Участники прошедших 31 января в Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург) III Патристических чтений "Мученичество и святость в ХХ веке" (христианские традиции в современном обществе и культуре) обсудили вопросы влияния исторического опыта новомучеников и исповедников прошедшего столетия на представления современных христианских церквей и светской общественности о святости и мученичестве.
Разработанная год назад в недрах правительства Санкт-Петербурга и почти канувшая в лету "Программа Толерантность", призванная покончить с проявлениями национализма и ксенофобии преимущественно в среде молодежной, оказалась востребованной... в мирном сообществе историков Церкви, богословов и философов, исследующих жития и опыт новомучеников ХХ столетия. С одной стороны, можно выразить признательность властям Северной столицы, включившим тему "Мученичество и святость" в упомянутую программу воспитания всеобщей терпимости и политкорректности. С другой попытаться осмыслить, насколько совместимы понятия "толерантность" и "мученичество", о чем на протяжении целого дня и вели дискуссии участники очередных III Патристических чтений.
Общий тон чтений, на наш взгляд, был удачно задан профессором СПбГУ Игорем Ивановичем Евлампиевым, считавшем, что христианское мученичество в ушедшем ХХ столетии и мученичество первых веков христианства понятия вполне тождественные, и к ним могут быть применены научные методы, известные в церковной истории, патрологии, богословии.
Профессора-философа дополнил один из руководителей российско-итальянского фонда "Диалог культур", кандидат физико-математических наук Юрий Александрович Ромашев. По мнению ученого и организатора чтений, в анализе темы "Мученичество и святость" необходимо актуализировать прошлое и посмотреть через его призму на настоящее, что должно привести к христианскому осмыслению событий ХХ века. Подобный подход и будет способствовать объединению христианской и светской общественности.
Возможно, дальнейшие доклады чтений не вышли бы за рамки академичности. Но обстановку вскоре разрядило яркое, захватывающее и в то же время наполненное точными историческими фактами выступление секретаря Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии РПЦ, профессора СПбДА протоиерея Владимира Сорокина.
Прежде всего, о. Владимир ответил на вопрос участника прошлогодних II Патристических чтений профессора Высшей католической семинарии (С.-Петербург) о. Фьоренцо Реати об издании "экуменического мартиролога". Такой "Мартиролог", по заявлению о. Владимира, уже издан и насчитывает 3062 имени пострадавших за веру в период богоборчества, из них только 2070 православные, остальные же старообрядцы, обновленцы, католики, лютеране, мусульмане, иудеи... "Это и является ответом на вопрос об издании "экуменического мартиролога", ведется работа над вторым изданием", сообщил секретарь Комиссии по канонизации. Но протоиерей Владимир Сорокин также подробно остановился на том, что "тема мученичества очень деликатная и требует осторожного к себе отношения". Подобная деликатность обусловлена не чем иным, как постановкой вопроса о "светской святости" (на многочисленных примерах Западной Европы), когда "святым" признается человек, претерпевший страдания, мучения и даже смерть (в гитлеровских концлагерях или сталинском ГУЛАГе), но при этом остающийся вне какой-либо религиозной традиции. Такие люди, отметил о. Владимир, "герои, мученики, достойные доброй памяти, но это никак не касается понятия святости". Кроме того, подчеркнул профессор-протоиерей, "ХХ век мучил людей по признаку веры: безбожие и атеизм пытались одолеть веру, любовь, принципы, свойственные всем религиям".
Более четко о внерелигиозной святости рассказал участникам чтений профессор СПбГУ Михаил Семенович Уваров в докладе "Тема жертвы в мировом искусстве". Здесь, по словам ученого, существует "проблема Шиндлера" (названная в честь героя кинофильма "Списки Шиндлера"), человека не религиозного, но рисковавшего собственной жизнью ради спасения евреев от уничтожения в концлагерях. Ради чего, ставит вопрос ученый, человек готов принести себя в жертву? Тем не менее, во все времена жертва была необходима, считает М. С. Уваров, об этом же повествуют фильмы отечественного кинорежиссера Андрея Тарковского.
Но святость может быть явлена только в мученичестве за Христа. Во взглядах на этот вопрос сошлись многие участники III Патристических чтений. Словно в подтверждение этой мысли прозвучал доклад доктора исторических наук, сотрудника Комиссии по канонизации святых и Центрального госархива Санкт-Петербурга Михаила Витальевича Шкаровского, выступившего с докладом "Новомученицы Санкт-Петербургской епархии в 20-е 30-е годы". На сегодняшний день, отметил церковный историк, в базе данных Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета находится 30600 имен новомучеников, но лишь "немногие из них миряне, хотя в период "большого террора" наибольший удар пришелся по мирянам, и именно женщинам".
По М. В. Шкаровскому, найти сведения в архивах госбезопасности и рассказать о подвиге новомучениц и исповедниц священный долг современных агиографов. "За декабристами в Сибирь пошли всего девять жен и две невесты, и об этом повествуется столетиями, но до сих пор не изучен подвиг русских женщин, последовавших за своими мужьями в годы сталинских репрессии", не без скорби отметил ученый. Далее, в докладе он подробно рассказал о духовных дочерях святого праведного Иоанна Кронштадтского, переживших гонения от советской власти игумении Ангелине (Сергиевой), монахине Иоанне (Лежоевой), а также о претерпевших застенки и страдания игумении Серафиме (Голубевой) и монахине Анастасии (Платоновой). "Канонизация новомучениц продолжается", заверил участников чтений сотрудник Комиссии по канонизации святых.
"Мы живем в беспрецедентную эпоху явления веры Христовой, и имеем живым примером людей, свободно шедших на мученичество за Христа", с такими обратился к собравшимся сотрудник российско-итальянского фонда "Диалог культур" Александр Анатольевич Клестов, сопоставляя примеры мученичества в первые века христианства (на материалах труда агиографа XIII столетия Иакоба де Ворагине) и свидетельства о мучениках и исповедниках ХХ века. Отсюда и вывод ученого: "мученичество первых христиан и новомучеников должно быть принято в едином литургическом пространстве".
Участники форума обсудили и термин "толерантность", ради которой правительство Санкт-Петербурга (отдел по связям с религиозными объединениями) и поддержало нынешние Чтения. "Толерантность", неоднократно подчеркивали собравшиеся, не должна превратиться в навязываемую извне терпимость к появлению зла. Понятие "толерантность" должно значить "взаимоуважение, взаимообогащение" и ни что иное.
III Патристические чтения "Мученичество и святость в ХХ веке" прошли по благословению митрополита Санкт-Петербурского и Ладожского Владимира (Котлярова) и при участии Российско-итальянского фонда содействия науки, культуры и искусства "Диалог культур", Республиканского гуманитарного университета СПбГУ, Центра современной философии и культуры им. В. А. Штоффа, Института истории христианской мысли (Русская христианская гуманитарная академия) и Межцерковного партнерства "Апостольский город Невская перспектива".
Источник: Богослов ру