ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Приходская жизнь в России – опрос священства. Часть 1-2

24 марта 2008

На вопросы отвечает cвященник Михаил Шполянский

1. Последние двадцать лет (с 1988 года) Церкви была дана неслыханная для последних времен свобода. Как Вы думаете, правильно ли Церковь использовала это время?

Безобразно использовала (я имею в виду эмпирическую Церковь). Впечатление такое, что использовала свободу только для массированного утверждения себя как властной, социально-политической и даже коммерческой структуры, но никак – как духовного, во Христе, стержня народа. Если же и есть некоторое воцерковление народа, то вопреки, а не благодаря структурам. Благодаря же только Божией милости, "Духу, ихже дышит где хочет" (Ин. 3,8).

2. В нашем регионе – Сибири – основное направление развития Церкви было направлено на храмостроительство. Как Вы думаете, возведение новых храмов увеличивает ли паству Христову?

Да, но не в смысле дорогостоящих сооружений. Мое мнение, что для миссии необходимо максимально большое количество помещений (хоть минимально пригодных) для организации богослужения и общинной жизни (вопрос с пастырями – отдельный). Конечно, нужно хранить и возрождать традицию в её полноте, но для этого лучше всего подходят древние храмы и монастыри. В таких намоленных местах могут предстоять Богу те, кто понимают и ценят красоту и глубину древнего устава и пр. Должна быть богослужебная а, значит, и храмовая полифония. Сооружение же мегахрамов вроде Храма Христа Спасителя расцениваю как вредительство (разбазаривание средств) и дискредитацию Церкви.

3. Возведение новых храмов в той или иной степени ставит епархии в зависимости от государственного финансирования, не редуцирует ли эта зависимость церковной свободы?

Церкви-общины должны создаваться общиной, начиная хотя бы с квартир. А зависимости от кесаря нужно бежать.

4. По всей стране при храмах возводятся Воскресные школы, появляются Православные гимназии. Станут, на Ваш взгляд, ли выпускники этих школ постоянными прихожанами нашей Церкви?

Далеко не все. Но это вопрос неоднозначный, и разговор о нем вне формата этого вопросника.

5. Появился ли на сегодняшний день в России особый, новый тип церковных приходов, каких не было до революции?

Не знаю.

6. Есть ли вообще какая-то новая, особая приходская политика у современной Русской Церкви?

Это уж точно – нет. Даже неоднозначная попытка групп под окормлением о. Георгия Кочеткова создать новый тип приходской жизни за много лет так и не получила хоть какой-то ясной оценки церковноначалия.

7. Возможна ли в современных условиях прозрачная финансовая политика на приходе, когда бы и настоятель и прихожане знали бы необходимости и траты своего храма?

Желательна, но, боюсь, пока по многим причинам маловероятна. Но в таком случае начинать должно с епархий, тем паче, что именно ЭТОГО требуют каноны Церкви.

8. Возможна ли на современном российском приходе целевая помощь нуждающимся?

Безусловно, возможна, и необходима.

9. Что может объединить прихожан храма, которые многие годы ходят на службы и иной раз не знают имен молящихся рядом с ними людей? Наш опыт – организация многих групп "по интересам", а также – разнообразные приходские мероприятия. Все это банально, и возможно только при наличии активного костяка прихода. А "собирание" такого костяка – уж дело батюшки.

10. Какие формы общения приходской молодежи могут вырасти за рамки традиционных воскресных чаепитий?

Такой опыт достаточно апробирован (помощь, активный отдых, изучение и пр); нового мне сказать нечего.

11. Возможно ли возрождение приходской жизни в сегодняшних храмах и что для этого необходимо?

Вообще нужно начинать со смены парадигм в сознании клира. Очень глубокой смены. Священноначалие к этому не готово, так что только надежда на Бога и на постепенность точения камня водой.

Я настаиванию на понимании того, что мои ответы совершенно субъективны, и не претендуют ни на что большее, чем только быть частным мнением члена Церкви.

Иерей Михаил Шполянский, заштатный клирик Николаевской епархии УПЦ

На вопросы отвечает cвященник Георгий Белодуров

1. Последние двадцать лет (с 1988 года) Церкви была дана неслыханная для последних времен свобода. Как Вы думаете, правильно ли Церковь использовала это время?

