ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Непобежденный еретик

Готова ли Католическая Церковь к реальным переменам?

Станислав Минин :: 19 марта 2008

Современная Католическая Церковь – довольно странное учреждение. Она стремится догнать научно-технический прогресс и в то же время подчеркивает cвой консерватизм, цепляется за реликты прошлого. Она хочет поставить памятник Галилео Галилею, реабилитировать отца немецкого протестантизма Мартина Лютера, изменить список "смертных грехов" и пересмотреть само это понятие. Одновременно Ватикан настойчиво заявляет, что только Римско-Католическая Церковь является истинной, отстаивает институт обязательного безбрачия духовенства и осуждает генную инженерию.

Невольно на ум приходит евангельское речение о том, что "правая рука не знает, что делает левая". Что это, системный кризис или сбои в работе бюрократической машины Ватикана? Хочет ли Католическая Церковь действительно измениться или это всего лишь попытка мимикрировать, приспособиться к современному миру?

В марте из Ватикана подул ветерок перемен. Сначала итальянское информагентство ApCom (2 марта) сообщило, что в сентябре Папа Римский Бенедикт XVI на традиционном богословском семинаре со своими бывшими студентами будет обсуждать деяния отца Реформации Мартина Лютера и, возможно, снимет с него обвинения в ереси. В Ватикане якобы полагают, что Лютер хотел не расколоть Церковь, а очистить ее от скверны средневековых преступлений. Впоследствии тему подхватили итальянская газета La Stampa (5 марта), а также британские издания The Times и The Financial Times (6 и 7 марта). В итоге 8 марта пресс-секретарь Ватикана священник Федерико Ломбарди был вынужден опровергнуть информацию, появившуюся в прессе. В интервью информагентству ANSA он заявил, что никакой реабилитации Лютера Католической Церковью не предвидится.

По словам Ломбарди, выводы СМИ "безосновательны". Между тем и La Stampa, и The Times цитируют главу Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера. Он сообщил, что тема для сентябрьского семинара выбрана удачно, а католикам "есть чему поучиться у Лютера, особенно в плане отношения к Священному Писанию". Конечно, семинар организует не ведомство Каспера, а сам он в связи с достижением 75-летия недавно подал Папе прошение об отставке, но информированным представителем Римской курии кардинал как был, так и остается. Более того, о реабилитации вождя Реформации в Католической Церкви говорят не первое десятилетие.

Еще в 1983 году, когда мир отмечал 500 лет со дня рождения Лютера, Папа Иоанн Павел II отмечал "огромное историческое значение" виттенбергского доктора богословия.

Посмертная реабилитация Лютера, что называется, назревает. Другой вопрос, что официальный Ватикан в лице Федерико Ломбарди от подобных планов пытается откреститься. Кажется, что это не случайно. Признать, что Лютер "мыслил верно", – означает поставить под вопрос и Контрреформацию, и Тридентский Собор (1545–1563 годов), и создание Ордена иезуитов – важные вехи в истории Католической Церкви. Это означает согласиться с той беспощадной критикой, которой подверг Церковь доктор Мартин, тогда как многое в ней с тех пор не менялось. В лучшем случае – приняло несколько иную форму.

Лютер был последовательным противником безбрачия духовенства. Бывший монах Ордена августинцев, он и женился на бывшей монахине. Нынешняя же Католическая Церковь цепляется за целибат как за спасательный круг, считая его "даром Божьим" и не желая слышать критику. Лютер в ужасе хватался за голову от количества монашеских объединений в Церкви. Это было еще в XVI веке. Если бы он увидел, сколько этих объединений сейчас, то упал бы в обморок, не иначе. Мартина Лютера наверняка возмутила бы нынешняя практика канонизации святых десятками и сотнями за раз, равно как и сама процедура причисления к лику блаженных или святых, напоминающая светский суд с адвокатом и прокурором. Он скорее всего едко иронизировал бы по поводу того, что Банк Ватикана в Церкви называют Институтом религиозных дел.

Мартин Лютер хотел спасти христианство, тонувшее в схоластических спорах и средневековой казуистике, кодификациях и классификациях. В частности, он не принимал разделения грехов на простительные и смертные и считал, что смертный грех – это любой грех, в котором человек не кается. Казалось бы, в XXI веке уже и сама Католическая Церковь должна смотреть на это разделение как на реликт Средневековья.

Но нет. 10 марта газета L’Osservatore Romano опубликовала новый список смертных грехов, в число которых вошли генная инженерия, загрязнение окружающей среды, аборты, педофилия, торговля наркотиками, чрезмерное обогащение и порождение социального неравенства. Времена меняются, не меняется лишь католическое стремление разложить по полочкам все на свете. Это как раз тот стиль мышления, с которым боролся Лютер.

Еще до II Ватиканского Собора в Католической Церкви (1962 – 1965) по умолчанию использовались переводы Библии на национальные языки, чего и добивался Лютер. Да и целый ряд решений Собора пришелся бы ему по душе. Недаром непримиримые католические традиционалисты говорят о "протестантизации" послесоборной Церкви. В 70-е годы прошлого века католики стали точнее постигать смысл богослужения, священники заговорили на их родном языке. При этом иерархия толкователей Священного Писания – духовенства – не претерпела никаких изменений, и во главе ее по прежнему Папа, непогрешимый в вопросах веры и нравственности. Лютер наивно полагал, что текст Библии настолько прост и ясен, что для его понимания не нужны люди в рясах, да еще и в таком количестве. Католическая Церковь никогда не разделяла такой подход и не разделяет его и сегодня.

Одновременно с сообщениями о грядущей реабилитации Лютера в прессе появилась информация о том, что в Ватикане вот-вот появится памятник Галилео Галилею. Знаменитый астроном в свое время также был уличен в ереси и даже отрекся от своих идей. Не так давно покойный Иоанн Павел II каялся за инквизицию и крестовые походы. Неужели теперь Церковь благосклонна к еретикам былых времен? Кому-то даже может показаться, что это свидетельствует о ее смелости и либерализме.

Конечно, признавать ошибки прошлого полезно. Но не так уж и трудно простить "еретика", почившего много веков назад, чьи идеи и без того уже не раз переосмыслили его последователи. Куда сложнее протянуть руку нынешним, еще живым и вполне активным католическим богословам-диссидентам: Гансу Кюнгу, Леонардо Боффу, Чарльзу Каррану. Однако что требует больших усилий: осудить инквизиторов, семьи жертв которых и без того не подадут на Ватикан иск в Страсбургский суд? Или признать вину католического духовенства за геноцид народа тутси в Руанде в 90-е годы? Или должным образом наказать иерарха, в чьей епархии священники растлевают малолетних, а не переводить его на "теплое местечко" в Рим, подальше от внимания СМИ и гнева родителей потерпевших?

Газета The Times, ссылаясь на кардинала Каспера, пишет, что возможная реабилитация Лютера призвана смягчить имидж Бенедикта XVI в глазах протестантов. В прошлом году они были немало озадачены документом Конгрегации вероучения (см. "НГР" № 12 от 18.07.07), утверждавшим, что протестантские Церкви "не могут считаться Церквами в полном смысле этого слова". Однако не лучше ли, заботясь о католическо-протестантских отношениях, вовсе не публиковать провокационные документы, выясняя, какая Церковь истинная, сохраняя хотя бы уже существующий статус-кво?

Реабилитировать Лютера нужно было сразу после II Ватиканского Собора, то есть почти полвека назад. Вместе с Яном Гусом и Джоном Уиклифом. Такие символические акты должны отражать некие процессы перемен в жизни Церкви. Тогда, в 60-е годы, такой импульс действительно был дан. Но перемены вскоре забуксовали, и сегодня реабилитация непобежденного еретика становится всего лишь пустой формальностью. Будь Мартин Лютер нашим современником, членом Католической Церкви и ее священником, он, так или иначе, считался бы инакомыслящим, а значит – еретиком.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама