне сложно ответить на вопрос про сан священника; вопрос во многом исповедальный. Могу только сказать, что по ряду причин, это для меня маловозможно. Кроме того, Христос сказал апостолам: "не вы Меня избрали, но Я вас избрал" (Иоанн 15:16). То есть это решение, которое приходит не от человека, но от Бога – к человеку.
Гауфман Вера (26.12.2007 16:29)
Владимир Романович, Вы никогда не думали о карьере в церковной среде? Я имею в виду, бросить МГИМО (чего лично я бы не хотела) и заниматься делами сугубо внутри РПЦ?
О том, чтобы оставить "все мирское", я думал, когда был студентом четвертого курса. Мы с моим ближайшим другом поговаривали, что "пора уходить в лес и посвятить себя молитве Богу". Но это были неофитские благоглупости; такая, знаете, псевдодуховная маниловщина. И не только потому, что лес надо заслужить. Но еще и из-за того, что хорошо бы отработать там, где оказался. Недаром апостол говорит: "Каждый оставайся в том звании, в котором призван". (1 Кор 7:20) К монашеству надо чувствовать призвание, так мне кажется.
...Однажды ко мне обратились с просьбой проконсультировать молодого человека, который учился в семинарии, но решил уйти и поступать на факультет международных отношений МГИМО. Я тогда сказал: "Зачем ему это нужно? Он ведь собирался служить Богу..." А мой знакомый, который преподавал в Духовной Академии, на это резонно возразил: "Путь он лучше будет хорошим дипломатом, чем плохим священником". И если человек почувствовал в чем-то свое призвание, то этот путь – правильный. И по нему надо идти. Кстати, так и произошло: сейчас этот молодой человек учится в МГИМО. И учится очень хорошо.
Что касается "дел сугубо внутри РПЦ". Для меня Церковь – это не организация, куда я мог бы перейти на новое место работы. Для меня это некая жизнь, которая и сейчас наполняет мою жизнь от начала до конца; и смыслом, и делом, и радостью. Поэтому я считаю, что и сейчас, оставаясь преподавателем МГИМО, выполняя какую-то общественную нагрузку, я занимаюсь делами "внутри Церкви". Кроме того, я просто очень люблю преподавать, больше всего. Некоторые говорят (замечу не без кокетства), что у меня это еще и получается. Так что я не хотел бы ни при каких условиях из института уходить.
Вообще, мне кажется, что образование сегодня – это та узловая сфера в жизни нашего общества, без решения проблем которой мы не сможем двигаться дальше. Образование – один из способов получения и передачи системы ценностей. И если эта область будет в запущении, мы потеряем культуру как единую систему интеллектуальных и духовных взглядов на жизнь. А без этого у нас не будет ни общества, ни нации...
Инна Мельникова (30.12.2007 22:52)
Владимир Романович! Мой вопрос такой: "Как сделать так, чтобы в храмах было больше молодежи?"
Смотря кому сделать. Если говорить о нас, христианах, то надо быть внимательнее к тем, кто рядом. Мы каждый день выходим из дома и вступаем в разговор с людьми – в автобусе, на работе, в магазине. И в идеале нужно всегда помнить слова Иисуса Христа: "По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь друг к другу" (Иоанн 13:35). Если мы будем иметь любовь друг к другу и к ближним, то в храмах будет больше молодежи. И вообще больше людей.
Что же касается священноначалия, то есть частные примеры того, что делает Церковь, чтобы в храмы приходила молодежь. Скажем, архиепископ нижегородский и арзамасский Георгий распорядился, чтобы при каждом храме в Нижнем Новгороде была детская площадка. Во дворе домов детям играть негде. А так они будут расти при храме. Думаю, что когда они вырастут, в храме станет больше молодежи.
Попова Марина (01.01.2008 18:07)
Здравствуйте, Владимир. Подскажите, пожалуйста, что можно посоветовать моему другу. У него в квартире происходят странные вещи. По его словам, в квартире помимо него самого живет какое-то существо (полтергейст, домовой и т.д.). Началось с того без посторонней помощи стали двигаться стулья, хлопать двери, включаться бытовые приборы. Позже с этим полтергейстом он вступил в прямой контакт, начал общаться и даже по его словам "это зеленое существо пыталось его душить". Не знаю как относиться к его словам, но человек он адекватный и психическими расстройствами не страдал.
Р.S. Человек он крещенный, но крест не носит. Было время увлекался гаданием, на стенах висят маски (неизвестно от куда и с какой историей), я слышала их наличие в квартире не желательно.
Спасибо.
Не хотел бы здесь пытаться давать детальный ответ. Слишком мало мне известно о Вашем друге. Но если его эта ситуация по-настоящему заботит и если он готов искать ответ в Церкви, то могу посоветовать только одно: поговорить с хорошим священником.
Ольга Кирильченко (03.01.2008 03:34)
Здравствуйте, Владимир Романович.
В вашей статье "Искусство невозможного" (№ 03/47 за март 2007) вы пишете:
"Чуть более десяти лет практически ежедневно встречаясь "глаза в глаза" со студентами, я пытаюсь сегодня ответить себе на вопрос: а что в них изменилось?.."
И далее отвечаете на данный вопрос:
"...Прежде всего совершенно очевидно, что изменились фоновые знания молодого поколения...
...К тому же исчезает существовавшая веками и привычная поколению преподавателей система отношений "учитель – ученик"..."
Это всё ясно. И со многим из этого согласна. Но в основном в данной статье, насколько я понимаю, вы говорите, какими к вам ПРИХОДЯТ в вуз молодые люди – какой багаж фоновых знаний, отношения к преподавателю они ПРИНОСЯТ с собой.
А у меня вопрос: сильно ли меняются эти студенты (в духовном, моральном, мировоззренческом плане) за 5 лет обучения в вузе? (всё же 5 лет – тоже немалый срок, а за десять лет с хвостиком можно проследить полный студенческий путь по крайней мере пяти выпусков). И что в первую очередь, на ваш взгляд, помогает студенту измениться? Какие факторы, моменты в вузовском образовании помогают ему вырасти духовно, сформировать мировоззрение?
Понимаю, что вопрос довольно общий и отчасти вы уже ответили на него в статье "Культурный код" (приходит молодой человек с довольно слабыми фоновым знаниями, и потому словно найти с ним общий язык, но в конце он всё же берётся за книжку, так что есть надежда, что он изменится...) Но, возможно, по вашим личным наблюдениям, всё же можно проследить какие-то тенденции, привести примеры?
Спасибо заранее.
С уважением, Ольга Кирильченко.
Конечно, студенты меняются. Потому что человеку в принципе свойственно меняться. Банально, но за пять-шесть лет люди становятся взрослее. Как это ни странно, со временем понимаешь, что значит возраст, хотя сам по себе он, конечно, не является ни оправданием, ни достоинством.
Что помогает меняться? Общение с людьми. В основном я контактирую со студентами факультета международной журналистики и по ним могу точно сказать, что околоучебная деятельность – поездки, встречи, праздники – очень сильно влияет на внутренний мир. В одних случаях эта деятельность инициирована самим студентами, в других – преподавателями. У нас была традиция: несколько лет подряд мы со студентами ездили в город Саров, а также посещали Серафимо-Дивеевский и Саанксарский монастыри. Это, конечно, были сердцецарапающие поездки. Такое не проходит даром. Другое дело, как и что из этого опыта выносится, насколько он становится твоим, близким и родным.
Очень важным остается общение с преподавателями. Я часто говорю, что система "учитель-ученик" сегодня сломана. Но надо понимать, что это тенденция. Все равно остаются учителя, настоящие, каких немало в нашей высшей школе, в том числе и в моем родном МГИМО. С ними общаются их ученики. И такое общение тоже не проходит бесследно для студента.
Были живые примеры, как человек приходил одним, а уходил другим: поступал в институт и не задумывался о вопросах веры, а когда выпускался, эти вопросы были для него как минимум значимыми, а может быть, и очень важными. А поскольку, с моей точки зрения, вопрос веры – основной вопрос человеческой жизни, для меня было очень радостно, что человек новые грани для себя открывал.
Ольга Кирильченко (03.01.2008 03:54)
Второй вопрос более прозаический.
Понятно, по какому принципу вы выбираете статьи для публикации в вашем журнале "Показать красоту Православия". Об этом было говорено не раз.
А по каким критериям вы выбираете, какие материалы поместить в раздел "Новости" на сайте? Всё же статьи там появляются по одной-две, да и то не ежедневно (что даже хорошо – значит, новости вывешиваются не все подряд, а лишь те, которые нужны, с умом). Притом материалы крайне разнородные – да, конечно, они все в той или иной степени связаны с православием, но... то это объявление очередного мероприятия, проходящего в рамках журнала "Фома", то предостережение не поддаваться на аферы "липовых" батюшек, "священниц", то это статьи про благотворительность, то заметка про Косово, то материал под названием "Обстрелян автобус "Милосердие" (этот текст, к примеру, явно нельзя попросту вписать в концепцию "показать красоту православия" то есть он не противоречит этой концепции, но и не ограничивается ей), то освещение введения в российских школах ОПК... или ещё что иное...
По какому принципу оценивается важность/необходимость публикации той или иной новости на сайте?
Начну с того, что сайт "Фома" – не интернет-представительство журнала, а самостоятельный и отдельный проект, интернет-ресурс, который рассказывает о жизни с православных позиций. Почему такой разнородный выбор? Он отчасти субъективный – на сайт попадают те события, которые, как нам кажется, могут быть интересны посетителям. (А интересы этих людей мы определяем по тем комментариям, которые они оставляют). Готов согласиться, что формально жесткой логики в отборе новостей нет. Хотя некий принцип отбора все-таки присутствует: важно все то, что ломает ложные стереотипы о Церкви. Самые разные, начиная с того, что монахи – неграмотные, и заканчивая тем, что Церковь ничего не делает для общества. И нам хочется, чтобы каждая новость на сайте по возможности подрывала очередной стереотип: либо информировала о чем-то, либо что-то показывала. Например, "Обстрелян автобус "Милосердие". Что это значит? Церковь часто обвиняют в бездействии. А тут получается как раз наоборот: Церковь что-то делает, а часть общества не принимает. И нам важно это сказать...
Мария Балашова (06.01.2008 21:36)
Складывается впечатление, что сегодня для православной церкви миссия дело номер последнее. Намного удобнее тем, "кто уже", вариться в своем компоте, отдельно от тех, кто "еще не". Ты изюм, я чернослив, ну и что мы этому кабачку объяснять будем? Поскольку ваш журнал удачное исключение, прокомментируйте, пож., ситуацию. Может быть, миссионерские задачи апостолов сегодня неактуальны? Или раз Господь Сам избирает, кого поставить на этот путь, тем, кто уже воцерковился, надобно сложить лапки и уйти в "духовный санаторий" (чудное выражение о. Георгия Шестуна)? Простите за напор, но вот у меня сын-подросток плюс два его друга современные и, увы, нечитающие гаврики. Им со своими вопросами к кому, куда? Батюшку на бегу в храме останавливать? А вопросы есть, и удивительные!
На самом деле, мое письмо не столько вопрос вам, сколько предложение. У меня есть проект Клуба православного общения "Самовар" это не треп, а ликбез и затем общение за чаем. Всем нравится. Только дело ни с места. Где-то в Домодедово его используют, но и только. Может, "Фоме" интересно?
С уважением
Мария Балашова, журналист (нецерковное издание), слушатель богословских курсов при МПДА
"Фоме", безусловно, интересно. Приходите с самоваром, попьем чайку. Более того, могу сказать, что наша мечта – это именно клуб, место встречи. "Фома", кстати, во многом и задумывался как журнал-клуб – как площадка для беседы. (Хотя на сегодняшний день у редакторов на общение зачастую не остается, увы, ни сил, ни времени).
Не могу согласиться с тем, что для Церкви сегодня миссия – дело последнее. И священноначалие и мы, миряне, понимаем, что миссия – это главное. Другое дело, что и почему реально делается, а что и почему не делается вовсе. Ведь священник все время куда-то бежит ("набегу в храме") не потому, что ему делать нечего. Как раз наоборот: он, как правило, бежит к кому-нибудь на дом или в больницу причащать умирающего. Это во-первых. А, во-вторых, священники и сами не восторге оттого, что порой вынуждены быть прорабами. Но ведь батюшка не может не восстанавливать храм! Потому что главное его дело – это служить, преподносить людям Таинства. И для этого нужно, чтобы с крыши не капало и чтобы штукатурка не падала на голову. Потому что те же люди, которые сегодня жалуются, что священника не поймать, потом станут жаловаться, что в храме холодно, хор плохой и вообще с потолка капает. Проблема в этом есть? Есть. Видит ее Церковь? Видит. Осознает? Осознает. Может что-то сделать? Пытается. Но откуда на все и сразу силы взять?
Это одна часть проблемы: должно пройти какой-то время. Вторая часть ее, на мой взгляд, заключается в том, что мы, даже будучи церковными людьми, нередко занимаем позицию: "А почему Церковь не делает..." и проч. Но, помилуйте, а мы-то сами что? Разве мы – не часть Церкви? Разве мы не призваны быть свидетелями веры христовой? Разве не нам сказано: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоанн 13:35) А любовь ищет выхода, в том числе и деятельного. Поэтому если кто-то осознает церковные задачи и готов приложить силы – давайте действовать и не отступать, если кажется, что это никому не нужно. Наш журнал почти десять лет шел к своему читателю. Много раз хотелось все бросить и забыть. Бог миловал. И не оставил. Так что приходите с самоваром.
И, наконец, есть еще один аспект проблемы проблемы. Это, как Вы хорошо выразились, логика типа "ты изюм, я чернослив, ну и что мы этому кабачку объяснять будем". Это преступно. Это православный неофитский снобизм. Просто есть люди, которые вчера пришли в Церковь, а сегодня уже убеждены, то звание православного христианина – это привилегия. Что православные – эзотерическая каста, которая с высоты полета своего спасения плюет на погибающее человечество. Это, конечно, катастрофично. Мы задумывали "Фому" как раз от противных позиций, от желания поделиться радостью с людьми. Не свысока, не поучая, но со-радуясь. Ведь Сам Бог пришел к нам в смирении и простоте. Бог, Который велик и невообразим для человека, Сам становится Человеком. И приходит к нам. И говорит: "Царство Божие внутрь вас есть" (Лука 17:21). Как после этих слов можно с кем-то говорить о вере свысока?
При этом всегда есть вопрос, как с человеком говорить. Ведь иные миссионеры хуже не-миссионеров. И армейский принцип "не можешь – научим, не хочешь – заставим" здесь не работает. Это даже миссионерством считать нельзя. Потому что одна из базовых характеристик миссионерской деятельности – это уважение к человеку, с которым разговариваешь. Апостол Павел, например, обращается к афинянам-язычникам со словами: "Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны" (Деян 17:22) То есть, начинает с положительно отношения к их религиозному – нехристианскому(!) – опыту. И в этом – один из, так сказать, методологических принципов миссионерства.
Тот же Павел говорил: "Для всех я стал всем, чтобы приобрести хотя бы некоторых". (1 Кор 9:22) Однако это принципиально не значит "опопсеть". Ведь "опопсение" по сути своей всегда стремится к количеству. А апостол Павел этой фразой сразу заявляет, что количества не будет. Но чтобы получить хотя бы небольшое качественное число, нужно для всех стать всем. Это ни в коем случае не значит подстраивать Православие под вкус масс. Здесь другое – найти к человеку ключик. То, что человека может зацепить. Для кого-то это – кино, для кого-то – литература. Может быть, простота Православия. Или интеллект. Или кирзовые сапоги и – камни в монастыре потаскать. А для кого-то все вместе. И здесь нет насилия. Нет и быть не может.
Карпов Дмитрий Анатольевич (07.01.2008 23:23)
Мой вопрос уважаемому Владимиру Легойде: считаете ли Вы тот образ православия, который формируется Вашим журналом (Православие light) истинным для всех времен, или это лишь уступка времени нынешнему, слабым, привыкшим к комфорту, рассуждающим и эстетствующим гражданам, не способным уже прикоснуться к Тайне? Ведь, простите, читая Ваш журнал невозможно понять ВЕСЬ смысл слов Христа "Дерзайте, я победил мир" и других подобных. Вы, на мой взгляд, лишаете православие глубины, расцвечивая его красками и украшая гирляндами ложных проблем. Вспомните Марфу и Марию...
Уважаемый Дмитрий Анатольевич,
давайте вспомним Марфу и Марию. Мария сидела у ног Христа и слушала Его, а Марфа хлопотала о том, чтобы получше угостить Спасителя. И Христос, обращаясь к ней, сказал: " Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно ". (Лука 10:41) То есть – Сам Христос. С этой точки зрения основной темой журнала "Фома", которую мы сознательно выбираем, всегда остается Христос. Если мы не говорим о Христе, нам это не интересно. Вы, очевидно, считаете, что наши тексты не говорят о Христе. Это Ваше мнение. Я готов его уважать, но, простите, никак не могу с ним согласиться.
Не хотел бы, чтобы мои слова звучали как оправдание, но все же замечу, что и духовник нашего журнала, и множество людей с духовным опытом много большим, чем наш, считают, что "Фома" действительно и не безуспешно пытается говорить с читателем о Христе. Может быть, Вы просто слишком много ждете от нашего журнала? То есть, от журнала в принципе? Любой журнал – это средство массовой информации; он не может заменить книг святых отцов или разговора со священником. Как телевизор – не больше, чем телевизор. И трансляция церковных служб по телевизору полезна только тем, кто лежит дома прикованным к постели и не может быть в храме. Но глупо говорить, что трансляция – это универсальная альтернатива богослужению как таковому, правда? Так и с журналом. Журнал "Фома" – не альтернатива любой другой духовной литературе или живому общению. Это просто журнал. Не больше и не меньше. Смеем надеяться, что не самый плохой.
По поводу Православия-light: в публичном поле мы были одними из первых, кто вообще заговорил об этой проблеме. И самое интересное: нас тут же стали в таком отношении в Православию обвинять! Понимаете, уважаемый Дмитрий Анатольевич, мне не так просто отвечать Вам в целом. Хочется конкретики, чтобы понять, что именно Вы называете Православием-лайт? Скажем, если Вы читали тему ноябрьского номера 2007 года "Ведет ли болезнь к смерти", скажите, где здесь "Православие-light"? Или тему октябрьского номера, скажите, где "Православие-light" в нашем рассказе о новомучениках? Или тему декабрьского номера: какая из двенадцати новелл о любви – "Православие-light"? Если же Вы смотрите на обложку, видите там Бориса Корчевникова, не читаете6 видимо, его интервью и говорите, что журнал – о "Православии-light", то содержательного разговора, боюсь, не получится. (Говорю так, ибо очень часто при попытках дискутировать с теми, кто нас критикует, выясняется, что журнал они не читают.)
Готов продолжить наш диалог и выслушать другие аргументы, только нижайше прошу Вас прочесть темы, которые я назвал.
Любимова Ирина (08.01.2008 07:49)
Важную ли роль в духовной жизни играют особенности темперамента и характера? Не случайно Господом были выбраны Апостолами люди самоотверженные, реально способные всё отдать за истину.
Одно из вариантов христианской антропологии (учения о человеке), говорит, что мы трехсоставны, что в человеке есть дух, душа и тело. Тело и душа – это то, что роднит нас с миром живой природы. А дух – то, что нас из этого мира выделяет. Искра Божия в человеке; то, что дает нам возможность общаться с Богом.
Сегодня под духовной жизнью часто понимают походы в консерваторию или на выставку. С православной точки зрения духовная жизнь – это другое. Это устремление человека к Богу; единство интеллекта и духовных сил в общении с Ним. Поэтому духовная жизнь в собственном смысле слова – это молитва, это богослужения, это пребывание в Таинствах. Ни характер, ни темперамент не могут быть препятствием в духовной жизни. Они, скорее, определяют жизнь душевную – общение с людьми, поведение. Скажем, крайне застенчивый человек вряд ли сможет стать хорошим телеведущим. Но стать глубоко верующим человеком – вполне. Амвросий Оптинский говорил, что приход человека к вере не меняет его темперамента. То есть, разговорчивый не становится сразу абсолютным молчальником, а веселый – постоянно хмурым. Конечно же, вера влияет на всего человека. Но главным образом – на его отношения с Богом. И помешать открыть свое сердце Богу не может ни темперамент, ни характер; но только эгоизм: когда собственное "я" раздувается до таких размеров, что заслоняет от тебя Бога. Но это может произойти с любым: и с холериком, и с флегматиком...
Любимова Ирина (08.01.2008 07:58)
Очень хотелось бы от Вас получить список православной литературы, рекомендуемой для просвещения новоначальной молодежи.
Думаю, ничего особенного я здесь не скажу.
Для желающих узнать о Православии как о духовной и интеллектуальной традиции, я бы порекомендовал работы таких современных авторов, как диакон Андрей Кураев, игумен Петр (Мещеринов), диакон Михаил Першин, священник Алексей Уминский. Тексты игумена Сергия (Рыбко) будут особенно интересны тем, кто увлекается музыкой.
Из текстов уже ушедших от нас авторов ХХ века: работы митрополита Сурожского Антония, епископа Варнавы (Беляева), протопресвитера Иоанна Мейендорфа и протоиерея Александра Шмемана, записи священника Александра Ельчанинова. Очень рекомендую книгу "не от мира сего" про отца Серафима "роуза).
Что касается еще более ранней литературы, то очень важен, на мой взгляд, труд Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" и его же собрание писем. Из духовной классики, разумеется, "Поучение Аввы Дорофея", "Невидимую брань", "Лествицу". Разумеется, классическая литература воспринимается тяжелее, чем тексты современных авторов. Но если новоначальный действительно жаждет узнавать о Православии, то и сложные тексты не станут для него препятствием .
При чтении древних трудов еще важно помнить, например, что знаменитая "Лествица" Иоанна Лествичника – это труд, написанный монахом для монахов на заре монашества. Так что пытаться повторить монашеский подвиг в деталях домашних условиях, думаю, не стоит.
Мельникова Инна Юрьевна (08.01.2008 12:17)
Что нужно сделать, чтобы в храмах было больше молодежи?
Смотря кому сделать. Если говорить о нас, христианах, то надо быть внимательнее к тем, кто рядом. Мы каждый день выходим из дома и вступаем в разговор с людьми – в автобусе, на работе, в магазине. И в идеале нужно всегда помнить слова Христа: "По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь друг к другу" (Иоанн 13:35). Если мы будем иметь любовь друг к другу и к ближним, то в храмах будет больше молодежи. И вообще больше людей.
Что же касается священноначалия, то есть частные примеры того, что делает Церковь, чтобы в храмы приходила молодежь. Скажем, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий распорядился, чтобы при каждом храме в Нижнем Новгороде была детская площадка. Во дворах домов детям играть негде. А так они будут расти при храме. Думаю, что когда они вырастут, в храме станет больше молодежи.
Скальков Илья Анатольевич (08.01.2008 21:37)
Здравствуйте, Владимир Романович.
Иисус на вопрос ученика говорит, что "много обителей в доме отца моего". Может ли это значит, что помимо ада и рая есть что-то еще, промежуточное?
Апостол Павел по этому поводу заметил лишь то, что "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " (Иак 1:9) То есть даже апостол не дерзал больше говорить о великой Тайне, частью которой, безусловно, являются рай и ад. Что мы можем сказать, что рай и ад – это не про место, но про состояние. Рай – это состояние пребывание человека в Боге и с Богом. Я как верующий человек имею надежду на спасение. Но не имею при этом дерзновения думать, что мое пребывание в Боге и с Богом будет таким же как, скажем, у преподобного Серафима Саровского. Поэтому "в доме Отца Моего", безусловно, "обителей много": есть там светлая и радостная обитель для преподобного Серафима, но может быть, найдется какая-нибудь маленькая "комнатка" и для меня.
Скальков Илья Анатольевич (09.01.2008 13:33)
Здравствуйте!
Я не так давно заметил, что в молитвах и святых писаниях к Богу обращаются на "ты"? Почему так при таком страхе и почтении к Нему?
Я бы не стал здесь говорить о страхе перед Богом как о какой-то сущностной характеристике веры. Экклизиаст говорит: "Начало премудрости – страх Господень" (Притч 1:7). Именно начало. То есть, если ты от этого страха не избавляешься, то на этом начальном уровне и остаешься.
А в святоотеческой литературе традиционно говорится о трех этапах общения человека с Богом: этап раба, наемника (слуги) и сына. Раб подчиняется и служит из страха. Наемник – в надежде на награду. Но сын повинуется из любви. Человек в своем пути к Богу нередко проходит через все три стадии. Но цель у него все же – сыновье состояние. И как говорит нам Евангелие, "совершенная любовь изгоняет страх". (1Иоанн 4:18) Поэтому в желаемом Богом отношении к Себе страха нет. Есть благоговение и понимание.
Что же касается обращения на "ты". Бог ближе, чем мы думаем. Ближе чем самый близкий человек. Очень часто Бог к человеку ближе, чем сам человек к себе. Поэтому даже когда мы не можем найти утешения в себе или самых близким, мы можем обрести его в Боге. И как к Нему после этого обращаться на "Вы"?
Другое дело, что я бы не стал придавать слишком большое значение тому, как мы к Богу обращаемся – на "ты" или на "Вы". В современном английском языке, например, нет подобного разделения: слово "you" (вы) объединило оба этих обращения. Но было бы ошибкой делать на этом основании вывод, что на английском к Богу обратиться по-настоящему нельзя.
Ирина Октябрь (11.01.2008 11:38)
Здравствуйте Владимир. Задаю вопрос просто как главному редактору. Нет ли у вас материалов об Александре Абдулове? Возможно, обращаюсь не по адресу. Тогда прошу извинить меня. С уважением, Ирина.
Уважаемая Ирина!
К сожалению, у нас нет готовых материалов об Абдулове. Но, возможно, такой материал и появится, потому что, насколько нам известно, Абдулов очень много помогал своим знакомым и даже незнакомым людям, никак эту деятельность не афишируя. Эта сторона его жизни мало известна, но поскольку подобный разговор весьма деликатен, к нему и подходить нужно осторожно. Так мы и будем действовать. Во всяком случае, нужно помнить, что правильно и важно сейчас молиться об упокоении его души.
Петр Королев (11.01.2008 16:05)
Владимир Романович, Вы как-то собирались в рамках курса журналистики при ИС РПЦ прочитать лекцию об организации работы молодежного издания.
Эта лекция состоится в обозримом будущем?
Уважаемый Петр Сергеевич,
у меня сейчас нет информации по поводу курсов журналистики. Но если меня пригласят, то лекция состоится. Точно также она может состояться и в Духовной академии и семинарии. Я всегда готов выступить не только с этой темой, но и с любой другой, которая вас интересует и находится в пределах моей компетентности.
Любопытный (13.01.2008 11:46)
Я хочу не задать вопрос, а просто сказать Вам спасибо! Ваш сайт (бумажный журнал я в глаза не видел) помог мне в моем пути к Богу. Как минимум, он избавил меня от длительной (несколько месяцев) депрессии. Материалы, публикуемые в "Фоме", не только полезно, но и интересно читать. А возможность комментировать дает общение, которого я по обстоятельствам жизни лишен. Спасибо Вам и успехов в Вашем непростом деле!
Хотелось бы и Вам сказать спасибо за ваши слова, которые очень помогают нам в периоды депрессии, которые наступают иногда и после некоторых откликов читателей. Большое Вам спасибо за внимание. Вы говорите, что не видели бумажный журнал. Мы готовы рассмотреть этот вопрос, поскольку у нас есть возможность благотворительной подписки, благодаря некоторым благодетелям журнала. Свяжитесь, пожалуйста, с нами по адресу: podpiska@foma.ru
Dix Karina Alexandrovna (13.01.2008 22:18)
Лучший совет, который Вам когда-либо давали?
Уважаемая Карина Александровна!
Я не могу ответить на этот вопрос вот так, сходу.
Что касается советов, то само это слово у меня сразу ассоциируется с афоризмом Ларошфуко, который говорил, что "мы ничего не раздаем с такой легкостью, как советы". Соответственно, цена совета – это вещь спорная. Но если говорить серьезно, то лучшие советы, которые я когда-либо получал – это советы духовника, но они касаются той сферы, о которой я не готов говорить публично.
Dix Karina Alexandrovna (13.01.2008 22:22)
Главная проблема США сейчас?
Не знаю, связан ли этот вопрос с тем, что я по образованию американист. Но дело в том, что последние несколько лет я не следил профессионально за тем, что происходило в Соединенных Штатах. У меня немного сместился вектор интересов. Я не готов дать никакой экспертной оценки происходящему там. Но по моим ощущениям, которые у меня остались от посещения Мексиканских Соединенных Штатов несколько лет назад: Мексика может стать очень большой проблемой Америки в среднесрочной временной перспективе. Но это скорее интуитивное суждение, чем рациональное и обоснованное.
Ольга Кирильченко (15.01.2008 04:27)
Здравствуйте, Владимир Романович!
Чуть более года назад у нас на сайте МЖ было опубликовано ваше интервью "Владимир Легойда: Христос в имидже не нуждается" (http://www.mzh.ru/press/?id_news=300). Оно, в принципе, было посвящено выходу вашей книги "Мешают ли джинсы спасению", но меня тогда особенно тронули определенные ваши слова, в самом конце:
"Вот когда я дружил с девушкой, я все не мог понять: люблю ее или не люблю, и спрашивал мнение у своих друзей. У всех были свои варианты определения любви, и все они в моем случае, в конце концов, оказались неправильными."
Понятно, что это была лишь иллюстрация (и очень удачная) к объяснению, как понять, когда же человек созрел для прихода в храм... но меня всё же тронули эти слова в отрыве от контекста, отдельно.
Что же вы вкладываете в понятие любви? Как для себя, после тех исканий и "неподходящих" определений знакомых, определяете для себя это слово сами?
Просто нередко, и на страницах вашего журнала в частности, сталкиваешься с определением слова "любовь" как чувства-отношения в другому, предполагающему жертвенность. Причём чувства более зрелого, чем мимолётная влюблённость... Эдакая влюблённость, взрощенная трудом, терпением, жертвенностью...
И я, пожалуй, с этим определением согласна.
Но прочитав то интервью, я искренне недоумевала: неужто никто из ваших друзей тогда не предложил вам такого определения?
Или смысл в том, что сколько об идеальной жертвенной любви ни говори, пока человек на собственном опыте не прочувствует – без толку? :) Мол, всё равно это будет не то же самое, пока не испытает сам...
Судя по приведённому вами примеру, скорее, так. В таком случае мой вопрос вообще неправомерный – следовало бы не спрашивать, а искать самой... :)
Но больно уж интересно – какие выводы вы для себя сделали из того вашего случая? На чём остановились? Что такое "любовь"?
Спасибо заранее.
С уважением,
Ольга Кирильченко
Я думаю, что все вопросы о любви парадоксальным образом являются самыми простыми и самыми сложными в нашей жизни. С одной стороны, когда любовь есть, она снимает все вопросы и тем более их не вызывает. Я говорю о любви к Богу, к другу, к любимому или к любимой.
С другой стороны, когда любви нет, то вопросов о ней очень много, но попытки ответов на них далеко не всегда решают существующие проблемы. Для меня лично, в моем сознании и ощущении жизни, предельно важными и наполненными главным смыслом являются евангельские, о том, что "Бог есть Любовь". (1 Ин 4:8) Но Бог, также, есть и величайшая Тайна, может быть, единственная подлинная Тайна для человека на земле. И на этом в разговоре о любви можно умолкать. Потому что любой разговор о тайне – это в каком-то смысле профанация.
А если рассуждать ближе к "человеческому", то мне, как любителю прятаться за афоризмы, очень близки слова Михаила Пришвина: "Любовь – это такая загадочная страна, в которую каждый плывет на своем корабле, и каждый на своем корабле – капитан". Каждый человек в любви находит и испытывает своё. У кого-то чувства похожи, у кого-то совершенно различны. Кому-то спокойно со своим избранником, кому-то наоборот беспокойно, но при этом все это – любовь.
И третий момент, который я бы хотел отметить – вслед за Клайвом Льюисом, который очень верно подчеркнул в "Письмах Баламута" типичную человеческую ошибку, когда за любовь принимают то, что присутствует в начале отношений. Тогда как подлинная любовь – это то, что складывается через годы. Я с этим совершенно согласен. Ошибка, подмеченная Льюисом, в значительной мере усилена таким культурным явлением, как романтизм, который на бытовом, плоском уровне выражается фразой "Ушла любовь, завяли помидоры". Это величайшая ложь человеческой жизни. Получается, что когда у тебя есть какое-то влечение, ты горы сворачиваешь, стены проламываешь, стихи пишешь, а если что-то не заладилось, то уходишь, потому что имеешь право. Новое платье зашелестело и уже поешь серенады другому человеку. Вроде бы как это норма в любви и никак нельзя тут противиться чувству и прочая чушь. Чушь несусветная! Потому что любовь надо заслужить и выстрадать, и не только в эмоциональном томлении по "объекту", но так, как метко сказано у апостола про человеческие отношения вообще: "Друг друга тяготы носите, и тем исполните закон Христов". (Гал 6:2)
Итак, мне кажется, что подлинная любовь – это то, что приходит через годы, что нарастает, а не романтически тает. Это не значит, что начало отношений – это неважно. Нет. Начало, романтика – зерно. И оно либо прорастает в тебе, либо нет. Влюбленность – это хорошее, правильное, зачастую, чистое чувство. Но оно либо перерастает в любовь, либо нет.
Для меня, как для христианина, совершенно естественно, что Бог – есть Любовь. Потому что любовь и вера – по сути близки и по проявлениям очень схожи. Например, ты пришел к Богу, и твой мир перевернулся, он засиял разными красками, но в этом нет твоей заслуги. А дальше ты должен пострадать, должен это понести, потому что это тяжело. Этот цветной мир много требует от тебя, ты не можешь ничего не делая, заплывая духовным жиром, наслаждаться духовной радостью – так не бывает.
Это некий закон жизни. Ты сам, не прилагая каких-то усилий, не будешь испытывать этой радости. Не тебя Кто-то ее лишит, а ты сам не будешь ее испытывать.
Кто занимается спортом, тот знает, что есть понятие "мышечная радость" радость от физических упражнений. И все понимают, что нельзя испытывать "мышечную радость" лежа на диване, уплетая булочки, куря сигару и глядя в телевизор. Мышечная радость ниоткуда не возьмется; и не потому, что тебя кто-то наказал, а потому что ты сам не хочешь трудиться. В духовной жизни, в отношениях с Богом, как и в любви – все тоже самое.
Любовь вначале – всегда дар. Влюбленные еще ничего не сделали, чтобы им жить. Но на небесах их уже соединили. И у них есть выбор – либо жить на небесах, либо с них спуститься и разойтись в разные стороны.
В этом весь смысл –человек должен понимать, что любовь требует усилий. А усилия связаны с тем, что ты понимаешь, что не можешь переделать человека под себя, но это не значит, что ты должен ему потакать во всем. Жертвенность, которая должна присутствовать, не тождественна потаканию. Нужно найти правильную дорогу между жертвенностью, которая подобна потаканию и той гранью, когда ты ломаешь человека.
И, конечно, не нужно бояться того, что любовь это труд. Почему-то мы считаем, что чтобы получить научную степень – нужно потрудиться, чтобы стать спортсменом – тоже, а вот чтобы любить – не нужно. Для меня в этом нет логики. Поэтому, я убежден в том, что любовь дается как семя, как зерно, и чтобы оно выросло его нужно удобрять.
Юля Королева (15.01.2008 14:53)
Владимир Романович,
Я слушала Ваше интервью на Маяке Бачинскому и Стиллавину. Я их вообще каждый день слушала пять лет. Вы, вроде бы, собирались его пригласить в журнал для каких-то совместных проектов?
Теперь вот, видите, Гена умер... Может быть, поговорим об этом? Не знаю, в каком формате, но потребность обсудить есть.
Спасибо!
Уважамая Юля!
С Геннадием Бачинским мы не просто собирались сотрудничать, но, в принципе, сотрудничать начали, только вот не успели реализовать даже первоначальные планы. Геннадий должен был ответить на вопросы наших читателей, в рамках того проектаточно также, как и я сейчас отвечаю на Ваш вопрос. Это был один из наших проектов сотрудничества. В февральском номере мы написали о Геннадии так, как чувствовали. Нам бы очень хотелось, чтобы это интервью прочитало как можно больше людей, но именно с тем, чтобы сейчас, когда его нет, все мы, читая материал обратили те сомнения и возражения, которые возникнут, на себя. Геннадий уже предстоит перед Высшим Судьей, а мы еще здесь и что-то можем в себе исправить. И, конечно, поскольку мы, как христиане, верим в действенность молитв об умерших, нужно молиться о людях, которые уходят. Это связь, которая может быть сильнее, чем какая-то еще. Это как раз и есть одно из проявлений любви, о которой мы рассуждали, отвечая на другой вопрос.
Читатель (16.01.2008 16:55)
Пару человеческих (насущных) мечт сможете назвать?
этот вопрос я хотела задать Бачинскому, но не успела, если возможно ответьте Вы. Спасибо за инфо о нем на сайте. Я уверенна, такого его мало кто знал.
Мне трудно говорить, потому что я не до конца понимаю вопрос Читателя. Насущные – это значит, что они земные, простые или, может быть наоборот?
Конечно очень хотелось бы, чтобы как можно больше людей узнало о той радости, который движет нами людьми, делающими "Фому", и которая привела к созданию нашего журнала. Потому что и для создателей журнала и для людей, которые в нем работают, это не просто место, куда ты приходишь проводить рабочие часы. И хочется поделиться этим со многими людьми.
Кроме того, просто с профессиональной точки зрения, я убежден, что в тиражном выражении, "Фома" далек от своего предела. И я мечтаю, чтобы у нас было больше друзей. Именно друзей, потому что мы не рассматриваем читателей, как потребителей некоего продукта. Мы относимся к читателям, как к друзьям и они становятся нашими друзьями.
Еще я мечтаю, чтобы то чувство и желание, которое привело меня в 1994 году, в студенческую аудиторию как преподавателя, не угасало, несмотря на все сложности в образовании, с которыми я сейчас лично сталкиваюсь и которые мне непросто даются. Чтобы они каким-то образом привели к позитиву в итоге. Потому что я ценю и испытываю большую радость и удовольствие от общения со студентами. И я считаю, что интеллектуальная и человеческая дружба очень важна в общем плане и для меня лично. Потому что те отношения, которые у меня складывались с преподавателями, в мою бытность студентом, и которые у меня сейчас складываются с аудиторией – для меня очень важны.
Однако, мне кажется, что сейчас условий, для складываний этих отношений стало меньше. Но я также понимаю, что глупо сидеть и жаловаться на это. А нужно как-то выходить из этой ситуации, и при этом выходить с победой. Вот об этом я мечтаю и думаю.
А если говорить о совсем человеческом и близком всем, то, есть такое понятие – дом. И вот мне очень хочется, чтобы был дом. И дело здесь не в метраже, не в месте и даже не в экологии, а в том, чтобы чувство дома имело какое-то материальное выражение. Человек – создание психофизическое. И если у него есть тело, оно должно находиться в каком-то пространстве.
Читатель (16.01.2008 17:00)
Как на Ваш взгляд обстоит сегодня дело с миссионерской деятельностью в молодёжную среду? И нужна ли она? С чем не согласны? Чего не хватает?
Ответьте честно,пожалуйста.
Большое спасибо за вопрос. Я хотел бы уверить Читателя, что я всегда отвечаю на вопросы предельно честно. Я думаю, вообще лгать и тем более в данном, конкретном случае, бессмысленно.
Конечно, миссионерская деятельность нужна. Дело с ней обстоит непросто, в каких-то вещах даже плохо, но это закономерно. Потому что миссионерская деятельность – это не какая-то независимая, автономная часть церковной жизни. Миссионерство – это одно из проявлений этой жизни, связанное со всеми другими. А поскольку у нас общая ситуация проблемная, то и миссионерская проблемная по многим параметрам. Например, у нас отсутствует официальная церковно-богословская оценка того времени, той цивилизации, которую мой товарищ Дмитрий Сладков очень удачно назвал информационно-финансовой. И вот церковной оценки феноменов этой цивилизации у нас нет. Например, на недавнем круглом столе в Арзамасе, посвященном Церкви и СМИ, некоторые участники говорили, что "я как журналист должен о чем-то написать, а как православный человек – не могу". Это, с одной стороны, абсурд, а, с другой, реальность. И то, что такая ситуация возникла говорит о том, что у нас нет внятных церковно-богословских ответов на какие-то феномены, например, на средства массовой информации и их роль.
Мне кажется это очень важным, потому что Церковь живет в открытом информационном пространстве и игнорировать это бессмысленно.
Миссионер – это служение со своими опасностями. Опасность миссионерская, это подмечено не сегодня и не мной, заключается в том что переходя на понятный аудитории язык, он не всегда в заданном формате может дать все большие смыслы, которые стоят за данной фразой или словом.
Не согласен я с тем, что их нужно пытаться втиснуть в этот формат. Но вместе с тем, нужно прекрасно понимать, что миссионер всегда рискует в искаженном виде представить то, о чем он говорит. Это очень важно.
Борисова Раиса (17.01.2008 15:00)
Читаю свежие номера ведущих православных журналов с вниманием и интересом, но хранить эти святыни с каждым годом все сложнее, места в доме маловато. Интернет и другие электронные средства хранения информации один из способов решения проблемы. Сожаления мои в том, что взять в руки, полистать в таком виде любимый журнал довольно проблематично, нужно распечатывать и т.п., вопрос этот уже рассматривался в журналистских кругах хотелось бы узнать мнение Владимира по этому вопросу.
Уважаемая Раиса!
Я думаю, что журналы электронные потесняют бумажные версии, но не вытесняют их. В этом смысле бояться их не стоит. Они могут вытеснить, судя по письму Раисы, человека из квартиры, а вот интернет издания вытеснить печатные вряд ли смогут, хотя, наверное, в каких-то фантастических фильмах о будущем можно увидеть мир без единого листа бумаги...
Но я человек книжной культуры, печатной. Мне кажется, что создается совершенно разное ощущение от текста на бумаге и в электронном виде. Но не нужно делать из этого трагедию. Потому что я, например, знаю людей, которые считают, что текст набранный на машинке и текст набранный на компьютере – это разные вещи. Есть писатели, которые до сих пор пишут от руки. Так, конечно можно и до перьев дойти, но... Мне кажется, что это индивидуальная вещь. А наша цивилизация какие-то знаковые вещи не уничтожает, просто появляется много нового... И я не считаю, что эти вещи являются альтернативными. Я, например, сейчас приобщаюсь к такому явлению, аудиокнига. Но это не значит, что я, покупая диск с "преступлением и наказанием", с радостью подхожу к книжному шкафу и выбрасываю или отдаю кому-то книгу и вставляю на ее место диск. Нет. Просто это еще одна форма.
Да, и еще одно. Конечно, святынями наши издания не являются. Святыни – это места, связанные с земеной жизнью Христа и со святыми людьми, мощи, иконы. Но не журналы и газеты.
Читатель (17.01.2008 16:47)
-Назовите 3 личности (желательно современники) которые служат Вам "эталоном" настоящего человека? если можно обоснуйте:)
У меня нет эталона "настоящего человека", при такой постановке вопроса. Потому что любой человек ненадежен, как говорит Библия "Всяк человек – ложь" (Рим 3:4) , то есть ненадежен, говоря по-русски. Но это не значит, что в силу этой ненадежности я ни кому не доверяю. Скорее наоборот. Но у меня другой подход к этому вопросу. Мне легко назвать три личности, которые сыграли в моей жизни большую роль. Поскольку я, в принципе, мыслю в категории учитель ученик, то у меня в жизни было три учителя, которые мне очень дороги.
Первый – это Вячеслав Николаевич Дьяков, учитель физики из города Кустаная, откуда я родом. Хотя в школе я у него никогда не учился, но именно он стал для меня первым настоящим учителем. Это человек, который научил меня читать. Не в смысле азбуки, а в смысле серьезной литературы. Привил вкус к серьезному чтению, научил интеллектулаьной работе. И начало моего пути к христианству связано именно с ним. Ему я вообще многим обязан и всегда с большой теплотой его вспоминаю, хотя мы и не так часто сейчас общаемся.
Второй человек – это Юрий Павлович Вяземский, который был моим учителем и в прямом смысле: я у него писал диплом и диссертацию. Никогда не забуду, как Юрий Павлович специально создал фиктивный спецкурс, записав туда нескольких человек, чтобы мы могли с ним в институте встречаться и обсуждать тексты русских философов, а потом и другие книжки. Потом была программа "Умники и Умницы", на котороый мы с друзьями работали, будучи уже студентами. Благодаря Юрию Павловичу я впервые вошел в аудиторию как преподаватель... Этот человек мне крайне дорог, я ценю его внимание и наши отношения. Я благодарен Богу, что могу находиться рядом с таким человеком.
И третий учитель – это игумен Герман (Подмшенский). Человек, который в свое время с Юджином Роузом, будущим иеромонахом Серафимом, основал православный монастырь в Калифорнии. Игумен Герман перевернул мое представление о вере и о православии, и благословил издавать православный журнал. Он – это один из интереснейших людей, которых мне довелось в жизни встречать.
Конечно, были и есть и другие люди в моей жизни. Особое спасибо и поклон до земли родителям и любимой сестре. Моей школьной учительнице Эльвире Николаевне Федоровой...
Молодости свойственно думать, что "я всего добьюсь сам", но с возрастом понимаешь, что у тебя бы не было вот этого, если бы в свое время ты не встретился с этим человеком и вот этого тоже бы не было...
Я с каждым днем все больше понимаю, сколько во мне от этих людей И мое чувство благодарности с каждым днем растет. Правда, я не готов согласиться с Дон Кихотом, который считал, что "самый страшный грех – это неблагодарность", но что это действительно серьезный грех – с этим я согласен.
-"Идеальное миссионерство" какое оно по Вашему? что в сегодняшней ситуации Вам ужасно не нравится?
Идеальное миссионерство – это то, которое говорит о Христе и ведет ко Христу. Большего я здесь сказать ничего не могу, потому что специфика православного миссионерства заключается в том, что оно принципиально не алгоритмизируется. И как только мы пытаемся создать универсальный алгоритм православного миссионерства – мы сразу проигрываем.
В этом наше принципиальное отличие от протестантской или псевдопротестанской миссии (не хочу никого обижать), когда выходящим на улицу миссионерам выдаются методички, где написано как общаться с разными людьми: если встречается девушка в платке – говоришь так, а если мужчина с рюкзаком – иначе.
Этом смысле никакого алгоритма у православной миссии нет. Миссионер должен вести к Христу и для этого почти все средства хороши. Но это не значит, что цель оправдывает средства, потому что сама Цель налагает определенные обязательства на средства.
Что мне не нравится, я уже ответил выше. Но могу добавить что модель учитель-ученик, о которой я говорил, в современной среде либо совершенно не органична, либо менее органична, чем в прошлом. Мне не нравится то, что мы привыкли к этой модели, а молодежная среда это не приемлет. И эта задача требует решения. Нам нужно понять, как действовать в других условиях.
Место на планете, куда тянет и тянет? почему?
Такое место – это Флоренция. Я там несколько раз был, один раз почти два месяца... Не знаю, почему. Просто очень люблю этот город.
Читатель (17.01.2008 16:50)
На вопрос "что значит для Вас Ваша семья"-можно ответить одной фразой.Как бы звучала фраза В.Легойды?
Раз требуется одна фраза, то я бы написал так: "Любовь; малая Церковь".
Кристина Иванова (18.01.2008 16:03)
Есть такие люди, которые своей деятельностью или стилем жизни невольно меняют жизнь окружающих, делают мир цветным, как Вы сами однажды выразились. Тем более, если эти люди имеют дело со словом, а вначале, как известно, было Слово. Мне кажется, Вы как раз из тех, кто способен повлиять на чью-то жизнь и очень сильно. Так вот, наверняка, к Вам приходит много откликов с благодарностью за существование "Фомы". Можете вспомнить самую интересную историю своего читателя, которая произвела на Вас огромное впечатление и дала понять, что "Фома" действительно переводит человека в иную систему координат. И еще. Митрополит Антоний Сурожский пишет о трех встречах: человека с Богом, человека с самим собой и с другими. Расскажите о Вашем опыте этих трех встреч, пожалуйста.
Дорогая Кристина,
бльшое спасибо за теплые слова. Таких историй было немало, но какую-тоодну я вспомнить затрудняюсь. Все они нам одинаково дороги.
Что касается "трех встреч", то пока не готов ответить Вам на этот вопрос. Но обещаю подумать.
Вегерин Василий Иванович (18.01.2008 20:29)
Уважаемый Владимир!
В журнале "Фома" за август 2007 с интересом прочитал статьи про сказку. Хотелось бы узнать мнение о творчестве и произведениях Александра Грина.
Уважаемый Василий Иванович!
В свое время в "Фоме" была опубликована статья Алексея Варламова "бегущий по волнам". К сожалению, ее пока нет на сайте, но, надеюсь, в ближайшее время появится.
Морозов Павел (19.01.2008 15:48)
Я часто слышу заявление о том, что поклонение мощам это языческая традиция. Что ответить по существу, дабы не превратить все в спор о терминах?
В Бурятии есть XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов. До сих пор не могут прийти к единому мнению: он умер или ещё жив, поскольку его тело не мумифицировалось, нет признаков усыхания или разложения. Каково принципиальное отличие "наших" от "ненаших", кроме изначальной принадлежности к какой-либо конфессии.
Уважаемый Павел,
Мы не поклоняемся мощам. Христане поклоняются лишь Самому Христу. Что же касается святых людей, их мощей и икон, мы их почитаем как то, что помогает нам Обратиться к Богу. Иными словами, мы твердо соблюдаем заповедь, данную еще Моисею: " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им" (Исх 20:4-5). Язычество – поклонение кому или чему-либо вместо Бога. В почитании мощей, святых или икон это замещение (вместо Бога) не происходит. Мощи почитаются именно как символ и связь с воскресшей плотью, побеждающей с помощью Христа, мир, но не как результат особого просветления человека, открывшего в себе "природу Будды", например.
Любовь (19.01.2008 20:17)
Почему к Богу мы обращаемся на "Ты", иеромонахи тоже часто просят употреблять такое обращение, а к "своим" приходским батюшкам всегда на "Вы"?
Уважаемая Любовь,
Выше я уже частично ответил на этот вопрос. Могу лишь сказать, что парадоксальным образом Бог к нам ближе, чем самые близкие люди. И Бог, оставаясь непознаваемой Тайной, в чем-то более понятен, чем другой человек. И уж точно более надежен, чем люди.
Люси (20.01.2008 13:23)
Владимир Романович, как много Вашим духовным опыту и росту дает работа со студентами?
Уважаемая Люси,
Не знаю, это вопрос к моему духовнику, наверное. Работа со студентами способствует, все-таки, прежде всего каким-то душевным изменениям, переживаниям. Внимательное отношение к молодым помогает не застыть и не забронзоветь.
Михаил Тимофеевич (20.01.2008 13:25)
Владимир! Вы много работаете с молодёжью. Скажите, пожалуйста, что вас более всего радует в настроениях молодых людей сегодняшнего дня, а что огорчает, если сравнить с временами 80-х годов?
Радует то, что в их отношении к вере меньше скепсиса и больше радостной готовности верить и служить. Огорчает, что нередко меньше глубины, чувства ответственности и интереса к людям.
Ирина (20.01.2008 14:04)
Владимир, если бы Вы вдруг потеряли всё, что теперь имеете, Представьте: журнал закрыли, с работы уволили, печататься запретили и многое другое. Чем Вы занялись?
Спасибо.
Уважаемая Ирина,
очень важный и очень сложный для меня вопрос. Хочется, конечно, ответить, что я не пал бы духом и продолжал – в рамках тех возможностей, которые остались бы, и тех сил, которые не растерял бы, идти по ранее выбранному пути...
Я не знаю, чем бы я занялся. Я благодарен Богу, что Он не ставил меня пока в подобные ситуации выбора, так как не могу легко и с уверенностью сказать, на что хватит моих сил. Но я очень надеюсь, что если такая или любая другая ситуация "испытания на прочность" возникнет в моей жизни, я смогу, с Божией помощью, не отказаться от тех идеалов, которыми сейчас живу. Это для меня действительно важно и существенно. А пытаться детализировать ответ (пойду работать дворником, попрошусь преподавать в школу и т.д.) считаю бессмысленным, так как все равно не знаю, что произойдет на самом деле. Но Вам я за вопрос благодарен, так как нередко его задаю себе сам.
Источник: Фома. Ру