Церковь живет в напряжении всех своих сил. Мы все делаем все возможное, но возможно увы не все. Свобода есть, а поддержки государства и, самое главное, общества – маловато.

2. В нашем регионе – Сибири – основное направление развития Церкви было направлено на храмостроительство. Как Вы думаете, возведение новых храмов увеличивает ли паству Христову?

В тех храмах, которые сохранились не закрытыми, уместить всю свою паству Церковь не могла. А те, которые были в запустении, надо было возрождать. Это ведь нам, православным, позор, когда в доме Божием – мерзость запустения.

3. Возведение новых храмов в той или иной степени ставит епархии в зависимости от государственного финансирования, не редуцирует ли эта зависимость церковной свободы?

Случаи, когда государство оказывает помощь в строительстве храмов, очень редки. Чаще всего священником приходится пользоваться деньгами частных лиц, т.е. пожертвованием граждан.

4. По всей стране при храмах возводятся Воскресные школы, появляются Православные гимназии. Станут, на Ваш взгляд, ли выпускники этих школ постоянными прихожанами нашей Церкви?

Гадать "станут или не станут" не надо. Уже есть выпускники этих гимназий и школ, и если посмотреть процент активноверующих среди этих выпускников такой же, как и в других группах населения. Отсюда вывод: есть другие более мощные рычаги, определяющие воцерковление молодежи. На мой взгляд, это целый комплекс факторов, формирующих общественное мнение в молодежной среде. Церкви приходится бороться за души молодых людей не с РОНО и т.п., а передачами типа Дом-2, пошлыми молодежными сериалами, программами MTV, с готами, скинхедами и антифой, с наркотиками и модной тусовкой. Когда на ТВ нет ни одного норамального православного, когда все общество заражено пошлостью и потребительством... В общем, силы пока не равны. Но и без борьбы мы не отступим.

5. Появился ли на сегодняшний день в России особый, новый тип церковных приходов, каких не было до революции?

Наши современники плохо знают свою церковную историю. В конце 19 – начале 20 веков в Российской империи было много очень "продвинутых" приходов. Это и миссионерские, и приходы-центры по борьбе с алкоголизмом, и приходы, чьи настоятели внедряли современные агрономические технологии. Тоже в тех или иных формах мы можем и должны организовать и сегодня. И более того. Ведь не случайно говорят "какой поп – такой и приход", многое зависит от личности настоятеля. Если он талантлив, разносторонен и не боится зажечь инициативу в среде прихожан, то и приход у него будет такой же активный и успешный.

6. Есть ли вообще какая-то новая, особая приходская политика у современной Русской Церкви?

Мне кажется, что пока нет.

7. Возможна ли в современных условиях прозрачная финансовая политика на приходе, когда бы и настоятель и прихожане знали бы необходимости и траты своего храма?

Если бы в людях не будет жадности, зависти и духа осуждения, то можно сделать и прозрачной бухгалтерию. А пока это все живет в сердцах людей, не то что машину, но в холодильник будут к настоятелю заглядывать. Нет! Сегодня, и, по-моему, вообще в обозримом будущем прозрачность невозможна. Другое дело, что крупные расходы, например ремонт, установка колоколов или иконастаса, плата за коммунальные услуги и свет – это все может быть открытым для прихожан.

8. Возможна ли на современном российском приходе целевая помощь нуждающимся?

Если приход обладает ресурсами, то да. Это желательно.

9. Что может объединить прихожан храма, которые многие годы ходят на службы и иной раз не знают имен молящихся рядом с ними людей?

Нужно организовывать общинную жизнь. Общие праздники, регулярные чаепития, воскресная школа для взрослых, паломничества, выезды на природу и многое другое. И во главе этого, в гуще событий – священник.

10. Какие формы общения приходской молодежи могут вырасти за рамки традиционных воскресных чаепитий?

Ой... Не знаю. А что им в голову придет, то пусть и будут. А так, см. предыдущий пункт

11. Возможно ли возрождение приходской жизни в сегодняшних храмах и что для этого необходимо?

Возможно, и для этого нужно чтобы священник любил своих прихожан, и чтобы они стали для него большой и дружной семьей.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама