Если Западная Европа сегодня по большей части секулярна, то на другом берегу Атлантики этот процесс движется куда медленнее. Большинство американцев считают себя верующими людьми. Бывший канцлер ФРГ Герхард Шрёдер в своих мемуарах вспоминает о том, как президент США Джордж Буш буквально шокировал его, мотивируя свои политические решения "Божьей волей". По данным социологов, 47% американцев, избиравших президента страны в 2004 году, соизмеряли свой выбор с религиозностью кандидатов. По всей вероятности, и на ноябрьских выборах в этом году этот процент будет достаточно высоким. За кого же голосуют верующие жители США?
Харизматы не любят Маккейна
В нынешней избирательной кампании по-прежнему участвуют три кандидата. Это сенатор от штата Аризона республиканец Джон Маккейн, а также два демократа – сенатор от штата Иллинойс Барак Обама и сенатор от штата Нью-Йорк Хиллари Клинтон, супруга экс-президента Билла Клинтона. Три человека с тремя разными "религиозными биографиями".
Известно, что Джон Маккейн – религиозный человек. Он ветеран войны во Вьетнаме и в своей книге "Характер – это судьба" ("Character is Destiny") писал, что лишь вера в Бога помогла ему пережить все ужасы пятилетнего плена. Маккейн – из числа американских протестантов, сменивших деноминацию (по данным последних социологических исследований, таких, как он, в стране немало). Он родился и вырос в семье прихожан Епископальной Церкви США, однако с начала 90-х сенатор вместе с женой посещает церковь южных баптистов в городе Финикс (штат Аризона).
"Я молюсь регулярно. Я стараюсь найти для этого возможность в течение дня", – сообщил Маккейн журналу Time в марте 2000 года, в разгар республиканских праймериз (первичных выборов). До этого, как отмечало издание, сенатор не имел привычки публично рассказывать о своей религиозной жизни. Даже многие аризонские политики и пасторы не знали ее подробностей. Признания, сделанные Time, судя по всему, были частью пиар-кампании Маккейна. Однако он не смог выиграть праймериз, в которых религиозность кандидатов приобрела чуть ли не определяющее значение.
Соперником Маккейна в 2000 году был нынешний президент США Джордж Буш. В борьбе с аризонским сенатором он сумел мобилизовать протестантов-консерваторов, в частности, баптистских телепроповедников Джерри Фолуэлла и Пэта Робертсона. Это – традиционный, надежный электорат республиканцев; например, на последних президентских выборах в 2004 году 78% белых харизматов отдали свои голоса Бушу. Тогда же, в 2000 году, избирателей убеждали в том, что Маккейн недостаточно консервативен, следовательно, не совсем "тот человек".
Результаты этой кампании Буша по сей день сказываются на репутации Джона Маккейна. В ходе праймериз он победил бывшего баптистского проповедника Майка Хакаби, однако опросы показали, что более четверти харизматов не расположены к аризонскому сенатору. Борьба на ноябрьских выборах обещает быть жаркой, и для Маккейна потеря голосов харизматов смерти подобна. Они едва ли поддержат Клинтон или Обаму, зато могут вовсе не прийти на избирательные участки. Вывод: Маккейну предстоит работа над своим "христианским имиджем". Что он и делает. В январе, выступая перед избирателями в Мичигане и рассуждая о миграции, Маккейн подчеркнул, что США основаны на "иудеохристианских ценностях". Впрочем, впоследствии в беседе с журналистами он отрицал, что подобными заявлениями пытается понравиться протестантам-консерваторам.
Бог в лагере демократов
Между тем Хиллари Клинтон не прочь перетянуть верующих на свою сторону. По мнению ее биографа Пола Кенгора, Хиллари – "самый религиозный демократ со времен Джимми Картера". Уже в 2004 году, когда Джон Керри уступил на выборах Джорджу Бушу, сенатор Клинтон обозначила главную проблему Демократической партии: отток верующего избирателя. Она намерена вернуть его, поэтому охотно излагает в СМИ свою религиозную биографию и готова идти на уступки консерваторам в вопросах этики.
Бывшая первая леди – с младых ногтей прихожанка Объединенной методистской Церкви, она не сменила деноминацию, даже выйдя замуж за южного баптиста Билла. Клинтон позиционирует себя как социально ориентированную протестантку. "Нельзя читать Новый Завет и не видеть, что Иисус мог бы сказать куда больше об отношении к бедным, чем было сказано во время выборов в 2004 году", – цитирует ее слова газета The Washington Post. В юности, в 1962 году, Хиллари встречалась с Мартином Лютером Кингом. Она начитанна, ей не чужды сочинения столпов протестантизма XX века: Дитриха Бонхёффера, Пауля Тиллиха, Райнхольда Нибура.
Однако протестанты-консерваторы не склонны верить Клинтон. Вот что написал в прошлом году колумнист The New York Times, консерватор Кэл Томас: "Когда Клинтон говорит о вере, она говорит как политик, а не как человек, для которого важны основы христианства". По данным опроса, проведенного организацией Pew Research Center в августе 2007 года, у 2/3 харизматов она вызывает неприязнь. Вот слова редактора пятидесятнического журнала Charisma Джея Ли Грейди: "Подавляющее большинство белых харизматов молится, чтобы Хиллари Клинтон не стала президентом. Для Америки это был бы наихудший сценарий". Их приводит информагентство Christian News Service вместе с высказываниями других харизматов, сплошь негативными.
Бараку Обаме с харизматами также придется несладко. Каток черного пиара уже дважды прошелся по его религиозности. Сначала возник слух, что он мусульманин. Его отец, кениец, действительно рос в мусульманской семье, но в зрелом возрасте стал атеистом.
Затем Обаме пришлось оправдываться из-за слов Джеремайи Райта, бывшего пастора чикагской церкви, прихожанином которой является Обама. Темнокожий сенатор не просто лично знаком с пастором – его проповеди вдохновили Обаму на написание книги "Смелость надежды" ("Audacity of hope"). В марте в эфире телеканала ABC News прозвучали записи проповедей Райта, в которых тот жестко критиковал войну в Ираке, призывал Господа "покарать Америку" и утверждал, что правительство США осуществляет геноцид "цветного населения". Обаме пришлось выступить с критикой пастора и отмежеваться от его заявлений.
Сенатор из Иллинойса – прихожанин Объединенной Церкви Христа, насчитывающей около 1,2 млн. последователей в Соединенных Штатах. Он стал христианином в сознательном возрасте, по окончании колледжа. Обама любит цитировать Библию на встречах с избирателями, однако излишне не педалирует свою религиозность. Согласно данным соцопроса Pew Research Center, 60% американцев не считают его слишком религиозным. Консервативного избирателя Обама едва ли привлечет. Его электорат – христиане-либералы, представители афроамериканских протестантских общин, религиозные меньшинства (например, мусульмане) и люди, не принадлежащие к какой-то конкретной религиозной традиции. Таких в США становится все больше.
Кого поддержат католики?
Итак, следующим хозяином Белого дома будет протестант, об этом можно говорить с уверенностью. Для Америки это – норма, негласное правило. Единственным исключением из него стал католик Джон Кеннеди, избранный президентом в 1960 году. Несмотря на такую неутешительную статистику, политики-католики не тушуются и продолжают активно участвовать в выборах. Так, демократ Джон Керри составил серьезную конкуренцию Джорджу Бушу четыре года назад.
В нынешней президентской гонке приняли участие сразу семеро католиков: губернатор штата Нью-Мексико Билл Ричардсон, конгрессмен из Огайо Деннис Кучинич, сенатор от штата Делавэр Джо Биден и сенатор от штата Коннектикут Кристофер Додд со стороны демократов, а также сенатор от штата Канзас Сэм Браунбэк, бывший помощник госсекретаря США по связям с международными организациями Алан Кейес и бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани со стороны республиканцев. Шансы того же Джулиани еще прошлой осенью оценивались весьма высоко, однако в праймериз он выступил неудачно и 30 января снял свою кандидатуру.
Итак, католикам придется голосовать за протестантов. За кого именно?
В прошлом на выборах в США католики традиционно поддерживали демократов. Однако четыре года назад 52% избирателей-католиков проголосовали за Буша и лишь 47% – за его соперника Керри. Сыграло свою роль либеральное отношение Керри к абортам. Американских католиков сложно назвать сплоченной электоральной группой. Среди них есть и консерваторы, и либералы, и "центристы", особняком стоят выходцы из Латинской Америки. Именно консерваторы и "умеренные", некогда опора демократов, поддержали Буша как в 2004 году, так и в 2000-м, когда его соперником был Альберт Гор.
Вполне возможно, что ситуация повторится и в ноябре этого года. Так называемые white catholics составляют 65% от всех католиков в США, "либералов" среди них меньшинство. Многие из них готовы поддержать консервативного Маккейна. Впрочем, не похоже, что республиканец последовательно работает с этим относительно новым для его партии электоратом. В начале марта он принял приглашение поучаствовать в передаче техасского протестантского телепроповедника Джона Хэги. Последний известен тем, что называл Католическую Церковь "блудницей", "антихристом" и пособницей Гитлера. Несколько католических организаций США уже высказали свое возмущение по этому поводу.
Между тем среди демократов также идет борьба за избирателя-католика. И пока ее явно выигрывает Хиллари Клинтон. В ряде штатов Бараку Обаме удалось перетянуть на свою сторону ее электорат: "синих воротничков" (рабочих), женщин, иммигрантов. Лишь католики непреклонны. Клинтон выиграла праймериз в пяти штатах со значительным католическим населением: Калифорнии (31% католиков), Нью-Джерси (42%), Род-Айленде (43%), Массачусетсе (43%) и Нью-Йорке (39%). На счету ее соперника таких штатов три: Коннектикут, Иллинойс и Небраска. При этом в Небраске демократы проводили не праймериз, а кокус (голосование членов местной партийной организации), а Иллинойс – родной штат сенатора Обамы. Более того, в самом Иллинойсе католики голосовали как раз за Клинтон.
Профессор Университета Экрона (штат Огайо) и ведущий аналитик социологической организации Pew Research Center Джон Грин считает, что в борьбе Клинтон и Обамы их личная религиозность может иметь значение – из-за схожести политических программ. По его мнению, смесь методизма и либерализма у Клинтон близка избирателю-католику, "она говорит на понятном ему языке". Клинтон придерживается умеренных взглядов в отношении абортов и выступает против однополых браков. Обама в этом плане более либерален. В ходе дебатов среди демократов в апреле прошлого года он заявил, что женщины сами должны решать, делать им аборт или нет, посоветовавшись с врачами, семьей и священником. А вот цитата из его книги "Смелость надежды": "Не поддерживая однополые браки, я, возможно, был введен в заблуждение, был заражен общественными предрассудками и приписал их Богу". То есть при президенте Обаме официальная регистрация союзов геев и лесбиянок может стать реальностью.
Соратники Обамы смотрят на его котировки среди католиков оптимистично. Они считают, что он и так отвоевал у Клинтон немало их голосов. Тем более что эта группа избирателей изначально была лучше знакома с бывшей первой леди, чем с темнокожим сенатором. "Чем больше католики видят Обаму, чем больше они узнают о его позиции по вопросам социальной справедливости, тем больше он им нравится", – считает бывший конгрессмен от штата Индиана Тим Рёмер. Для следующих праймериз, которые пройдут 22 апреля в штате Пенсильвания, это очень важно. Предположительно, треть избирателей, которые примут в них участие, католики.
Конец эпохи "правых"?
Как отмечает эксперт по вопросам политики и религии, журналист The Washinghton Post Юджин Дионн, избиратели-католики – не единственное "одеяло", которое и республиканцы, и демократы будут с переменным успехом тянуть на себя. Есть еще и представители так называемых mainline protestant Churches – методисты, епископалы, лютеране, реформаты и т.д. По словам Дионна, эту электоральную группу, как и католиков, можно разделить на три части. 40% голосуют за демократов, 40% – за республиканцев, еще 20% колеблются между двумя полюсами, но в последние годы больше симпатизируют демократам. Причем этот крен обозначился в 2005–2006 годы, после избрания Буша на второй срок.
Демократы могут всецело уповать и на темнокожих протестантов. Причем, что интересно, вне зависимости от их деноминации. В США аналитики сделали наблюдение: с религиозной точки зрения между белыми харизматами и харизматами-афроамериканцами нет существенных различий. При этом их электоральное поведение диаметрально противоположно. 83% протестантов-афроамериканцев голосовали в 2004 году за Джона Керри. Более того, это была единственная "продемократическая" религиозная группа, представители которой в большинстве своем утверждали, что вопрос веры повлиял на их выбор.
Опросы, проводившиеся с 2002 по 2006 год, наглядно продемонстрировали основные проблемы республиканцев и демократов на "религиозном фронте". Демократы, в частности, не могут привлечь на свою сторону людей, регулярно посещающих богослужения (раз в неделю или чаще). От 53 до 60% таких избирателей голосуют за республиканцев. Такие люди, по данным социологов, составляют 45% от всего американского электората. Кроме того, если для человека важна религиозность кандидата, он в большинстве случаев выберет республиканца. 56% харизматов, голосовавших за Буша в 2004 году, заявили, что вера – это и вовсе главный фактор, влияющий на их выбор. То есть религия скорее играет на стороне республиканцев.
Впрочем, Юджин Дионн считает, что "эра религиозных "правых" (religious right) подошла к концу". По его мнению, среди протестантов-харизматов происходит расслоение, о чем свидетельствует хотя бы пример афроамериканцев. Кроме того, Дионн приводит цифры. 26% американцев не считают обязательным, чтобы президент был глубоко религиозным человеком. Их смущает, когда он много говорит о религии. Если прибавить к этим 26% американцев, нерегулярно посещающих богослужения, то получится большинство, индифферентное к религиозности главы государства, констатирует Дионн. Для этих людей куда важнее социальные и экономические проблемы. И шансы демократов значительно возрастают.
Не допускает ли Хиллари Клинтон очередную ошибку, полагая, что главное для Демократической партии – перетянуть на свою сторону верующих?
Источник: НГ-Религии