ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В круге идей. Соборное слово, или Почему мы должны быть слабыми, когда хотим быть сильными?

Светлана Солодовник :: 26 февраля 2008

Закончившийся на прошлой неделе XII Всемирный русский народный собор (ВРНС) высыпал на заинтересованную общественность целый ворох резолюций: тут и Соборное слово к Поколению Возвращения (нынешняя встреча, напомню, была молодежной), которому предстоит быть "верующим и мыслящим" и "действовать как единая команда", ибо "в противном случае нас будут вытеснять из экономики, из политики, из жизни"; и резолюция о законодательной защите нравственности детей и молодежи в России, где, в частности, верхам предлагают задуматься над тем, чтобы законодательно регламентировать свободное время и досуг несовершеннолетних, а также нравственные нормы в отношениях полов; и рекомендации участников дискуссионной площадки "Духовно-нравственное образование и просвещение детей и молодежи", призывающие дать возможность российским школьникам знакомиться в соответствии со свободным выбором с разными мировоззренческими установками, включая религиозные. За исключением предложения контролировать, вооружившись законом, как молодежь проводит свое свободное время, все прочие рекомендации уже звучали в той или иной форме на других церковно-общественных форумах. Но резолюция такой жанр, который не дает особого материала для размышлений (кроме самой постановки вопроса, до которой, нельзя не признать, не додумались даже в самые худшие советские времена). Поэтому стоит внимательнее посмотреть на только что созданный проект доктрины "Молодое поколение России", слушания которого состоялись на одной из секций собора и который, как мне представляется, и лег в основу упомянутого требования.

Над проектом работал небезызвестный коллектив авторов под руководством Виталия Аверьянова, примерно полгода назад широко рекламировавший – также не без помощи руководителей патриархии – "Русскую доктрину", охарактеризованную большинством комментаторов демократической ориентации в лучшем случае как "документ, далекий от реальной жизни", в худшем – как "православный сталинизм". "Проект доктрины не является соборным документом", – предупредил, впрочем, в начале слушаний митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, модератор секции. Однако подчеркнул, что после широкого обсуждения и соответствующей доработки он может быть принят как официальная программа ВРНС. И вот это уже настораживает, ибо разработчики предлагают не что иное, как объединить усилия общества и государственной власти "ради качественного роста человеческого потенциала нашей страны". Здесь уже попахивает не "православным сталинизмом", а откровенным фашизмом.

Почему же наших соотечественников вдруг потребовалось "качественно улучшать"? Источник всех бед, как нам с недавних пор твердят – и авторы тут неоригинальны, кроется все в тех же "лихих 90-х". Это они разрушили систему "национальных этических принципов и социальных мотиваций, совокупность которых составляет социально-психологический портрет русской полиэтнической нации", и довели нашего человека до состояния, по формулировке авторов доктрины, "суррогатного русского" – то есть либерального "нового человека", диаметрально противоположного "русскому человеку как общественно-историческому типу". В результате русское общество (именно "русское", слова "российский" разработчики не признают, придавая определению "русский" не этнический, а цивилизационный смысл) стремительно движется к так называемой аномии, то есть состоянию хаоса и смешения нравственных установок. "После 1999 года этот процесс замедлился" – понятно, опять же, благодаря кому и чему, однако по-прежнему продолжается.

Новое общество предлагает такие "пустые стереотипы", как, например, "каждый имеет право на собственное мнение". Между тем, Аверьянов и Ко убеждены: "никто не имеет права безнаказанно высказывать пошлые и попросту глупые мнения публично". Еще одна сомнительная ценность из нынешних – толерантность. Даже Общественная палата, к примеру, легкомысленно призывает в своих докладах "способствовать развитию толерантного сознания собственных граждан, культурный уровень которых позволяет рекрутировать из их среды "ксенофобов и откровенных нацистов". В палате, как это ни досадно, "не задумываются над тем, что и в среде иммигрантов могут быть ксенофобы и откровенные нацисты". Почему мы должны быть слабыми, когда хотим быть сильными? – этот вопрос, как считают авторы доктрины, не может не возникнуть у каждого самостоятельно мыслящего молодого человека.

Прочие явно ложные стереотипы – это ценность "жизненного успеха", ценность "свободы", причем негативной ("свободы от..."), но разве может быть свободен человек, который не знает, чего он хочет? Все эти "двусмысленности" в ситуации неустоявшейся иерархии ценностей ведут к дальнейшему "размыванию идентичности, преграждают пути к ее восстановлению". Образовавшийся в результате вакуум авторы документа предлагают заполнить выстроенной ими иерархией базисных ценностей, где свобода "оказывается осью, связующей абсолютный идеал (Бога или, в светском варианте, Истину, Красоту, Любовь) с другими областями ценностей". За абсолютом в их картине мира идут высшие национальные ценности (духовная суверенность России, примат ее традиции, законов и интересов), затем следует область социальных ценностей (установка на благо семьи и на созидание в свете социальной правды) и последнее – индивидуальные ценности (привожу их в порядке, заданном авторами: здоровье, достаток, религиозность, образование, высокая (sic!) культура, познание, профессиональное преуспеяние, общественное признание, чувство меры, ответственность и др.), где свобода выступает как духовная самостоятельность личности.

Иерархия, конечно, странноватая – не будем сейчас спорить о том, оправданно ли вообще делить ценности на "высшие" и "индивидуальные" и напрямую приравнивать Бога к светским абстракциям Истины, Красоты и Любви, но, в любом случае, непонятно, почему на уровне индивидуальных ценностей Бог (Истина, Красота, Любовь) заменяется религиозностью и приравнивается к здоровью, – но именно усвоение оной, в противовес имеющимся ныне антиценностям, должно привести к "духовной мобилизации" молодого поколения.

Однако духовная самостоятельность и, опять же, качество наших граждан, увы, не таковы, чтобы они начали резво воплощать в жизнь сформулированные разработчиками задачи. Поэтому авторы доктрины предлагают еще и новаторскую систему консолидирующего воспитания, которая соединяет поколения, укрепляет союз государства и института семьи, преодолевает разрыв между верующими и скептиками, прививает вкус к традиционным ценностям и т.д. Важным элементом системы воспитания, ко всему прочему, должна стать разработанная соборными, вслед за церковными, экспертами своя национальная программа "Духовно-нравственная культура молодого поколения", рассчитанная на период до 2020 года.

Понятно, что тут не обойтись без целой новой отрасли – "молодежестроения". Ее головной структурой авторы проекта видят Управление воспитания, образования и социализации Администрации президента РФ, вторым важнейшим звеном они полагают Экспертный совет по воспитанию при Совете безопасности РФ и третьим – некий Совет будущего общества России (СБОР), куда войдут родительские и молодежные общественные организации. Все они, надо думать, будут поддерживать "единую модель ценностей" в рабочем состоянии. Но это в перспективе, пока же хорошо бы приступить к формированию молодежных советов. Молодежный совет при ВРНС уже решено создать, дело за сетевой организацией, которая охватит регионы и займется подготовкой банка данных молодежной активности, непосредственными контактами с активистами на местах – в общем, поначалу будет в основном мониторить, а там... ну как повезет. Но одно точно – при государственном финансировании. Тут и нужно всего ничего – какие-то 5 млрд рублей на реализацию одной только программы "Духовно-нравственная культура молодого поколения", при этом, оцените благородство, 2 млрд авторы программы готовы получить из внебюджетных источников.

Все эти титанические труды, добавим, задуманы не только ради молодежи как таковой – без них, по мысли авторов доктрины, России не выбраться на путь инновационного развития. И основные тяготы этого развития лягут на плечи молодых, которые просто "обречены на сверхусилия". Г-н Аверьянов, похоже, побаивается, как бы молодые, с "собственными мнениями" в головах, не отнеслись к инновационным планам с прохладцей. Как же тогда "мировая миссия России"? Вот вдохновенные творцы доктрины и выстраивают жесткую тоталитарную модель, которая призвана подготовить этот "триумф воли". Вплоть до надзора за досугом молодежи.

Но я бы на месте проектантов так не волновалась. На прошедшей соборной встрече нельзя было не обратить внимания на то, что ее участниками на сей раз были совсем не те люди и организации, которые присутствуют обычно. Развернувшие в фойе Кремлевского дворца съездов свои стенды ребята в подавляющем большинстве были представителями того самого общества аномии, которое лишает сна г-на Аверьянова и Ко. Почти всех их – и благотворительный фонд "Даунсайд Ап", и орехово-зуевское антинаркотическое молодежное движение "Дружина", и Опытно-конструкторский институт роботехники и технической кибернетики, и научная студенческая лаборатория лазерных установок МГУ, и клуб исторической реконструкции "Серебряный волк" – просто пригласили принять участие во встрече. Они никак не связаны с собором ни структурно, ни практически. И ничего – живут и работают, объединившись вокруг интересного и нужного для них дела.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /