ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христианская жизнь Литвы

Баптисты в Литве: история и современность

Андрей Гайосинскас :: 03 марта 2008

На территории современной Литвы баптизм появился в 1841 году, когда в прусском городе Мемеле (ныне Клайпеда) появилась первая община. Уже через десять лет этот приход, насчитывающий 234 человека, построил церковное здание, которое было утрачено при советской власти, и возвращено только в 1991 году.

В 1865 году в Литве стали формироваться латышские баптистские общины – верующие покидали Латвию и обосновывались в соседней губернии из-за притеснений на родине. Из шести подобных общин до нынешнего дня сохранилась только приход (частично сохраняющий латышский идентитет (лицо, образ, идентификацию – Религия и СМИ)) – местечка Илакяй (на самом северо-западе Литвы), начавший формироваться в 1905 году, ставший самостоятельным в 1907, и в 1931 году построивший молитвенный дом, который даже в советское времяоставался в собственности общины.

Старейшая община в Большой Литве появляется в Каунасе в1876 году. В 1898 ей удается построить молитвенный дом в районе Шанчай (в 1933 году от основной немецкой общины отделяется литовская, а в 1934 русская; все три были вынуждены вновь объединиться в 1941). В 1912 начала формироваться и многонациональная (состоящая из немцев, русских, поляков, белорусов и евреев) община в Вильнюсе. В 1933 году тринадцать общин объединились в союз "Общины евангельских баптистов Литвы", который был ликвидирован в 1940 году.

Вторая мировая война нанесла сильный удар по баптистским общинам – немцы, составляющие большинство верующих, покинули Литву (еще один исход верующих в Германию был в 1959-1960 годах, когда такое право получили жители Клайпедского края). После войны оставшиеся пять общин были включены в состав "Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов", который в течение всего советского периода достаточно сильно влиял на формирование идентитета общин. В 1989 году на собрании общин было принято решение восстановить деятельность независимого союза под названием "Союз общин евангельских баптистов Литвы" (некоторое время в союз входили и общины "свободных христиан", последняя из которых покинула союз в 2004 году). На данный момент союз состоит из восьми общин из пяти миссионерских пунктов. В одной общине богослужения проводятся на латышском языке, в шести общинах на русском (причем в двух только на русском) и в шести на литовском (также в двух только на литовском). Союз является членом "Европейской Баптистской федерации" и "Всемирного баптистского альянса". Таким образом, можно смело утверждать, что литовская баптистская традиция сформировалась под влиянием трех других – немецкой, латышской (обе практически растворились) и русской (и сейчас оказывающей влияние). Кроме того, вильнюсская община была создана американскими миссионерами-фундаменталистами и сохраняет некоторые особенности вероучения и практики.

Вильнюсская Баптистская церковь Нового Завета: история и жизнь общины

Начало "Вильнюсской Баптистской церкви Нового Завета" (Vilniaus Naujojo Testamento baptistu baznycia) было положено в октябре 1992 года, когда из Каунаса пастор и верующие баптистской церкви "Благая весть" (созданной консервативными миссионерами из США) начали проповедовать в Вильнюсе. Фактически она начала существовать 29 ноября 1992 года, когда были крещены первые 9 верующих. В апреле 1993 года первым (и пока действующим) пастором был посвящен Ирмантас Пинкорайтис, в том же году был поставлен и первый диакон церкви Гедиминас. Церковь (с самого начала достаточно самостоятельная и сама себя содержащая) постепенно отказалась от строгих требований к внешнему виду своих прихожан и некоторых других консервативных элементов, и в июле 1994 года отделилась от материнской каунасской церкви. Началось общение с другими баптистскими общинами (в частности с клайпедской), сперва неформальное, но в итоге закончившееся формальным присоединением в 1998 году к Союзу. Но и после вхождения в союз церковь сохранила некоторые доктринальные особенности – частично кальвинистские воззрения, веру "безопасность верующего", т.е. в то, что спасенный однажды спасен навсегда. Собрания практически с самого начала проводились в старом городе, на улице "Шв.Йону" (святых Иоаннов). В момент наибольшего числа верующих их насчитывалось более 60 человек (собрания посещали более 100). На численность общины сильно повлияла эмиграция за границу – немало верующих уехало; некоторые перешли в другие баптистские общины, к реформаторам (реформистам) и лютеранам. Сейчас церковь насчитывает около 40 крещеных человек. Летом 2000 года приход приобрел здание неподалеку от вокзала, который собственными усилиями (и с помощью братьев из других церквей страны) отремонтировали. На втором этаже здания расположился основной зал собраний. Уклад церковной жизни все время слегка модифицируется. Так, изначально хлебопреломление проходило весьма формально, с хлебом и виноградным соком, в молитвенном зале. Постепенно оно превратилось в вечерю, которая проходит в более неформальной обстановке на первом этаже, в столовой, где пища не ограничивается хлебом и соком. В помещении церкви действует и детская христианская школа, которую посещают ребята и из других протестантских общин города. Каждое лето приход проводит христианский детский лагерь.

Перед началом богослужения со мной поздоровались и познакомились несколько человек, в том числе пастор Ирмантас Пинкорайтис. Верующие общались друг с другом, группа детей бегала кругами, играя в догонялки. Само богослужение (на которое собралось чуть более тридцати взрослых и порядка пятнадцати детей) началось вскоре после одиннадцати часов с пения духовного гимна (песнопения исполняются общиной стоя, под аккомпанемент черного рояля, находящегося в углу основного молитвенного зала). Все гимны (как и богослужение) проходит на литовском языке (в общине имеется и несколько русских по национальности, например студенты из других городов Литвы) по литовскому песеннику, выпущенному Клайпедской баптистской общиной в 1998 году благодаря материальной помощи общин из Швеции). После недлинной благодарственной свободной молитвы и исполнения второго гимна начинается приветствие – члены общины минут десять ходят по залу, здороваются и общаются друг с другом. В этом промежутке общий зал покидают дети, для которых на первом этаже проводится отдельное служение. После окончания приветствия следуют два гимна, и члены общины могут поделиться новостями или рассказать что-нибудь. Первым за кафедру выходит диакон церкви Альфредас Пабарчус (рукоположен на диаконское служение в 2002 году. Будучи работником шведской благотворительной организации "Помощь Востоку", он регулярно посещает и помогает нуждающимся) Дьякон рассказывает прихожанам о том, как прошло служение в городе Аникщай, в который церковь от имени благотворительной организации "Сумка самарянина" ежегодно привозит собранные со всего света подарки детям (событие это затронуло до полутора сотен человек). Рассказ его, подкрепленный просьбой о помощи нуждающимся из того же Аникщай и цитатами из Библии, фактически превратился в небольшую проповедь о милосердии и необходимости каждодневной помощи ближним. Затем брат Йонас вышел и рассказал о том, как прошел рождественский концерт, устроенный церковной музыкальной группой в неотапливаемом помещении в местечке Паильгис, который привлек порядка тридцати человек. Последним говорил брат Арнольдас, рассказавший о намечающемся посещении Литвы шведской христианской певицей. Прозвучало еще два гимна, и начался сбор пожертвований – один из верующих, взяв в руки корзинку, произнес благодарственную молитву за пожертвования и обошел с ней зал. Примечательно, что кроме обычных подаяний верующие моги бросить конверт (с вложенными в него деньгами), направленный на конкретные нужды – на столике у входа лежат надпечатанные конверты для десятины, школы и т.п. Примерно через час после начала богослужения пастор общины Ирмантас Пинкорайтис начинает свою проповедь. Длящаяся около трех четвертей часа проповедь касалась необходимости повседневной христианской жизни, каждодневной борьбе за христианские ценности в собственной жизни, попытке не поддаться разложению, исходящему из общества, в котором ныне ведется активная борьба против семейных ценностей; не поддаваться вере в сказки, вроде историй об инопланетянах, которые отвращают от искренней веры во Христа. Заканчивается все еще одним гимном, после чего верующие перемещаются на первый этаж, где за чашкой кофе они могут пообщаться друг с другом, неформально обсудить насущные вопросы.

Так что Литовский баптистский союз представляет собой объединение традиционных консервативных евангелических церквей, в котором мирно уживаются разные традиции и национальности.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама