ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Олеся Николаева: ""Иуда" становится этаким брендом"

Анна Спицына :: 07 февраля 2008

Предыдущее потрясение от пересмотра евангельских истин массовый читатель пережил при чтении нашумевшего романа Дэна Брауна "Код да Винчи".

Поэт и писатель Олеся Николаева решила расследовать причины нарастающей оправдательности столь нарицательных в мировой истории, культуре и нравственности фигур. Расследование завершилось написанием недавно вышедшей книги "Поцелуй Иуды".


Российская газета: Олеся Александровна, похоже, это становится своего рода тенденцией – пересмотр Евангельских сюжетов, причем не фактов, а сути, смысла. Откуда берутся такие сенсации и почему стали возможны такие "пересмотры"?

Олеся Николаева: Действительно, "Иуда" становится в последние времена этаким брендом. На его образ как положительного героя в наше время имеется спрос. Откуда взялись потребность и стремление героизировать образ, который на протяжении тысячелетий символизировал самую гнусную низость?

Объяснений несколько, но самым исчерпывающим и интересным, мне кажется, то, какое дал "синдрому Иуды" К.Г. Юнг. Анализируя книгу Анатоля Франса "Сады Эпикура", Юнг утверждает, что герой, бессознательно вынашивавший идею предательства, спроецировал ее на Иуду: именно поэтому он так страстно чаял его оправдания. Героизация Иуды, по Юнгу, результат психологической проекции собственного предвкушаемого или уже совершенного предательства и бессознательная попытка это предательство объяснить и оправдать. А поскольку XX век может быть без преувеличения назван веком массового богоотступничества и предательства, то манифестация именно Иуды в качестве положительного героя становится уже и диагнозом, и приговором.

РГ: Запрос на реабилитацию Иуды несет в себе запрос на реабилитацию зла?

Николаева: Самой ужасной чертой нашего времени является то, что зло не только не опознается как таковое, но и претендует в человеческом сознании на равноценность своего существования с "добром". Это говорит о фундаментальной утрате "нормы". Однако и в современном человеке, как бы ни был он нравственно дезориентирован, сохранилось "чаянье добра".

Именно отсюда проистекает его желание самооправдания, реабилитации "злого" в себе: ведь если человек психически полноценен, он никогда не захочет сказать о себе, что он – зол, подл, низок, корыстолюбив, завистлив, что он – трус и предатель.

Нет, он либо начнет слезно каяться в этом, либо попытается придумать себе смягчающие обстоятельства, объяснительные схемы, а то и вовсе предпочтет перевернуть все вверх дном в своем сознании и представить содеянную им гнусность как благородство, а предательство как жертвенное служение.

Вот для этого и необходим этот психологический механизм: объявить Люцифера первым бунтарем за свободу, Каина – борцом за равенство, а Иуду – жертвой во имя братства. Стремление реабилитировать и опоэтизировать Иуду Искариота недалеко ушло от большевистских потуг создать из Иуды революционного героя и вождя.

В первые дни Октябрьского переворота большевики ударными темпами соорудили в Свияжске памятник Иуде. По свидетельствам князя Жевахова, местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую: Люцифер был признан не вполне разделяющим идеалы коммунизма, а Каин – чересчур легендарной личностью, остановили выбор на Иуде. Хотя сейчас это все выглядит пародийно, но сегодняшняя манифестация Иуды как нового героя равнозначна совдеповскому богоборческому ремесленничеству.

РГ: Что можно ответить по существу содержания и позиций поклонникам всевозможных альтернатив евангельской истории?

Николаева: Критерием отбора канонических текстов из всей массы апокрифической "духовной самодеятельности" всегда было их соответствие подлинному живому преданию, полученному от апостолов и заключающемуся в реальном переживании встречи с Христом. Именно поэтому интерпретация Евангелия может осуществляться лишь при условии веры в непреложность его свидетельства как свидетельства Святого Духа, как в окончательную и высшую реальность.

Любое искажение этого свидетельства – будь то невежественное и самовольное толкование или горделивая "отсебятина" – имеет далеко идущие последствия и в конце концов приводит к появлению пародии на Христа и тем самым упразднению самого евангельского благовестия. В "Евангелии от Иуды" именно это и происходит. Всякое измышление, касающееся Нового Завета, подобно метафизическому перевороту: Христос перестает быть Богочеловеком, Иуда становится главным героем.

РГ: Что создает "зону доверия" такого рода текстам?

Николаева: Авторы новых "интерпретаций" Евангелия, так расплодившихся в последнее время, паразитируют на бессмертном тексте. Пускаясь во все тяжкие, они, безусловно, вписываются в некий коммерческий проект: расчет здесь на то, что рейтинг продаж будет заведомо обеспечен, простите, "раскрученным" пратекстом из канонических "Евангелий".

А у массового зрителя по невежеству, неверию и наивности часто имеется при себе подозрение, усердно подогреваемое всякими ньюсмейкерами, что вот где-то – в пустыне ли Египетской, в подвалах ли Ватикана, на горе ли Синай – хранится некая тайная премудрость, которая, будь она извлечена на свет и предана гласности, произведет бум и разрушит в одночасье двухтысячелетнюю религию.

Это сопровождается невежественным и возбужденным предвкушением того, что-де как только это обнаружится, уже и сами верующие и ничего не подозревающие церковники начнут озадаченно чесать в затылках, пожимать недоуменно плечами, выкатывать изумленные глаза: "Ну надо же, вот оно как, а мы и не догадывались!"

Источник: Патриархия. Ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /