НГ-религии публикует рецензию Станислава Минина на книгу Жана Тощенко "Теократия: фантом или реальность?". Автор книги, российский социолог, член-корреспондент РАН, толкует слово "теократия" в расширительном значении "Это тенденция к сращиванию религии и политической власти. Ситуация, когда религия становится государственной идеологией, когда церковный или околоцерковный истеблишмент раздает карты за политическим "столом", а власть обслуживает интересы религиозной номенклатуры".
Я бы тут отметил, что научный подход к любой проблеме предполагает, в качестве своего необходимого условия, употребление терминов в четком, и желательно общепринятом и устоявшемся значении. Теократия, согласно словарю Даля, есть соединение гражданской и духовной власти в одном лице. Употребление терминов в "расширительном" значении неизбежно порождает путаницу, и, увы, выводит обсуждение за рамки науки.
Другое требование научной добросовестности принципиальная проверяемость утверждений. Утверждать существование "тенденции к сращиванию религии и политической власти" в рамках научной дискуссии можно только четко описав, что мы понимает под тенденцией, и указав на конкретные ее проявления. Иначе мы имеем дело скорее с фобией, чем с научным анализом проблемы. В чем именно проявляется эта страшная тенденция? Государственные лица появляются на богослужениях? Краткий поиск в интернете показывает, что в Европе (и США) не только появляются, но и нередко открыто исповедуют свою веру. Церковники хотят ввести преподавание "основ православной культуры"? Но религия не "основы культуры", а именно религия преподается в школах большинства европейских стран. Теологию хотят включить в список научных дисциплин? Но в университетах Британии, Германии и многих других развитых стран испокон веков существуют кафедры теологии. Поговаривают о введении института капелланов в армии? Россия одна из немногих стран, где капелланов нет; и в Европе, в том числе восточной, и в Америке капелланы давно служат. Готовы ли антиклерикалы утверждать, что во всех упомянутых странах "религия сращена с политической властью"? Если нет, то почему даже слабое движение России к общеевропейской и общемировой практике означает такое "сращивание"? Если да, "сращена", то где же те великие и лютые беды, которые, по уверениям антиклерикальной пропаганды, должны от такого "сращивания" произойти? Где же обещанное отсутствие гражданских свобод, подавление науки, технологическая отсталость?
"Газета" пишет о том, что депутаты законодательного собрания Петербурга вчера приняли в обращение к президенту Владимиру Путину с просьбой освободить от срочной службы в армии священников и семинаристов традиционных конфессий. В обращении подчеркивается, что отмена отсрочек для рукоположенных в сан священников повлечет проблемы для церкви. "Многие приходы останутся без священников, а сами молодые священники встанут перед выбором: либо исполнять долг солдата и военнослужащего, нарушая основные церковные правила, и лишаться сана, либо, соблюдая все предписанные церковью правила, грубо нарушать военную дисциплину". Отмена отсрочек для священнослужителей вот как, оказывается "тенденция к сращиванию религии и политической власти и обслуживание властью интересов религиозной номенклатуры" выглядит на практике.
Журналист Андрей Мельников в тех же НГ-религиях пишет о презентация специализированного информационно-аналитического доклада за 2007 год "Свобода совести в Российской Федерации", подготовленный Институтом свободы совести. По мнению авторов доклада, нетрадиционные формы Ислама подвергаются в России дискриминации:
"Салафитский ислам, не признающий никакой иной формы государственного правления, кроме халифата, идеальный объект преследования для государства, покровительствующего только лояльным религиозным организациям. Но почему же тогда не преследуют православных монархистов, ведь их неприятие светского демократического государства имеет не менее экстремистский характер? Отсюда делается вполне логичный вывод о фактическом неравенстве религий в России".
Православные монархисты а это довольно разные группы с довольно разными взглядами могут нравиться или не нравится, однако не совсем понятно, в чем же проявился их "не меньший" чем у салафистов экстремизм. Монархические боевики отторгли часть российской территории и воюют с федеральными войсками? Монархические террористы-самоубийцы взрывают себя в метро? Монархические экстремисты убивают несогласных с ними священнослужителей?
Заметна в том же выпуске НГ-религий и статья Станислава Минина, направленная против ОПК. В статье просматривается противоречие, характерное для подобной идеологической позиции с одной стороны, ОПК есть проявление нарастающего влияния и мощи Церкви, отчего должны произойти всякие беды и притеснения, с другой ОПК должен вызвать у школьников только отвращение к Церкви. Как пишет сам автор:
"Никакого нравственного ренессанса в школе не произойдет: школьники по-прежнему будут курить в туалете, разбираться в теме половых отношений лучше своих родителей, ругаться матом и рисовать похабные картинки в учебниках – теперь уже в учебниках ОПК. После одиннадцатилетней промывки мозгов со школьного двора будут уходить подростки, испытывающие стойкое отвращение ко всему церковному и православному"
Подобные пророчества изрекает не один Станислав Минин. Слабость подобной аргументации в том, что она точно также применима к любому школьному предмету и школьному образованию вообще а также к любым попыткам нравственного воспитания. Некоторые полагают, что школа способна привить отвращение к литературе, физике, истории и т.п., но почему-то никто не призывает прекратить преподавание этих предметов. Любое нравственное воспитание можно объявить заранее неэффективным мол, подростки все равно будут в туалетах курить. Следуя взглядам Станислава Минина и единомысленных ему, нам следовало бы отказаться от сеяния "разумного, доброго, вечного" в какой бы то ни было форме все равно же будут похабные картинки в учебниках и тому подобное. Да и школы, как рассадник стойкого отвращения к знанию, следовало бы позакрывать. Впрочем, будем надеяться на то, что так далеко борьба с ОПК не зайдет.
Источник: Радонеж