ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Проблемы развития законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях

Виктор Зоркальцев :: 19 июня 2003

18 июня в здании Государственной Думы на Охотном ряду по инициативе Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций состоялся семинар-совещание председателей комитетов (комиссий) законодательных (представительных) органов и руководителей подразделений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственно-церковных отношений, в работе которого приняли участие депутаты Думы, религиозные лидеры, специалисты, а также представители 57 регионов России. Ниже публикуется вступительный доклад Председателя Комитета В.И. Зоркальцева. Материал о состоявшейся на семинаре дискуссии будет опубликован на портале "Религия и СМИ" завтра.

Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые духовные лидеры, гости, коллеги!

Мы собрались, чтобы обсудить наиболее злободневные проблемы государственно-церковных отношений и наметить дальнейшие шаги на пути построения в России гражданского общества и, особенно, той роли, которую предстоит сыграть в этом процессе религиозным организациям.

Мы надеемся на конструктивный диалог и заинтересованы в предложениях из регионов. Современный уровень развития государственно-церковных отношений как никогда ранее высок. Фактически, в нашей истории это прецедент равноправного отношения государства и религиозных организаций. Государство не требует от религиозных организаций выполнения идеологических функций, но и не видит в них как в недалеком прошлом скрытую опасность.

Важным дополнением государственно-церковной сферы стало возникновение и развитие общественно-религиозных и межконфессиональных отношений: форм характерных для гражданского общества. Религиозный ренессанс состоялся, сейчас мы переживаем становление религиозной общественности. И не будет через чур большим прогнозом сказать, что скоро эта общественность станет серьезной и действенной социальной силой.

Гарантированные Конституцией РФ светскость государства и свобода совести не могут рассматриваться только лишь как абстрактные ценности, они реализуются в практике: со стороны государства в законодательстве и деятельности местных органов власти, со стороны религиозных организаций через развитие некоммерческого социального сектора.

В Библии сказано: вера без дел мертва. Мы можем сказать: свобода совести только тогда свобода, когда это свобода не только верить, но и действовать.

Однако свобода совести имеет рамки: во-первых, религиозная свобода не может быть использована для обхода законов, предназначенных для защиты общественной морали; во-вторых, она не может вступать в противоречия с уголовным и административным законодательством; в-третьих, она не должна идти против социальных устоев, традиций. И эти границы можно определить одним выражением – духовная безопасность.

Взгляд с позиций интересов духовной безопасности должен пронизывать все законодательство. Духовная безопасность как камертон должна действовать при рассмотрении и социальных, и экономических, и политических вопросов.

Духовная безопасность – проблема не менее актуальная, чем безопасность государственная. Государственная безопасность в первую очередь направлена на сохранение институтов власти, защиту от внешних посягательств на целостность государства, борьбу с открытыми врагами внутри страны. Духовная безопасность – безопасность институтов общества, запас его прочности в условиях кризиса. Духовная безопасность – это, если хотите, одно из условий гражданского общества. И это безопасность не только от внешних и внутренних угроз, не только защита традиционной духовности и интеллектуальной среды, но и защита от ненужного вмешательства государства в гражданскую сферу.

В этом плане духовная безопасность – это защита духовной экологии человека. Она совсем иная в России, чем, скажем, в Италии, Франции или Америке. Мы не говорим, что там плохо, а у нас – хорошо. Но мы – другие. Вот эту самость и стараются уничтожить, в том числе и за счет псевдорелигиозной интервенции, в том числе и за счет псевдокультуры, псевдопрогресса, псевдореформ и псевдочеловеческих ценностей. Это страшнее внешней вооруженной агрессии потому, что не мобилизует общество на отпор. Это страшнее еще и потому, что они побуждают общество к социальному суициду, саморазрушению, ломке государственных и общественных структур, резкому ухудшению духовного здоровья народа.

В условиях глобализации религию стараются сделать публичным явлением. Мировоззренческий аспект уступает место имиджевому, что отнюдь не способствует реальному усвоению обществом традиционных духовных контекстов. Религию из сферы сакральной, морально-этической превращают в "рынок духовных услуг". Думаю, что ответ на эти угрозы должен найти свое отражение в законотворчестве.

На сегодняшний день в нашем законодательстве 55 нормативных актов (кодексы, федеральные и конституционные законы), которые тем или иным образом затрагивают деятельность религиозных организаций или реализацию гражданами конституционного права на свободу совести. Они систематизированы в книге Андрея Оскаровича Протопопова, и повторяться сегодня не стоит.

В сфере правового регулирования сделано немало, но проблема не разрешена. Многие отношения – государства, Церкви и общества законом не установлены. Требуется свод законов – законодательство о государственно-церковных отношениях во всем их многообразии и полноте. Если хотите, необходим Кодекс о религии, как, например, Кодекс о труде, Земельный кодекс, Гражданский кодекс. Тогда в полном объеме и, как того требуют общество и время, будут определены нормы деятельности религиозных организаций в различных сферах, будь то культуры, СМИ, экономики, права, нравственности, духовной жизни, государственных делах.

Хотелось бы подметить небезинтересную деталь. Спектр зарегистрированных Минюстом РФ религиозных течений, конфессий достаточно широк. Их – 63. Еще больше действуют без регистрации в качестве юридических лиц. Среди этого многообразия имеются значимые, определяющие, укорененные. А законотворческой деятельностью в основном занимается Русская Православная Церковь, отставая при этом интересы всех верующих, не только инославных, но и находящихся в каноническом противостоянии с ней. Но это обстоятельство как-то не замечается в обществе. Мы призываем к активному участию все конфессии в этом чрезвычайно важном деле – создании правовой базы деятельности религиозных организаций.

Вспомним как разрабатывался и принимался Закон "О свободе совести и о религиозных организациях". Благодаря ему вот уже 6 лет в стране мы имеем межконфессиональное согласие, при серьезных канонических разночтениях.

Одной из законодательных "новинок" стал Закон "О противодействии экстремистской деятельности" и связанный с ним закон, вносящий изменения в действующее законодательство. Появление этого нормативного акта лишний раз подтвердило отсутствие единой стратегии в сфере законодательного регулирования государственно-церковных отношений и это одно из главных препятствий на пути создания полноценного работающего законодательства.

Существующее законодательство о религии не имеет строгой концептуальной оформленности. Подавляющее большинство нормативных актов ориентированы на раскрытие содержания основных конституционных положений о гарантиях свободы совести и отделения Церкви от государства, но, де-факто, это проекции с Конституции, лишь декларирующие принцип отделения, но никак его не конкретизирующие.

Основная проблема здесь заключается в том, что Конституцию в практической работе применять сложно. Религиозные организации – явление отличное от других форм общественных объединений. А, например, Русская Православная Церковь – это динамично развивающаяся структура с широким спектром проблем (экономические, социальные, информационные, юридические и т.д.) и это должно быть отражено в законодательстве. По нашим подсчетам необходимо еще примерно 150 законов, чтобы преодолеть эту проблему (охрана лесов, вод, социальное партнерство, защита общественной нравственности, экономическое участие и т.д.). Впрочем, как я уже говорил, это необходимо свести в единый Кодекс.

Большое место в формировании системы законодательного регулирования религиозной политики в России составляет законодательство субъектов Федерации. Через обогащение федерального законодательства местным происходит регламентация системы государственно-церковных отношений в рамках законодательного процесса, т.е. выстраивается модель "опорных точек" или "площадок", на которых становится возможным отработать ту или иную концепцию на практике. Например, заслуживает внимания факт законодательного запрещения ваххабизма в Дагестане.

В последние годы религиозная ситуация в Российской Федерации определяется главным образом следующими тенденциями.

Во-первых, происходит усиление фундаменталистских идей в традиционно исламской среде, где так называемый "ваххабизм" начинает занимать нишу идеологии политического и социального протеста, особенно для молодежи из малообеспеченных общественных слоев и определенного этнического состава.

Во-вторых, под влиянием работы зарубежных религиозных центров и послабления государства происходит некоторый всплеск деятельности новых религиозных организаций, выдерживавших определенную паузу после принятия Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В-третьих, все актуальнее в обществе насаждается идея о агрессивности и экстремизме в деятельности религиозных организаций. Если, буквально 5 лет назад это относилось в основном к сектам, то теперь с введением в оборот понятия "религиозный экстремизм" делается попытка распространить это определение и на традиционные для России конфессии и религии.

В-четвертых, усиливаются конфликты между христианскими конфессиями. Агрессивность некоторых выходят за пределы дозволенного.

В-пятых, активизируется Русская Православная Церковь, особенно в сфере религиозного образования и просвещения, финансово-имущественных отношений с государством, в законотворческой деятельности, социальном служении.

"Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", ее прорывные идеи послужили позитивным примером для других религиозных конфессий. Вера востребована значительной частью общества, общество и государство воспринимает Церковь не только как религиозную организацию, но и как значимый и влияющий институт государственно-общественного обустройства России. Все это свидетельствует о том, что в сфере религиозной политики и государственно-церковных отношений в ближайшем будущем будут происходить серьезные изменения.

Что удалось сделать за последние три года? В "плюс" стоит записать поправки в Налоговый кодекс, предоставившие новые льготы для предприятий в собственности религиозных организаций и снявшие часть налогового бремени с физических лиц-жертвователей, закон "О политических партиях", ограничивший возможность появления религиозных партий. Не секрет, что многие эти полуполитические группировки были созданы на иностранные деньги и основная их работа строилась не на утверждении традиционных духовных ценностей, а на политизации религии.

В "минус" за этот период следует записать законы "О государственной регистрации юридических лиц", создавший громоздкую систему государственных органов: регистрирующих и принимающих решение о регистрации, "О противодействии религиозному экстремизму" – бесполезная надстройка над Уголовным кодексом и служащая скорее механизмом устрашения неугодных, чем реальной борьбе с этим злом.

Отдельного внимания заслуживает налоговое законодательство в отношении деятельности религиозных организаций. В прошлом году с подачи нашего Комитета были приняты и вступили в силу поправки, значительно ослабляющие налоговое бремя с религиозных организаций и простых верующих граждан.

Так, по налогу на добавленную стоимость (Статья 149 НК) освобождается от налогообложения реализация ремонтно-реставрационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций.

Может в Москве такая поправка и не будет особенно заметна, но для какой-нибудь сельской мечети эта небольшая освободившаяся сумма может стать большим подспорьем.

Также освобождена от налога на добавленную стоимость реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы. Согласитесь, что у Корана, Библии или Торы не может быть добавленной стоимости. Эти книги ценны другим. Не может быть и налога на прибыль при реализации этих книг – распространение такой литературы не преследует цель обогащения, значит и прибыли нет.

Вступили в силу льготы на доходы физических лиц: теперь налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме пожертвований, уплачиваемых им религиозным организациям. То есть, гражданин, жертвуя деньги на нужды религиозной организации (скажем, десятину), получает компенсацию в виде снижения исчисляемого подоходного налога.

Мы исходим из того, что деятельность религиозных организаций несет в себе ярко выраженную социальную направленность. Поэтому тот факт, что человек тратит деньги на духовные нужды – для государства то же самое, как если бы он жертвовал их на нужды детских домов или приютов.

Эти деньги остаются в государстве, а не вывозятся в оффшор. Они работают на общество, на его самые незащищенные слои. Поэтому, мы будем активно продолжать продвижение законов в сфере льгот для религиозных организаций.

Я неоднократно приводил притчу древних относительно идеи изменить Закон "О свободе совести" – "Не нужно трогать хорошо упакованное зло". Однако жизнь идет, состоялся религиозный ренессанс, меняется восприятие религии в обществе, и то, что еще недавно нам казалось не достижимым, становится возможным и ожидаемым социумом. Прежде всего, этот процесс начинается в регионах.

Поэтому, возможно, через год придется рассмотреть изменения в Закон "О свободе совести", речь фактически идет о второй редакции, которая бы сняла ряд вопросов, а, в перспективе, позволила бы создать Кодекс о религии. Однако на ближайший год необходим мораторий на законодательные инициативы в этой сфере, чтобы Закон "О свободе совести" не стал заложником выборов. И так многие силы хотели бы, политизировав религию, дискредитировать ее в глазах общества, отказать ей в культуро- и этнообразующей функции, вытеснив на задворки, в гетто, чтобы она не мешала уверенной поступи глобализационной унификации.

Здесь присутствует федеральный и региональный компоненты. За минувшие три года с инициативами изменить Закон "О свободе совести" 10 раз выступили субъекты Федерации и только 2 – депутаты Государственной Думы, почему? Значит ли это, что в регионах виднее несовершенство федерального закона или же речь идет о недопонимании его положений?

Нам представляется, что федеральный закон должен предусмотреть возможность деятельности той или иной религиозной организации, а вот вопрос процедуры реализации этой возможности должны быть заложены в местном законодательстве. Однако абсолютным ориентиром для региональной реализации должна служить федеральная платформа, только через федерализацию местного законодательства можно достичь гармонизации между центром и субъектами Федерации.

Остановлюсь на проблеме светскости. Церковь отделена от государства, но не разделена с обществом. Для нас светскость – прежде всего, антиклерикальность, т.е. невмешательство религиозных деятелей в политику, в государственное управление. Однако принцип светскости не противоречит идее расширения социального участия и значимости религии и духовности в жизни общества. Особенно это касается социального служения, милосердной и благотворительной деятельности, религиозного просвещения.

В законодательной деятельности этот принцип должен быть воплощен в виде морального права. Мораль – это барьер от приватизации закона. Для нас сейчас равно опасно и олигархическое и силовое вмешательство в сферу закона. Ведь духовное единство сильнее любого идеологического фактора. Здесь скрыт потенциал для прорыва, для консолидации нации.

Относительно религиозного просвещения. В глобализационном мире очень незначительная часть общественных институтов способна служить сохранению этноса и его культуры. Христианство, ислам, иудаизм и буддизм– одни из них. Это прививка от зомбирования. Возможность остаться человеком в мире клонов.

Право на знание о религии – неотъемлемое право человека. Воспользовавшись этим правом, он не нарушает прав другого, скажем неверующего или верующего другой религии. Здесь нам можно и нужно изучить международный опыт и законодательно закрепить его в России.

Одной из первоочередных задач должно стать всемерное содействие организации религиозного просвещения населения. Необходимо оказать финансовую и кадровую помощь, установить социальный заказ на подготовку священнослужителей, направлять в проблемные регионы материалы и брошюры методического характера для преодоления религиозной безграмотности населения. И сделать это нам необходимо в срочном порядке.

Должно быть реализовано право граждан на религиозное образование. Сейчас готовится к принятию Федеральная концепция образования. Религиозное просвещение должно занять там достойное место.

Церковь и армия. Думаю, что нет нарушения принципа светскости в допущении религиозных организаций в армию. Как только религиозные организации станут сопричастны к защите Отечества, они будут еще больше востребованы и обществом, и государством. Ведь допустить религиозные организации в армию – это не значит возложить на них какие-то идеологические или политические функции. Но я не вижу лучшего метода борьбы с дедовщиной, суицидом, наркоманией и разочарованием молодого солдата в армейской службе. В будущем Кодексе о религии нужно четко определить роль и место конфессий в армии, в учебных заведениях, в больнице, характер их миссионерской деятельности, связи с иностранными центрами. Кодекс о религии должен все расставить по своим местам.

О праве на альтернативную систему налогового и пенсионного учета. Вопрос сложный. Ведь, например, право верующих на альтернативную гражданскую службу предусмотрено Конституцией РФ, а вот право на альтернативную систему учета – нет. И возникает довольно странная коллизия, когда при выполнении своего главного долга – службе Отечеству, выбор у верующих есть, а при оформлении документов – нет. Правда в этом направлении уже есть положительные подвижки – я имею в виду недавнее решение Верховного суда, разрешившего мусульманкам фотографироваться на паспорт в хиджабе. Но, зато без указания пенсионного номера вас не примут на работу. Очевидно, что и этот вопрос должен будет урегулирован законодательно в Кодексе о религии.

Вопрос о срочном пользовании землей. В настоящий момент в Государственную Думу внесен законопроект, устанавливающий право для религиозных организаций на безвозмездное срочное пользование землей. Ее принятие позволит облегчить финансовое бремя для религиозных организаций, имеющих объекты недвижимости, в том числе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), подавляющее большинство из которых составляют храмы и монастыри.

Предоставление религиозным организациям права безвозмездного срочного пользования земельными участками для строительства поможет поправить ситуацию в регионах, где в силу исторических условий не было возведено достаточного количества храмов и молельных домов и потребность в которых сегодня существует. Думаю, что в этом благом деле поддержка регионов особенно необходима.

О внекультовой религиозной деятельности, связанной с приготовлением специальной пищи (халяль, кашер). В последнее время появилось много изделий, на которых ставятся отметки о кашерности или халяльности продукции, однако никаких гарантий у потребителя в том, что он получает именно такой продукт нет. Нет сертификации такой продукции. Думаю, что прежде всего это вопрос к законодателям на местах. Верующие имеют право употреблять в пищу еду по их убеждениям и мы должны способствовать этому.

Законодательство о защите общественной нравственности. Думаю, что по аналогии с соответствующим европейским законодательством, пора принять специальный закон, определяющий государственные принципы защиты общественной нравственности, как совокупности общепринятых норм и ценностей граждан, защищенных Конституцией РФ.

Необходимо отметить, что за последние три года произошли серьезные изменения в сфере межконфессиональных отношений, которые выразились в создании соответствующих институтов: координационных советов. Формирование нового диалога на социальной платформе совместного служения фактически ознаменовало новый этап в развитии межконфессиональных отношений в России. И это – очень примечательный факт нового времени. Прежде всего, это Межрелигиозный Совет России и Координационный совет глав протестантских конфессий. Думаю, что инициатива, начавшаяся на федеральном уровне, должна получить распространение и в регионах. Ведь межконфессиональный диалог – это шаг к гражданскому согласию.

Но, одновременно, участились и межконфессиональные конфликты. Вот только несколько примеров: обстреляна мечеть в Иркутске, разрушен православный храм в Казани, на Алтае язычники разрушили буддийскую святыню, осуществлены поджоги синагоги и баптистского храма. С экранов телевизоров и страниц желтых газет нас запугивают рассказами о человеческих жертвоприношениях.

Разрешение межконфессиональных конфликтов – это сфера важнейших функций нашего государства. Противодействие агрессивной ксенофобии, безнаказанность которой приводит к погромам и вандализму – одна из важнейших задач законодательной и исполнительной власти.

Социальное партнерство. В современном российском обществе религиозные организации все смелее берут на себя функцию социального служения, прежде всего в сфере милосердия, благотворительности и поддержки наиболее незащищенных слоев населения. Это помощь беженцам и вынужденным переселенцам, детям-сиротам, бездомным, тяжело больным, старикам, малоимущим, инвалидам, наркоманам. Здесь требуется помощь государства. Однако должно ли государство просто выделять средства на такую деятельность или найти способы ее стимулировать?

Вопрос социального партнерства, в этом плане, при всей его актуальности – неоднозначен.

Когда вслед за Русской Православной Церковью принимают свои социальные концепции мусульмане, иудеи, пятидесятники и адвентисты – это пример здорового развития отношений религии и общества. Однако неловкое законотворчество или неверно данный государственный протекционизм способны на корню загубить все здоровые ростки такого социального партнерства. И если практика покажет, что эти отношения нужно установить Законом, то такой Закон будет принят.

Международный опыт. Очень важно в развитии государственно-церковных отношений опираться на международный опыт, и, прежде всего, на опыт европейских стран. Думаю, что для этого необходим более широкий диалог на межпарламентском уровне. В настоящее время действует Межпарламентская ассамблея православия – организация, объединяющая православных парламентариев из 22-х стран. Однако, большую пользу мог бы оказать опыт и таких стран как Германия и Франция. Нам есть чему поучиться друг у друга.

Коротко о других проблемах.

В связи с введением в действие 25 главы Налогового кодекса РФ возникли сложности с оформлением отчетности для религиозных организаций перед налоговыми органами.

В связи с принятием поправок в закон "О правовом положении иностранных граждан" на местах возникли сложности. Представители некоторых конфессий не могут получить визу на полгода, а получают только на 3 месяца, что затрудняет их пребывание в стране. Да, наплыв иностранных миссионеров зачастую усиливает межконфессиональную напряженность в регионе. Здесь необходимо повышать роль межконфессиональных общественных структур на местах, которые бы регулировали эти проблемы в тесном взаимодействии с государственными органами.

Вопрос о возврате церковной собственности. Я думаю это тот редкий случай, когда нам необходимо его решать не на уровне законодательства, а через исполнительную власть. Каждый отдельный возврат собственности уникален. Он сопряжен с целой системой других решений. Например, мы хотим, чтобы Ипатьевский монастырь вновь стал крупным духовным центром, но куда-то необходимо переселить музей. Для этого необходимы средства и очень большие. И я вас уверяю, что мы работаем в этом направлении, но нельзя ожидать быстрых результатов. Или ситуация с мастерскими им. Грабаря в Москве. Уж если в столице этот вопрос сталкивается с такими трудностями, то что говорить о глубинке?

Трудовые отношения. Здесь есть нерешенные вопросы. Да, церковь отделена от государства, но это не означает, что ее необходимо ущемлять в правах как некоммерческую организацию. У нас же человек, проработавший в профсоюзе или благотворительном фонде имеет право на пенсию, а священнослужитель лишен этого права. Очевидно, что это несоответствие должно быть упразднено.

В целом, характеризуя состояние и перспективы государственно-церковных отношений в России можно говорить о том, что они динамично развиваются в позитивном плане. Но, чтобы исключить их спорадический характер требуется создание единой концепции государственно-церковных отношений, которая определила бы направления совершенствования правовой базы религиозной деятельности в России.

Я призываю вас к дискуссии. Спасибо.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама