Государственно-церковные отношения в Мордовии могут служить примером разумного сочетания "материального и духовного, административного и клерикального", утверждает кандидат культурологии Сергей Бахмустов в своём обзоре "Православная церковь и власть: проблемы взаимоотношений и взаимодействия", опубликованном на официальном интернет-сайте главного федерального инспектора по республике Мордовия.
Как утверждает специалист по церковной истории мордовского края, такая ситуация сложилась благодаря не столько законодательной базе, сколько в результате "удачно сконструированных межличностных отношений" между руководством республики и Саранским епархиальным управлением Русской Православной Церкви. Они позволяют успешно решать задачи на уровнях "глава республики – архиерей", "председатель правительства – архиерей", "федеральный инспектор – архиерей", а также по нисходящей -- на уровнях "глава района – благочинный", "сельский руководитель – настоятель храма". Такие отношения стали складываться в середине 1990-х годов, когда к власти пришёл нынешний глава республики Николай Меркушкин. По словам Сергея Бахмустова, с этого времени "обновлённое чиновничество" стало воспринимать Русскую Православную Церковь как возможного партнёра в формировании "нормального культурно-этического пространства". Как полагает эксперт, важное значение имело и влияние клира на электорат в плане неприятия "большевизма", который сохранял в республике сильные позиции. "Понимание идеологообразующего значения религии в жизни общества пришло позже, под влиянием трудноразрешимых конфликтов на юге России, где конфессиональная подоплека играла не последнюю роль", -- утверждает Сергей Бахмустов.
В то же время исследователь обращает внимание и на то, что ничем не закреплённые отношения властей и Русской Православной Церкви могут измениться в случае смены руководства республики, причём на всех уровнях, поскольку "нижестоящие внимательно следят за вышестоящими и копируют методику верхов". В заключение он резюмирует, что развитие Саранской епархии может ускориться, а может и замедлиться, "но уже точно не остановится, даже если верующие вновь окажутся в зоне равнодушия власть предержащих".