ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Независимая Газета": Джованни Бенси. Конституция ЕС осталась "безбожной". Спор вокруг исторических корней Старого Света зашел в тупик

23 июня 2003

Об авторе: Джованни Бенси - итальянский политолог и журналист.

Легендарный Нестор, летописец из Киево-Печерского монастыря, в свое время задался вопросом: "Откуда есть пошла Русская земля?" Похоже, председателя Европейского конвента Валери Жискар д"Эстена, работавшего над преамбулой европейской Конституции, мучает схожая проблема, но касается она происхождения европейской цивилизации. Но, как и в случае Нестора, вопрос д"Эстэна остался без ответа.

Церковные организации от Святого Престола до Московской Патриархии, в частности, в письме председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла предлагали, чтобы в преамбуле европейской Конституции непременно фигурировало указание на "христианские корни Европы". Конечно, никто не спорит, что без христианства не имело бы смысла вообще говорить о европейской цивилизации. Но поскольку оно "есть пошло" от иудаизма, то, разумеется, многие стали говорить уже не просто о "христианских", но и "иудео-христианских" корнях Европы.

Таким образом, разговор о религиозных корнях Европы расширяется. Но как быть с классическим, греко-римским наследием? Чем была бы Европа без Аристотеля и Платона, без Цицерона и Тацита? В Древней Греции, в Афинах родилась демократия. Следовательно, и греко-римский мир должен был бы найти свое отражение в преамбуле Конституции наряду с христианством.

Отзывы ведущих политических деятелей Европы о новой Конституции в целом положительны. Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, например, считает, что она "заслуживает, чтобы ее назвали исторической". Но объявились и критики: председатель Европейской комиссии Романо Проди высказал мнение, что у европейской Конституции "не хватает смелого видения будущего, не хватает амбиций". Особенно острая критика поступила от ватиканских кругов: генеральный секретарь Совета Конференции католических епископов Европы монсеньер Альдо Джордано заявил: "Мы очень разочарованы не тем, что написано в Конституции, а тем, что в ней не написано".

Одной из тем острой дискуссии оказалось наследие античного мира. Для многих он был попросту синонимом рабства, имперской политики (бесчисленные войны Рима) и варварства (например, пресловутые гладиаторские бои). Другие обращали внимание на то, что вклад христианства в европейскую цивилизацию тоже не всегда был, мягко говоря, положительным. Не стоит забывать о нетерпимости, враждебности к науке (дело Галилео Галилея), инквизиции, сожжении ведьм и еретиков (Джордано Бруно, а в России протопопа Аввакума). Кроме того, подчеркивали критики, именно те ценности, которыми европейская цивилизация гордится больше всего, возникли и утвердились в противостоянии, а порой и в жестокой борьбе с Церквами. К ним относится свобода мысли и слова, свобода печати и в конечном итоге свобода совести и вероисповедания. Все это - плоды Французской революции 1789 г., эпохи Просвещения, философии Вольтера и Дидро. Напрашивается мысль, что необходимо упомянуть и об этом в преамбуле европейской Конституции, и именно за это высказался Жискар д"Эстэн при обсуждении первоначального варианта проекта.

Но тут появились скептики, напомнившие, что и Просвещение не без греха. От него пошли утопические идеи Нового времени - в частности, что наука решит все проблемы, а тогда-то якобы можно создать "рациональное" общество на "научной" основе и сотворить "нового человека", стремящегося к "светлому будущему". Попытка построить единственно совершенное и справедливое общество привела к фашизму и коммунизму. А чрезмерная вера в науку и прогресс подарила нам загрязнение среды обитания, парниковый эффект и прочие бесчисленные экологические катастрофы.

В результате в преамбуле европейской Конституции не оказалось прямого указания ни на христианство, ни на античную культуру, ни на Просвещение. Осталась лишь вялая деепричастная формулировка: "Вдохновляясь культурным, религиозным и гуманистическим наследием Европы...", а сам текст предваряет цитата из книги древнегреческого историка Фукидида: "Наш строй называется демократией, потому что власть не в руках меньшинства, а у самого широкого круга граждан".

В таком виде проект Конституции и был принят за основу на саммите ЕС в Салониках. Между тем четыре государства Европы с преобладающим католическим населением - Италия, Испания, Португалия и Польша - все-таки потребовали внесения в проект Конституции упоминания о христианстве. Так что этот вопрос остается открытым для дискуссий, которые пока решено отложить до осени.

Многие скажут, что преамбула - не самая важная часть проекта Евроконституции, которая, прежде чем вступить в силу, должна пройти еще несколько этапов обсуждения и голосования. Важнее то, что Конституция придаст более широкие полномочия Европарламенту, укрепит позицию Еврокомиссии, сократит бюрократизм в процессе принятия решений и т.д. Конечно, все это верно, но спор вокруг преамбулы и "исторических корней" Европы показал слабую сторону Европейского союза. Евросоюз ведет себя как государство, хотя государством не является.

Наличие единой валюты само по себе не может обеспечить государственного суверенитета. До тех пор, пока не сложится единый европейский менталитет, одной Конституции не достаточно. Кроме того, просто неясно, где начинается и где заканчивается Европа. Часто цитируемая фраза де Голля о "Европе от Атлантики до Урала" лишена смысла: на Востоке от Урала живет тот же народ, что и на Западе от него. Уж лучше тогда говорить о Европе от Лиссабона до Владивостока.

Европа остается коалицией разных стран. Их многое объединяет, но многое и разделяет. У них нет даже общих интересов, как показали разногласия по поводу войны в Ираке. Значит ли это, что Европейский союз обречен на провал, что "европейское единство" - лишь благое намерение, утопическая мечта? Конечно, нет, но это значит, что строительство по-настоящему единой Европы, с единым европейским сознанием будет значительно более длительным процессом, чем многие себе представляют.

"Независимая Газета", # 123 (2956) 23 июня 2003 г.
[оригинал статьи]

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама