ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Церковная жизнь на территории оккупированной Украины в годы Великой Отечественной войны

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин :: 08 февраля 2008

22 июня 1941 г. – это не только печальная дата в истории народов СССР, но и серьезный повод для ретроспективного анализа прошлого и размышления о настоящем и будущем, так как уроки предыстории Второй мировой войны, трагического начала Великой Отечественной войны для нынешних поколений далеко не уяснены и не осознаны.

Современная историческая наука еще до конца не освободилась от нагромождения мифов и государственно-партийной ура-патриотической фальши в историографии СССР предвоенного, военного и послевоенного периодов. Это сегодня мешает объективно разобраться в недавней истории общества – истории, которая должна вызывать у молодежи и боль, и сострадание, и радость за своих дедов-победителей, и потребность в понимании причин и последствий недавнего трагического прошлого для нынешнего цивилизованного мироустройства и достойного участия в судьбе граждан государств, которые входили в состав Советского Союза.

Как известно, до Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь переживала одно из тяжелейших времен своего существования. Церковь подвергли жестоким гонениям: варварски рушили храмы, тысячами убивали и ссылали священнослужителей, да и просто верующих людей. В 1939-1941 гг. церковная жизнь в легальных формах сохранилась, по существу, лишь в присоединенных западных епархиях Украины. Здесь было более 90% всех приходов Русской Православной Церкви, здесь действовали монастыри, все епархии управлялись архиереями. На остальной территории страны церковная организация была разрушена: в 1939 г. в СССР оставалось лишь 4 кафедры, занятых архиереями, включая Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия, около 100 приходов и ни одного монастыря.

Оккупация Украины немецкими и румынскими войсками существенно изменила религиозную ситуацию. На всей территории началось массовое открытие храмов, закрытых в 30-е годы. Так, в Киевской области в 1941-1943 п. богослужение возобновилось в 350 храмах, в Полтавской – в 342, в Луганской – в 128, в Донецкой – в 230. Похожая ситуация была и в других областях на оккупированной территории. Такое массовое открытие церквей дало повод советским разведывательным органам утверждать, что "гитлеровцы решили открыть в каждом селе по православному храму". И хотя этот тезис является ошибочным, очевидно, что гитлеровские оккупационные власти считали необходимым учитывать настроения верующих. Возникает справедливый вопрос: чем руководствовались захватчики, разрешая свободную деятельность Церкви?

Водосвятный молебен на Днепре и крестный ход верующих села Лоцкаменка (Украина)

Прежде чем перейти к рассмотрению нацистской религиозной политики на оккупированных территориях в Украине, необходимо несколько слов сказать о том, какой эта политика была в самой Германии. Позицию нацистской партии четко сформулировал заместитель Адольфа Гитлера по партии Мартин Борман: "Необходимо все больше отстранять народ от церквей и религиозных обществ... Безусловно, церковь должна и будет со своих позиций противостоять утрате своего влияния. Никогда вновь влияние на народ не должно быть отдано церкви. Ее влияние должно быть полностью уничтожено". Вслед за Мартином Борманом, прямо заявлявшим в 1941 г. о том, что "национал-социализм и христианство непримиримы", Альфред Розенберг (глава Рейхсминистерства Восточных земель, которое управляло территориями, оккупированными немецкими войсками) писал: "Христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и должен быть заменен единственным символом – свастикой". Розенберг наметил основные принципы религиозной политики Германии на оккупированных территориях: "1) религиозным группам категорически воспрещается заниматься политикой; 2) религиозные группы должны быть разделены по признакам национальным и территориальным. При этом национальный признак должен быть особенно строго соблюдаться при подборе лидеров религиозных групп. Территориально же религиозные объединения не должны были выходить за границы <...> одной епархии; 3) религиозные общества не должны мешать деятельности оккупационных властей".

Однако гитлеровцы не стремились быстро воплощать эту идею в жизнь, напротив, они старались максимально использовать церковь в своих интересах. Для контроля и наблюдения за деятельностью религиозных организаций был создан специальный отдел в системе главного управления имперской безопасности (СД). Основным его заданием, кроме контроля, являлось изучение настроений в среде духовенства и верующих всех конфессий как на территории Германии, так и за ее пределами. Этот отдел имел информаторов практически во всех религиозных структурах на территории Европы.

Одним словом, нацисты имели богатый опыт в решении религиозного вопроса. Как и руководители советской тоталитарной системы, они тоже не собирались делить с Церковью идеологическое влияние на население, но их отличием был отказ от открытого уничтожения религии. Стремлением нацистов являлось наиболее выгодное использование религиозного фактора в своих интересах. Основным направлением решения религиозного вопроса была ориентация на нивелирование устоявшихся традиционных религиозных структур и дробление конфессий. Эти принципы религиозной политики нацисты воплощали и на оккупированных территориях, в частности, в Украине. Перед вероломным вторжением на территорию нашей державы немецкие спецслужбы тщательно изучали религиозную ситуацию в Украине. Имея свидетельства о недовольстве верующего населения политикой советской власти в отношении Православной Церкви, оккупанты решили сыграть на чувствах людей, лишенных права свободно исповедовать свою религию. Это был беспроигрышный ход с точки зрения приобретения идеологического влияния на верующее население. Доказательством тому служат многочисленные публикации в полностью контролируемой оккупантами украинской прессе того времени – все они строились на противопоставлении немецкой религиозной политики советской. Это целиком совпадaло с распоряжениями Гитлера, который говорил, что в начале оккупации нацисты не должны показывать своих истинных намерений, а всеми способами подчеркивать свою освободительную миссию.

Целью войны для Гитлера и его приспешников было, в частности, расчленение СССР и порабощение славянских народов. Поэтому в случае победы Германии Православной Церкви грозило жестокое гонение. Но фашистские идеологи прикрывали свою разбойничью войну именем Бога, называли ее крестовым походом, а на солдатских пряжках штамповали надписи: "Got mit uns" "С нами Бог!". В пропагандистских целях оккупационные власти исполняли коварное указание своего фюрера: "Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту, которая почитала бы Бога по-своему. Если некоторые деревни в результате захотят практиковать черную магию, как это делают негры или индейцы, мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола!".

Надо сказать, что с самого начала оккупации разработанные нацистами меры в отношении религии имели успех: значительная часть духовенства и мирян поверила пропаганде. Приход немцев рассматривался некоторыми как спасение веры и Церкви. Понятно, что причиной таких настроений были преступления сталинского режима в 30-е годы, вследствие которых к 1939 г. на территории собственно России осталось менее 100 храмов (в Украине, в частности, сохранилось лишь 3% дореволюционных приходов; во всей Киевской епархии на 1940 г. осталось всего 2 прихода). Конечно, захватчики и не собирались давать Православной Церкви полной религиозной свободы. За деятельностью Церкви был установлен строгий контроль. Уже в декабре 1941 г. имперская канцелярия издала специальную инструкцию по обращению с украинским населением: она предусматривала запрет религиозного паломничества, создание религиозных центров на месте украинских святынь, запрет на создание духовных учебных заведений. Еще одним проявлением оккупационной политики стала всяческая поддержка и поощрение раскола в Православии. Своим вмешательством в межцерковные отношения немецкие власти обостряли и без того непростую ситуацию в украинском Православии, которая сложилась к началу 1942 г. К тому времени возникли и были документально оформлены две конкурирующие Церкви:

1. Автономная, которая основывала свое каноническое положение на решении Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. о создании Украинской автономной Церкви в рамках РПЦ; предстоятель – митрополит Алексий (Громадский); в ее состав входило не менее 55% населения Украины.

2. Автокефальная, принципиально разорвавшая всякую связь с Московской патриархией и принявшая в сущем сане священников "липковцев" – так называемых самосвятов, которых ни одна Православная Церковь не могла считать законно посвященными священнослужителями; глава – митрополит Поликарп (Сикорский); сторонниками ее было не более 40% населения.

Однако возрождение Православия происходило совсем не так, как планировали фашисты. Бурное развитие церковной жизни на оккупированной территории Украины началось стихийно и сразу приняло массовый характер. Несмотря на явный вред для восстановления Православия в Украине противостояния канонической и неканонической церквей, религиозный подъем среди населения был так велик, что тогда удалось восстановить до 40% дореволюционного количества храмов. Фактически на всей оккупированной территории была восстановлена каноническая Православная Церковь. Не только религиозность украинцев, но и Церковь как организация оказалась гораздо более сильной и живучей, чем полагали германские власти.

Влияние автокефалистов и автономистов распределял ось неравномерно в разных частях Украины, но решительное большинство православных на Украине осталось в лоне Автономной Церкви. На Волыни, где находились оба церковных центра, у Автономной Церкви был несомненный перевес в районах, расположенных ближе к Почаевской Лавре. Опорой автокефалистов являлись северо-западные районы. На Украине Левобережной везде, за исключением Харьковской епархии, преобладали приверженцы Автономной Церкви. Большую часть приходов Харьковской епархии удерживал в своих руках лжемитрополит Феофил (Булдовский).

Надо сказать, что отношение Московской Патриархии к автономной Церкви было сочувственным. Так, в официальном некрологе архиепископа Вениамина (Новицкого) (+1976) – моего духовного отца в студенческие годы, – в прошлом принадлежавшего к ней, признавалось, что оказавшись в чрезвычайно стесненных обстоятельствах, Украинская автономная Церковь была единственной легальной организацией, вокруг которой могли сплотиться народные силы и в которой они находили поддержку во время величайших испытаний.

Мой советник, Савицкий Андрей Николаевич, бывший помощник приснопамятного протопресвитера Гавриила Костельника (+1948 г.), руководителя инициативной группы по воссоединению греко – католиков Галичины с Православной Церковью, вспоминает: "Священники Автономной Церкви в полесских районах Волыни активно помогали партизанам. То же самое шепотом говорили о священниках с Кременеччины: о. Стефан Галюк (с. Белокриница), о. Николай Лилякевич (с. Горинка), о. Александр Кинах (с. Лидыхив), братья священники Николай и Виктор Чирские. А протоиерей Серафим Казновецкий, переехав в августе 1944 г. из г. Корца Ровенской области во Львов по назначению Экзарха Украины, в Свято-Георгиевской храме, тогда единственной православной церкви в этом городе, организовал сильную патриотическую ячейку. Почаевская Лавра в мае 1944 г. перевела в фонд обороны 100 тыс. рублей. Всячески материально поддерживала полевой госпиталь, который находился в Архиерейском доме".

Прихожанка свято-Георгиевской церкви в г. Львове, ветеран ВОВ, капитан медицинской службы в отставке Трапезникова Галина Сергеевна (ей уже 91 год) вспоминает: "Насельницы Домбочского монастыря близ Мукачева, рискуя жизнью, совершили настоящий подвиг. Отступающие фашистские части бросили в лесу детей, вывезенных из различных городов Советского Союза. Дети были обречены на голодную смерть. Но монахини и священник Иоанн Карбованец, осознавая опасность, грозившую им, единодушно решили спасти детей или погибнуть вместе с ними. Они выполнили христианский долг, и 180 детей были спасены".

Многие православные канонические священники погибали по вине как оккупантов, так и красных партизан, но настоящий террор против них развязали именно украинские националисты в интересах автокефальной группировки. Бандеровцы развернули массовую кампанию террора против прорусски настроенных священнослужителей. 8 мая1943 г. украинскими националистами был убит митрополит Алексий (Громадский). Затем они захватили и повесили в лесу епископа Владимиро-Волынского Мануила (Тарновского), в 1942 г. перешедшего из автокефальной Церкви в автономную. Историк Ф. Гейер приводит имена 27 священников, убитых бендеровцами только на Волыни в течение лета 1943 г. В некоторых случаях убивали и членов их семей.

Все это привело к тому, что с 1943 г. в германских официальных документах уже ясно чувствовалось сомнение в правильности ряда аспектов выбранного курса церковной политики. Расчеты на поддержку "нового порядка" со стороны угнетаемых в СССР религиозных организаций являлись одним из изначальных стереотипов идеологии оккупации. Поэтому идеологи рейха неоднократно выражали удивление тому, что в патриотическом движении в Советском Союзе значительное место заняла Православная Церковь. В бюллетене Полиции безопасности "Донесения из оккупированных восточных областей" (7 мая 1943 г.) указывалось: "Советская пропаганда сумела ловко использовать религиозные чувства населения в своих целях. Церкви и массы все в большей степени получают поощрения. Как стало известно из Москвы, наплыв жителей в церкви в пасхальные дни был значительным. Этот факт пропагандистски весьма сильно используется и находит распространение прежде всего у союзников".

Открывшиеся храмы превратились в центры национального самосознания и проявления патриотических чувств. Вокруг них сплотилась значительная часть населения. Всего за три года оккупации в условиях голода, разрухи, отсутствия материальных возможностей было восстановлено более 40% от дореволюционного количества церквей. Существуют разные цифры относительно открытых на оккупированной территории СССР православных храмов. Современные историки, как правило, говорят о 7547, ссылаясь на отчет Совета по делам РПЦ о состоянии церкви на 1 января 1948 г. Однако следует учесть, что к тому времени, в связи с нехваткой духовенства, зданий, изъятием у религиозных общин занятых ими общественных зданий было уже закрыто не менее 850 храмов в РСФСР, 600 – в Украине, 300 – в Белоруссии и 100 – в Восточной Молдавии (Приднестровье). В другом отчете Совета по делам РПЦ указывалось, что на 1 января 1947 г. в России осталось действующими только 1300 церквей, открытых в период оккупации. Таким образом, общее количество равнялось, как минимум, 9400. Эта цифра примерно соответствует встречавшемуся в советской литературе упоминанию о 10 тыс. храмов. Кроме того, было воссоздано около 40 монастырей (из них 36 – на Украине).

В целом "религиозное возрождение" на Украине носило патриотический характер и протекало так же бурно, как и в западных областях России. Всего за годы оккупации в Украине было открыто не менее 5400 православных храмов. В отчетах Совета по делам РПЦ указывалось, что на 1 июля 1945 г. на Украине имелось 6072 действующих храма, причем отмечалось, что 587 зданий уже изъяли у приходских общин местные власти, так как они до войны использовались как общественные учреждения (в это число не входят церкви, снятые с регистрации из-за отсутствия священнослужителей). Из получившейся цифры надо вычесть примерно 1300 храмов в западных областях Украины – остается 5400. Подсчеты по отдельным областям также подтверждают эти данные. По документам известно (хотя эти сведения неполны), что в период оккупации было открыто: в Винницкой области 822 храма, Киевской – 798, Одесской – 500, Днепропетровской – 418, Ровенской – 442, Черниговской – 410, Полтавской – 359, Житомирской' – 346, Сталинской (Донецкой) – 222, Харьковской – 155, Николаевской и Кировоградской – 420, и не менее 500 храмов в Запорожской, Херсонской и Ворошиловградской.

Анализ религиозной ситуации на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Украины свидетельствует, что партизанское движение здесь было бы намного мощнее, если бы советский большевистский режим хотя бы в конце 30-х годов опомнился и отказался от насильной атеизации, борьбы с Церковью, преследования и уничтожения духовенства, монашества и активных мирян, разрушения храмов и других святынь. По справедливости, ответственность и наказание за предательство и переход на сторону врага, сотрудничество с оккупационными властями (власовцы, полицаи, немецкие шпионы, вредители, последователи антисоветского эсхатологизма) должны были бы вместе с виновниками разделить и те, кто спровоцировал часть законопослушных граждан на тяжкий грех коллаборационизма: как представители богоборческой власти, так и большевистский режим в целом.

Похожая история сегодня повторяется в Ираке, там я был дважды: в 1998 г. и в январе 2005 г. Известно, что во время правления Саддама Хусейна шииты, в отличие от суннитов, были притесняемы. Поэтому американцы, готовясь к войне с Ираком, сделали ставку на шиитов, и в своих надеждах, что шииты будут их поддерживать, не ошиблись. Но как неестественно и даже дико выглядит, особенно со стороны, когда, вопреки учению и духу ислама, выражаясь мусульманской терминологией, правоверные становятся союзниками неверных в их борьбе с единоверцами!

Наверное, никто не станет возражать, что раньше во время войны (скажем, в 1812 г., в 1914-1917 гг.) при оккупации процент предателей, изменников и сочувствующих врагам Отечества в Российском государстве был гораздо ниже. Даже в мусульманской среде! Вот вам и иллюстрация последствий противоположного отношения к религиозным чувствам сограждан...

Помню, как в середине 90-х годов во время очередной встречи с губернатором Львовской области, когда тот открыто сказал, что я не могу рассчитывать на его содействие в получении участка для строительства кафедрального собора (чего до сих пор безуспешно добиваюсь!) и в решении других проблем, связанных с религиозной жизнью Львовской епархии, я в сердцах упрекнул его: мол, вот такой недальновидной политикой власть личными усилиями создает "пятую колонну" в своем государстве. Даже на примере объяснил: "Представьте, господин губернатор, что Российский президент Борис Ельцин забросил во Львов военный десант. Уверяю Вас, что притесняемые верующие канонической Православной Церкви их спрячут, будут их беречь, кормить и помогать им. Ведь хуже, чем Вы, они с нами не поступили бы" И он промолчал...

А вчера по дороге из аэропорта я услышал по радио сообщение о скандальной истории, связанной со столичным Большим театром, и подумал: чья же это пятая колонна так успешно действует в вашей стране, когда так запросто на главной театральной сцене России, да еще в Великий пост, разрушители и растлители могут унижать и оскорблять ваш народ? Выходит, война продолжается!?

Материалы церковно-общественной конференции "За други своя" – Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2005 – 152 с.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама