Доктор Рован Уильямс, Архиепископ Кентерберийский, в интервью вышедшем в эфир 7-го февраля в обеденное время, высказал мысль о том, что признание в Великобритании шариата, исламского закона, становится неизбежным. В тот же вечер он выступил с лекцией в Королевском Суде Правосудия, организованной по инициативе церкви "Темпл" (Temple Church) совместно с Центром Исследования законодательства мусульманских и ближневосточных стран при факультете исследования Африканских и Восточных стран Лондонского Университета. Главной идеей этой лекции являлось утверждение, что в плюралистическом обществе, состоящем из различных религиозных групп, концепция одного универсального закона для всех граждан должна быть отредактирована таким образом, чтобы учитывать реальность существования других законов национальных меньшинств. Он особенно выделил мусульманское сообщество Великобритании и исламский закон и предложил произвести согласование английского законодательства и исламских законов таким образом, чтобы для рассмотрения дел о разводе, о браке, о наследовании имущества и ряда других вопросов, могла на равных правах использоваться любая из этих правовых систем.
Анализ
Несмотря на намерения архиепископа создать условия для большего взаимопонимания и гармонии в Британском обществе, его предложения с необходимостью могут породить прямо противоположный эффект. Он доводит понимание мультикультурализма до крайности, применяя его к правовой системе государства и создавая, таким образом, новую арену для конфликтов и противостояния.
Предлагаемое архиепископом понимание шариата несколько утопично и наивно по своей сути. Вопреки восприятию большинства мусульман, он рассматривает шариат не как целостную систему конкретных предписаний, но как выражение универсальных принципов, которые посредством иджтихада (индивидуального толкования законов шариата), могут применяться достаточно гибко и с учетом конкретного контекста. Несмотря на то, что такой подход отражает благие пожелания либерально настроенных мусульманских реформатов, действительность состоит в том, что большинство мусульман по-прежнему рассматривают шариат как неизменный Божий закон, регулирующий все конкретные сферы жизни. Более того, шариат является дискриминационной системой, особенно по отношению к женщинам (в частности, в вопросах развода и наследования имущества) и к немусульманам. Он узаконивает множество наказаний, таких как лишение свободы, избиения, аннулирование брака, лишение наследства и смертная казнь для людей оставивших мусульманство.
Некоторые из наказаний, такие как избиение камнями, четвертование и порка, предписанные жесткими законами худуда, входящего в систему шариата, не берется отстаивать даже Тарик Рамадан, на мнение которого позитивно ссылается архиепископ в своей лекции. Самое большее, что может предложить Тарик Рамадан, − это ввести мораторий на перечисленные выше наказания до тех пор, пока не установится совершенное мусульманское общество, способное исполнять эти предписания закона в справедливости и со страхом. За подобные нововведения Рамадана не раз критиковали многие известные мусульманские религиозные ученые, представляющие различные направления в мусульманстве. По их мнению, предложения Рамадана находятся на грани ереси. Они считают, что законы худуда неизменны, и что суровость наказания является ценной отличительной чертой исламского шариата.
Архиепископ исключил наказания худуда из тех частей шариата, которые он рекомендует практиковать в Великобритании. Однако если бы архиепископ был лучше знаком с системой шариата, он бы понимал, что из-за наличия закона об измене исламу, очень трудно провести твердую границу между этими двумя сферами шариата. Список наказаний за выход из ислама включает не только смертную казнь, но также и дела, связанные с регулированием семейных отношений, той части шариата, действие которой архиепископ рекомендовал распространить на Великобританию. К таким вопросам относятся аннулирование брака, утрата доступа к детям, потеря права наследования.
Доктор Уильямс, конечно же, осознает ту опасность, которую несет в себе введение санкционированных государством шариатских судов. Оно может оказать поддержку наиболее консервативным и радикально настроенным исламистам и ухудшить положение самых беззащитных индивидуумов в мусульманском сообществе, к которым, например, относятся женщины. Тем не менее, он, похоже, уверен, что те, кто будут создавать эту новую судебную систему, окажутся вдохновенными практиками того реформированного шариата, который он сам придумал. В действительности, опыт подсказывает, что подобные институты власти оказываются под руководством и сильным влиянием "ретроградов и других наиболее репрессивно настроенных элементов" (как он называет их), особенно если принять во внимание почти неограниченные, обусловленные продажей нефти, финансовые возможности Ваххабизма, и других поддерживающих его направлений ислама.
В любой из мусульманских стран, где шариат оказывал достаточно сильное влияние на юридическую систему государства, это неизбежно приводило к ущемлению прав наиболее беззащитных слоев общества, в том числе женщин, детей, немусульман, перешедших из ислама в другие религии и неортодоксальных мусульманских сообществ, таких как Ахмадийя и Бахайи. Кроме того, подобное влияние шариата также негативно сказывается и на интеллектуальном диалоге в обществе, что происходит вследствие ограничения свободы и наказания диссидентов посредством санкций, предписанных шариатом.
Доктор Уильямс, похоже, так обеспокоен фрагментацией британского общества, что он готов встроить законы шариата в государственное законодательство Великобритании настолько, чтобы удовлетворить требование мусульман предоставить мусульманскому сообществу доказательства того, что британское общество действительно является инклюзивным и проявляет чувствительность к их требованиям. Он убежден, что шариат существенен для идентичности и процветания мусульман, и что негуманно ожидать от них, что они будут жить без этого закона. Во имя мультикультурализма, идеи терпимости и политической корректности он готов подвергнуть сомнению установившиеся в Западном сообществе фундаментальные принципы равенства перед законом и личной свободы.
Включение законов шариата в Британское законодательство окажет негативное влияние на многие наиболее уязвимые слои мусульманского общества: женщин детей, неверующих и либерально настроенных индивидуумов. Все они испытывают нарастающее неудовлетворение традиционными требованиями шариата. Если шариат будет признан в Великобритании в рамках нормы официального закона, то давление религии и общественного мнения сделает для них чрезвычайно трудным уклониться от такого давления и встать под юрисдикцию британского закона. Архиепископ не учитывает также интересы тех многих мусульман, которые выехали из репрессивных шариатских стран и стали беженцами в демократичном британском обществе. Введение шариатских судов поставит под угрозу вновь приобретенную такими гражданами свободу.
Процесс установления системы признаваемых государством и гражданским законодательством шариатских судов окажет неоценимую помощь тем мусульманским кругам в Великобритании, которые стремятся к созданию сети тесно связанных исламистских автономных областей, которые фактически образуют внетерриториальное исламское государство. Кажущиеся невинными и благородными уступки по поводу шариата приведут к усилению тенденций ведущих к исламизации Великобритании, остановить которые окажется весьма сложно. Многие мусульмане также надеются, что в конечном итоге исламу, его священным книгам и его основателю в Великобритании будет предоставлено особое недоступное критике положение, положение которого не имеют другие религии. Подобные требования постепенно сводят на нет с таким трудом завоеванные права и свободы, которыми в настоящее время пользуются граждане Великобритании. Это откроет дверь для построения тоталитарной дискриминационной системы, которая игнорирует права личности и стремится контролировать все сферы общественной и личной жизни, что является типичным для мусульманских государств. Возрастающее применение шариата существенно изменит характер британского общества таким образом, что, в конце концов, оно окажется абсолютно неприемлемым.
Фактически, Британия уже прошла длинный путь в направлении исламизации. В мусульманских сообществах действует множество шариатских судов, существует параллельная финансовая система рассмотрения жалоб, в школах и образовательных учреждениях практикуются некоторые требования шариата, такие как связанные с особой системой питания хатал, исламской одеждой и разделение по половому признаку на занятиях физической культуры. Некоторые из этих требований действуют также и в общественных заведениях, таких как полиция, система здравоохранения и система мест лишения свободы.
Добавление к вышеперечисленному шариатских судов, решения которых узакониваются и исполняются гражданской правовой системой, сильно приблизит Британию к пути исламизации, которая является стратегической целью многих мусульманских организаций. Вопреки ожиданиям архиепископа, это сильно уменьшит пространство для свободной дискуссии и законного критицизма, ограничит свободы и права личности мусульман, усилит наиболее традиционные исламистские и радикальные тенденции в мусульманском обществе.
Более того, для многих англикан и других христиан, проживающих в странах, где применение законов шариата является причиной множества унижений и страданий, например, в некоторых частях Нигерии и Судана, предложения Архиепископа Кентерберийского выглядят не только несправедливыми, но также бесчувственными и жестокосердными.
Доктор Патрик Сукхдео
11 февраля 2008 Великобритания.
По материалам источников: Фонд Варнава