В последний год отношения между католической Церковью и православными Церквами развивались положительно, как в том, что касается характера отношений, которые можно с полным правом назвать братскими, так и в богословском диалоге, несмотря на имеющиеся в обеих этих областях проблемные аспекты. Наиболее знаменательным событием стала десятая пленарная сессия совместной международной комиссии, состоявшаяся в Равенне с 8 по 15 октября прошлого года, на котором был одобрен пятый совместно разработанный документ, воспринятый участниками как "значительный прогресс" и получивший оценку "прочной базы" для продолжения диалога.
Братские отношения
Взаимный обмен делегациями между Римом и Константинополем в честь праздников покровителей стал благоприятным поводом для того, чтобы выразить высокую оценку имеющимся отношениям и вновь подтвердить обязательство, принятое и выраженное в предыдущем году в Совместной Декларации, завершившей визит Бенедикта XVI ко вселенскому Патриарху Варфоломею I (30 ноября 2006 года). В ней выражалось единодушие, готовность к братству, сотрудничеству и к поиску полного общения.
В послании, написанном на английском языке, направленном Папой к Варфоломею I в честь праздника святого Андрея, говорилось: "Присутствие моего посланника в Фанаре, так же, как визит в Рим делегации Константинопольского патриархата по случаю праздника святых Петра и Павла, – все это подлинные знаки обязательства, принятого нашими Церквами, направленного на все большее углубление имеющегося общения, укрепляя его личными отношениями дружбы с помощью молитвы и диалога в духе любви и истины".
Со своей стороны, патриарх Варфоломей I, обратившись с приветствием на греческом языке к католической делегации, присутствовавшей в церкви святого Георгия в Фанаре, сказав сначала о празднике, затем упомянул о своем визите, состоявшемся 22 октября в Неаполь и Амальфи, и о даре, полученном Церковью Константинополя, частице мощей святого Андрея, которые находятся в Амальфи.
" Мы глубоко взволнованы, – заявил он, – поскольку в этом году нам ниспослано великое благословение и повод для духовной радости поминать покровителя Константинопольской Церкви, преславного апостола Андрея, первозванного, перед его мощами, которые Его Святейшество Бенедикт XVI в своей любви дозволил – щедро и от всего сердца – подарить нам во время нашего визита в Неаполь, в Италию, и которые из Амальфи вернулись в престол патриархата, чтобы оставаться здесь во освящение верных, и в знак общения с апостолом, память которого мы сегодня празднуем, а также в знак братского единства с христианами всей ойкумены. В нашей памяти глубоко запечатлелась эта встреча в Неаполе, нашей скромной персоны с Его Святейшеством, равно, как и братская и просвещающая беседа, которую мы там имели. Эта встреча способствовала еще большему укреплению атмосферы дружбы и сотрудничества между двумя Церквами и сделала наши отношения еще крепче. Мы всегда считаем, что мирное сосуществование и дух единства и согласия между христианами должны представлять для всех нас главную заботу ".
По случаю его визита в Неаполь местный университет "L'Orientale" присвоил патриарху Варфоломею почетную докторскую степень honoris causa, выразив ему глубокое уважение за его культурный и духовный вклад.
В течение года имели место обширные и самые разнообразные контакты между католической Церковью и различными православными Церквами, не только в Риме, через Папский совет по содействию единству христиан, и другие ведомства Римской Курии, но и отдельных католических диоцезов с поместными православными Церквами.
В Румынии, после смерти патриарха Феоктиста, который поддерживал хорошие отношения с Римом, – он дважды нанес визит в Ватикан и в свою очередь принял в Бухаресте Иоанна Павла II, и это был первый в истории визит Понтифика в страну с православным большинством, – был избран патриарх Даниел, бывший митрополит города Яссы. На инаугурации его патриаршего служения (30 сентября) присутствовала делегация Ватикана, во главе с кардиналом Вальтером Каспером, президентом Папского совета по содействию единству христиан.
В Румынии, с 5 по 9 сентября, состоялась третья европейская экуменическая Ассамблея, событие, в котором ярко проявился экуменический контекст, при участии католиков, православных, протестантов. Католическая Церковь была представлена на ней внушительной делегацией, открытой к сотрудничеству. Среди наиболее знаменательных следует упомянуть также встречу за мир под названием "Люди и религии", которая состоялась в Неаполе, с 21 по 23 октября, при участии христианских Церквей и представителей других религий. В ней приняли участие сам Бенедикт XVI, вселенский патриарх Варфоломей I, глава отдела внешних сношений Московского патриархата митрополит Кирилл и другие представители православных Церквей и древних Восточных Церквей. Затем, 7 декабря 2007 года, Папа принял в Ватикане на частной аудиенции митрополита Кирилла.
Особая встреча между католиками и православными состоялась при культурном Фонде Тиноса (Греция), где прошел десятый межхристианский симпозиум между двумя академическими учреждениями, – римским францисканским Институтом духовности Папского университета Антонианум и отделением богословия теологического факультета фессалоникийского университета имени Аристотеля. В год шестисотлетия смерти Иоанна Златоуста (407-2007), симпозиум был посвящен теме "Святой Иоанн Златоуст, мост между Востоком и Западом".
Следует также упомянуть поездку, которую патриарх московский Алексий II совершил в Страсбург и Париж, где нанес визит иерархам католической Церкви и совершил молебен в кафедральном соборе Парижской Богоматери, где поклонился реликвии тернового венца Иисуса Христа.
Эти контакты между церковными руководителями, кроме укрепления связей знакомства и братства, ориентируют верных различных Церквей на чувства христианской солидарности.
В этом направлении особое служение регулярно оказывается католическим комитетом по культурному сотрудничеству Папского совета по содействию единству христиан, который ежегодно выделяет православным студентам шестьдесят стипендий для послеуниверситетской специализации в Риме, Париже, Страсбурге и в других университетских центрах. Кроме того, он предлагает активное сотрудничество с богословскими факультетами, экуменическими институтами и культурными инициативами, публикации переводов важных католических документов в Москве, Минске и Киеве.
Богословский диалог
В прошлом году богословский диалог между католической Церковью и православной Церковью в целом, то есть, при участии всех автокефальных православных Церквей в одной комиссии, сделал новый шаг вперед на пути к единству. Как уже указывалось, в десятой пленарной сессии был одобрен важный документ под названием "Церковное общение, соборность и власть".
Бенедикт XVI упомянул об этом событии в послании, направленном вселенскому патриарху по случаю праздника святого Андрея, 30 ноября прошлого года: "В этом году, – пишет Папа, – мы воздаем благодарение Господу, в особенности за встречу Совместной Комиссии, состоявшейся в Равенне, в городе, где памятники красноречиво говорят о древнем византийском наследии, переданном нам неразделенной Церковью первого тысячелетия. Пусть сияние этих мозаик вдохновит всех членов Комиссии продолжать свою важную задачу с обновленной решимостью, в духе верности Евангелию и Преданию, оставаясь всегда внимательными к подсказкам Святого Духа в сегодняшней Церкви ". Равенна с ее памятниками напоминает о временах, когда Восток и Запад жили в полном общении и, казалось, являли собой предвещание восстановления полного общения.
Документ, одобренный в Равенне, идет издалека. Он является результатом естественного развития предыдущих четырех документов, в которых рассматривалась тема communio-koinonia. Из них возникало видение единства Церкви как общения веры, тАинственной жизни и служения. В новой фазе диалога Совместная Комиссия предложила черпать "Экклезиологические и канонические последствия тАинственной структуры Церкви", перспективу, согласованную в первой фазе. И выразила намерение изучить, как связываются между собой два измерения "соборности и власти". В жизни Церкви эти два измерения являются взаимозависимыми и связанными между собой, чтобы гарантировать единство и гармоничное осуществление жизни Церкви. Вопрос, поставленный Совместной Комиссией, можно условно подразделить на два: каким образом учредительные элементы Церкви выражают видимым образом общение-койнонию и способствуют ее служению? Каким образом канонические структуры Церквей выражают свою тАинственную жизнь? На эти вопросы Комиссия желала дать один общий ответ, указав одновременно нерешенные аспекты, требующие последующих дискуссий. Члены Комиссии работали по такому плану: "Мы определили три уровня церковных учреждений: уровень поместной Церкви, через ее епископа, региональный уровень, включающий в себя определенное число поместных Церквей, и уровень всей обитаемой земли (oikoumene,) объемлющий все поместные Церкви" (Документ Равенны, п. 17). На этих трех уровнях аналогичным образом осуществляются коллегиальность и власть. В трех уровнях указывается присутствие протоса, первенствующего, исполняющего особую роль в сфере общения.
В отношениях между католиками и православными самым большим вопросом в этой области является роль Епископа Рима на вселенском уровне. Именно в этом пункте вклад документа является самым значительным. Исходя из анализа церковной ситуации первого тысячелетия, в документе приводится следующее утверждение: "Обе стороны согласны с тем, что Рим как Церковь, "предстоятельствующая в любви", согласно выражению святого Игнатия Антиохийского (К римлянам, Пролог), занимала первое место в таксисе, и что поэтому Епископ Рима является протосом среди патриархов". Однако, сразу же подчеркивается, что "они не согласны с толкованием исторических свидетельств в том, что касается прерогатив Епископа Рима как протоса, – вопроса, который понимался по-разному уже в первом тысячелетии" (Документ Равенны, п. 41). Говоря о вселенских Соборах, в Документе делается два важных утверждения: они осуществляли соборность на вселенском уровне, и в них проявилась активная роль Епископа Рима как протоса среди епископов (Документ Равенны, п. 42). Таким образом, из этого следует, что первенство на всех уровнях "является практикой, имеющей твердое основание в канонической традиции Церкви" (Документ Равенны, n. 43, 1). Что касается вселенского уровня, в Документе уточняется: "Хотя факт первенства на вселенском уровне принят Востоком и Западом, существуют различия в понимании как способа, согласно которому он должен осуществляться, так и его библейских и богословских оснований".
В энциклике "Ut unum sint" (1995) выдвинуто смелое предложение диалога именно по этой проблеме. Иоанн Павел II заявил, что услышал обращенную к нему просьбу "найти такую форму осуществления первенства, которая, не отвергая никоим образом главного из его миссии, открывала бы к новой ситуации". Он добавлял в виде молитвенного воззвания: " Я дерзновенно молю Святого Духа о том, чтобы Он озарил нас Своим светом, просвещая всех пастырей и богословов наших Церквей, дабы мы могли конечно же, вместе искать те формы, в которых это служение совершало бы дело любви, признанное всеми, кого это касается" (Ut Unum sint, 95).
Члены Совместной Комиссии, осознавая, что в Равенне они достигли согласия по знаменательным вопросам, с реализмом заявляют: "Остается изучить более углубленно вопрос роли епископа Рима в общении всех Церквей" (Документ Равенны, п. 45).
В заключение члены Совместной Комиссии выражают свое удовлетворение достигнутым результатом, заявляя, что они "убеждены" в том, что совместная декларация представляет собой "значительный прогресс в нашем диалоге, и она дает прочную базу для будущей дискуссии о вопросе первенства в Церкви на вселенском уровне" (Документ Равенны, п. 46).
По завершении заседаний сессии Равенны там царила атмосфера большого и обоснованного удовлетворения, но не обошлось и без налета печали. Из-за разногласий между Москвой и вселенским Патриархатом – в связи в эстонской Церковью, объявленной Константинополем автономной, но не признанной такой Московским патриархатом – представители РПЦ, оспорив законность присутствия на сессии эстонских делегатов, в первый же день покинули заседание.
В послании ко вселенскому Патриарху в связи с праздником святого Андрея Бенедикт XVI, коснувшись этой проблемы, выразил пожелание: "Встреча в Равенне не была лишена трудностей, – написал он, – но я усердно молюсь, чтобы они могли быть вскоре разъяснены и решены, так, чтобы стало возможным полное участие в XI Пленарной Сессии и в последующих начинаниях, направленных на продолжение богословского диалога в любви и во взаимном понимании. Наше стремление восстановить единство соответствует воле Господа нашего Христа. В первые годы третьего тысячелетия наши усилия являются особенно насущными перед лицом многочисленных вызовов, возникающими перед всеми христианами и требующими от нас совместного и убедительного ответа ".
Области исследования
Документ Равенны оставляет открытым диалог и выявляет, как указывалось, различные области исследования. Для следующей сессии в 2009 году была избрана тема: "Роль Епископа Рима в общении Церкви в первом тысячелетии". Совместную Комиссию будет принимать православная Церковь. В рамках подготовки встречи в первой половине 2008 года будут работать две подкомиссии, а затем, осенью (27 сентября 4 октября 2008 года) совместный координационный Комитет встретится в Крете для подготовки на основе результатов работы подкомиссий проекта, который будет предложен участникам пленарной сессии, намеченной на осень 2009 года. Предусмотрены также сессии о роли Епископа Рима во втором тысячелетии и в наши дни.
По материалам источников: Agnuz