ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Православная культура – это осознанный выбор

Сергей Лебедев :: 24 марта 2008

С момента появления предмета "Основы православной культуры" в школьной программе прошло уже несколько лет, а споры о целесообразности его преподавания продолжаются до сих пор. Куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями? Об этом мы беседуем с социологом и религиоведом, доцентом Белгородского госуниверситета Сергеем Лебедевым.

– Сергей Дмитриевич, область Ваших научных исследований напрямую связана с влиянием православной культуры на школьное образование. А Вы сами относите себя к сторонникам или противникам нового предмета?

– Безусловно, я выступаю за введение изучения православной культуры в учебную программу во всех российских регионах, где православие исповедует значительная часть населения. Невежество никогда не было аргументом. Но здесь нужно сделать важную оговорку. "Основы православной культуры" и его аналоги – это предмет, который сегодня вызывает к себе неоднозначное отношение. Поэтому перед его введением необходима тщательная комплексная подготовка – социологические опросы, психологическая, методическая. Без неё невозможно ответить на два главных вопроса: кому преподавать и как преподавать?

– А что делать, если родители ребёнка или он сам категорически не хотят изучать этот предмет, ссылаясь на то, что придерживаются иной веры или являются атеистами?

– "Обязаловка" в подобных случаях крайне нежелательна. Если человек явно и откровенно против этого предмета, он всё равно не воспримет его адекватно. Но, как показывает практика, в большинстве случаев подобная реакция является следствием экономии на подготовке учителя и школы к введению новой дисциплины.

– Со школой всё понятно. Но почему в таком случае многие люди саму идею преподавания православной культуры воспринимают в штыки?

– В чем состоит проблема? В соответствии с законами общественного сознания, люди реагируют на ярлыки. А ярлыки к этому предмету изначально приклеили сугубо пропагандистские. Дело в том, что вопрос о "религии в школе" сильно политизирован ещё с середины 90-х годов, когда он был впервые поднят. С тех пор полемика между двумя группами – условно назовем их "патриотами" и "либертарианцами" – периодически набирает обороты. "Либертарианцы" однозначно против такого предмета в любой форме, "патриоты" готовы голосовать за него руками и ногами.

Крайние установки обеих сторон не располагают к конструктивному диалогу: люди, для которых эта тема актуальна, сразу начинают мыслить в жестком идеологическом ключе и занимают непримиримые позиции. Но аргументы "либертарианцев" находят для себя благодатную почву в таких социальных настроениях, как пассивность, боязнь нового – "как бы чего не вышло", недоверие к религии как слишком "хорошо забытой" сфере жизни, общий консерватизм образовательной системы, да и в том, что просто лень учить новый предмет. Тогда как "патриоты" вынуждены идти "против ветра" и все это преодолевать.

– Сегодня мы с Вами являемся свидетелями того, как меняется религиозная карта мира. В регионах, которые считались православными центрами, формируется мощная мусульманская диаспора. Показательно выступление архиепископа Кентерберийского: глава англиканской церкви заявил о своей готовности признать элементы законов шариата в британской правоприменительной практике. Так не лучше ли сегодня ввести в школьную программу предмет "История мировых религий", отведя львиную часть курса преподаванию православной культуры?

– Думаю, этот вопрос заслуживает обсуждения и выбора в каждой школе. Учащиеся и их родители должны иметь возможность предпочесть тот или другой предмет. Но в любом случае выбранный курс должен быть тщательно подготовлен как с методической, так и с содержательной точки зрения. И он ни в коем случае не должен быть идеологизирован. В противном случае нам грозят две крайности. С одной стороны, сторонники религиозного фундаментализма даже "нейтральные" уроки истории религий могут уподобить примитивной квазирелигиозной пропаганде. С другой стороны, мне известны случаи, когда отдельные педагоги даже уроки ОПК превращали в уроки атеизма. Выход я вижу в предоставлении выбора и во всестороннем общественном контроле над этими предметами, их содержанием, программами и методикой преподавания. Все эти документы должны согласовываться со всеми основными субъектами образовательного процесса и находиться в открытом доступе. На любой урок должны допускаться представители общественности, родители, эксперты и все заинтересованные лица.

– Давайте представим такую ситуацию: Ваш ребёнок идёт в школу, где на втором уроке ему излагают учение Дарвина, а на третьем пересказывают библейский миф о сотворении мира. Наука и религия, в принципе, научились мирному сосуществованию и даже нашли точки соприкосновения – например, вместе выступают против лженауки. Но как поступить ребёнку? Не получится ли так, что пятиклассник придёт к выводу, что одна из двух учительниц ему врёт?

– Такая опасность действительно есть. Более того, школьник наверняка решит, что врёт тот педагог, который меньше ему нравится. Не исключено даже деление детей в классах на сторонников той или иной точки зрения с последующим выяснением отношений. Как тут поступить? Как раз науку и следует призвать на помощь – прежде всего, педагогику и психологию. Необходимо глубокое исследование того, как сочетаются эти знания в головах детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Только на основе его результатов мы сможем разработать действенные рецепты, как снять это противоречие.

– Кто, на Ваш взгляд, должен преподавать ОПК – батюшка из ближайшей церкви, специально подготовленный специалист или учитель математики, которому не хватило учебной нагрузки по своему предмету?

– Еще несколько лет назад мы опрашивали по этому вопросу представителей белгородского православного духовенства. Большинство из них склоняются к тому, что ОПК должны преподавать подготовленные светские педагоги. И я с ними склонен согласиться. О православной культуре детям должны рассказывать люди с педагогическим образованием, которые любят свой предмет или, по крайней мере, относятся к нему добросовестно.

– Существует ли, на Ваш взгляд, в нашем регионе явление, которое правозащитные организации называют клерикализацией школы?

– Я предпочитаю не употреблять этот термин, поскольку он слишком необъективен и идеологизирован. Если исходить из принятого в науке толкования, то под клерикализацией следует понимать подчинение школы религиозным объединениям в каких-либо организационных вопросах. У нас ни по закону, ни по факту такого нигде нет – за исключением сугубо конфессиональных учебных заведений, которые работают в рамках законодательства. Поэтому сейчас не имеется достаточных оснований, чтобы говорить о "клерикализации" школы.

– По статистике, большинство белгородцев считают себя православными. В то же время только небольшая часть из них придерживается церковных обрядов, регулярно посещает храм и соблюдает посты. Зачастую можно наблюдать ситуацию, когда в Бога верят "на всякий случай" – чтобы в ад потом не попасть. Каков критерий деления людей на истинно православных и тех, кто лишь декларирует свою приверженность этой религии?

– Сейчас среди социологов нет единого мнения относительно критериев религиозности. Я придерживаюсь той точки зрения, что православная религиозность – это явление динамическое. Крайне редко бывает такое, чтобы неверующий человек в какой-то момент вдруг взял и стал православным! На самом деле существует сложный и постепенный процесс воцерковления, который у всех людей идёт по-разному. Он может растянуться на всю жизнь или идти относительно быстрыми темпами.

Переход человека от состояния "вне религии" к состоянию "в религии" – это процесс, а не раз навсегда полученный результат. Поэтому критерием православной религиозности я считаю сочетание трех качеств. Первое – культурное самоопределение: человек считает себя православным, значит, он имеет веские предпосылки к тому, чтобы им быть. Но, конечно, только этого мало. Второе качество – идентификация себя как человека верующего. Третье и самое важное – высокая ценностная значимость религиозной веры как таковой: если она занимает в системе ценностей индивида приоритетное место, то это верный признак того, что перед вами человек православный. А ходит он в данный момент в церковь или не ходит – это вопрос сформированности убеждения, вхождения в традицию, что требует времени.

– А как Вы сами пришли к вере?

– Очень верно сформулирован вопрос: к вере я именно пришёл. До 19 лет считал себя атеистом, на втором курсе института отказался от атеизма, и только через несколько лет у меня произошел осознанный поворот к конкретной религиозной вере, к Церкви. Таким моментом для меня стало венчание с будущей женой, которому предшествовали исповедь и причастие.

– Очень часто из уст родителей можно слышать вопрос: а зачем нам нужны основы православной культуры? Школьная программа, мол, и так перегружена, а понятие "духовности" в массовом сознании так и не приобрело отчётливых очертаний. Что можно ответить на родительский вопрос с прагматических позиций?

– Ответить можно вопросом на вопрос: а зачем в таком случае нам нужна гуманитаристика? Зачем нам нужна культура и связанные с нею предметы – литература, язык, история, обществоведение? Православная культура – это вариант гуманитарного стержня образования, личности. Можно спорить о том, насколько он удачен в его нынешнем воплощении, но это серьезная попытка привить человеку гуманитарную культуру на основе испытанной временем религиозной традиции. А это можно только приветствовать, особенно учитывая то, в каком состоянии сегодня находится наша культура, образование и общественная нравственность.

Источник: Белгородская молодежная газета "Смена"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама