80 лет назад, 25 июня 1923 г. был освобожден из-под ареста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон, которого ранее большевики заключили под стражу по обвинению в контрреволюционной деятельности. О том, какое значение имело это событие в истории нашего Отечества и Православной Церкви, рассказывает священник Александр Щелкачев, заведующий кафедрой Истории Русской Церкви Православного Свято-Тихоновского Богословского института:
— Арест Патриарха Тихона, конечно, следует рассматривать в контексте всей широкомасштабной акции по разгрому Церкви, которую предприняли большевики. Святителя Тихона огульно обвиняли в оказании сопротивления изъятию церковных ценностей, которое производилось якобы с целью оказания помощи голодающим (хотя святой Тихон был почетным председателем церковной Комиссии по сбору этой помощи, и очень много пожертвований шли как из России, так и из-за рубежа именно благодаря заботам и призывам Патриарха Тихона).
В этот период большевики стремились уничтожить всякую оппозицию, поскольку было очевидно, что они не могут выполнить свои обещания, данные накануне и во время революции 1917 г. В 1922 году, в год ареста Святейшего Патриарха Тихона, проходили процессы над ЦК партии эссеров, была осуществлена высылка за границу наиболее крупных представителй интеллигенции и т.п. В Церкви советское государство также видело серьезного идеологического противника, поэтому неудивительно, что Русская Церковь также подверглась репрессиям.
Известно, что большую роль в деле Патриарха Тихона сыграл Троцкий. Спровоцировав в Церкви обновленческий раскол, Троцкий слишком уповал на содействие «прогрессивного» обновленческого духовенства. Он полагал, что реформаторы-обновленцы помогут разгромить «черносотенных попов», как большевики называли тех, кто придерживался линии Патриарха Тихона. Но даже с этими союзниками-реформаторами было решено покончить, когда стало ясно, что планы раскола в Церкви рухнули.
Тем более жесткую позицию заняло большевистское руководство в отношении Святителя Тихона и его сторонников. Патриарх был арестован, готовился показательный процесс над ним с целью запугать всех непокорных. В начале 1923 г. были проведены своего рода пробные репетиции этого процесса. В частности, состоялся суд над римско-католическим духовенством России. Обвинительный акт по этому делу был обнародован, и все ожидали, что вскоре последует аналогичные действия властей и в отношении Патриарха Тихона.
Но тем не менее, неожиданно для всех 23 июня 1923 г. Святейший Патриарх Тихон был освобожден. Что касается снятия обвинения с Патриарха Тихона и закрытия его дела, то, конечно, здесь можно говорить о явном Промысле Божием. Но при этом следует указать и на ряд важных внутри- и внешнеполитических причин, которые обусловили освобождение Святителя. Во-первых, среди большевистского руководства не было единства во мнениях относительно Церкви. В марте 1923 г. главный вдохновитель всей антицерковной кампании – Ленин – был окончательно парализован, потерял дар речи и в последующее время уже никак не мог проявлять свою волю и вмешиваться в ход этого дела. Как только Ленин отошел от дел, исполнитель всей этой кампании – Троцкий – был оттеснен от власти в партии триумвиратом Зиновьева – Каменева – Сталина, которые имели свой взгляд на ситуацию.
Вместе с тем произошло осложнение внешнеполитической обстановки. Как известно, Троцкий был сторонником т.н. «перманентной» (непрерывной) революции и пытался разжечь революцию в Британских колониях, в частности, в Индии. Это привело к серьезным осложнениям в отношениях с Великобританией и появлению т.н. «Ноты Керзона». О большевистских гонениях на Церковь стало широко известно во всем мире, и Британия не преминула воспользоваться этим поводом для объявления ультиматума Советской России, ослабленной после Гражданской войны. Конечно, на Западе были люди, готовые помочь и посочувствовать Церкви, но они не пользовались достаточным политическим влиянием. Теперь же сыграли свою роль чисто политические мотивы, хотя в глазах мировой общественности и своего собственного населения Британия намеревалась играть роль освободительницы христиан: в «Ноте Керзона» содержалось прямое требование прекратить гонения на веру и освободить Патриарха.
В свою очередь новые руководители Политбюро не упустили шанс подчеркнуть, что Троцкий «зарвался». Кроме того, поддерживаемые Троцким обновленцы к этому времени себя полностью дискредитировали. Тогда и было написано знаменитое письмо Дзержинского, после которого начался стремительный закат политической карьеры Троцкого. Правда, как вспоминает секретарь Сталина Бажанов, Дзержинский не высказывал оригинальных идей, а, как правило, лишь присоединялся к уже сложившемуся мнению большинства членов Политбюро. Нельзя, конечно, сказать, что именно «Нота Керзона» или письмо Дзержинского, осуждающее Троцкого, сыграли решающую роль в прекращении дела против Патриарха Тихона. Однако постановление об освобождении Патриарха было принято в обход председателя антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Емельяна Ярославского – ставленника Троцкого. Троцкий понял, откуда дует ветер, и вынужден был подчиниться решению Верховного Суда РСФСР, но разработал ряд условий, которые должен был выполнить Патриарх перед своим освобождением. Этот прием довольно часто практиковался в отношениях между карательными органами и узниками: когда исходя из политических соображений требовалось кого-то выпустить на свободу, власти часто старались перед этим получить от освобождаемых лиц какие-то заявления, дискредитирующие их в глазах собственных сторонников. Аналогичным образом провоцировались всевозможные публичные отречения и покаяния, что, например, было проделано незадолго до описываемых событий в отношении эссеров, а потом и в отношении самого Троцкого.
Впрочем, материалы дела Патриарха Тихона и другие документы показали, что реально он и сам уже еще в марте 1923 г. был готов смягчить свои резкие высказывания в адрес власти. Патриарх прекрасно понимал, что это вовсе не поможет избежать расстрела, но он готов был изменить свою позицию по другой причине. Святой Тихон не мог не заметить появившейся к этому времени тенденции к смягчению отношений с властью среди значительной части своих сторонников. Дальнейшее продолжение конфронтации с большевиками в этих условиях могло спровоцировать новый раскол в Церкви и предоставить новые поводы к репрессиям против духовенства со стороны советского государства. Патриарх опасался, что некоторые представители священноначалия будут привлечены к даче показаний против него, а оставшиеся на более жестких позициях обвинят их в предательстве. Во избежание этих зол, Святитель решил примириться с властью. Изучение документов показало, что за все время пребывания в заточении в Донском монастыре, Патриарх Тихон не написал и не сказал ничего нового по этому поводу. Так что его заявление, сделанное в связи с освобождением, отнюдь не было какой-то сделкой с властями, а отражало реальную позицию, занятую Патриархом.
Во время процесса по делу Патриарха Тихона был организован обновленческий лжесобор, который резко осудил Патриарха, лишил его сана и монашества. Разумеется, святой Тихон не признал законным этот «собор» и остался непреклонен, хотя многие из духовенства не выдержали напора и впали в обновленческую схизму. Конечно, заявление Патриарха о признании своих ошибок многим доставило боль. Но надо отметить, что большевики и обновленцы громко кричали о своем неверии в искренность «покаяния» Патриарха Тихона и в его желание сотрудничать с властью. После этого многие в России и за рубежом, включая даже самую непримиримую группу эмигрантов во главе с митрополитом Антонием (Храповицким), поняли, что Патриарх вовсе не намерен сотрудничать с безбожной властью, а сделал свое заявление, желая спасти Церковь. Никогда Патриарх Тихон не был так популярен среди народа, как после своего освобождения. Умерший буквально накануне этого события известный московский священник-старец Алексий Мечев за некоторое время до своей кончины предсказывал, что его похороны будут ознаменованы большой радостью для всех. Он предсказал, таким образом, освобождение Патриарха. Тысячи людей пришли на отпевание батюшки Алексия Мечева, и их приветствовал Патриарх Тихон. Это была первая встреча Предстоятеля с народом Божиим, большая и неожиданная радость для всех чад Церкви. Эта встреча показала, как исключительно много значит личность Патриарха для людей.
Между тем, обновленческая «церковь» стала разваливаться, буквально, на глазах. Любопытно, что сами же органы ГПУ выступили арбитрами в канонических спорах Православной Церкви с обновленцами. Обновленцы твердили о необходимости реформ с целью укрепления влияния Церкви в обществе, а большевики понимали, что для достижения действительно прочного положения в обществе раскольникам требуется, как можно меньше отличаться от настоящей Церкви. В этом духе была проведена реорганизация обновленцев. Власти продолжали оказывать давление на Предстоятеля – вплоть до самой кончины Патриарха Тихона (он умер на Благовещение, 7 апреля 1925 г.) от него требовали примириться с обновленцами и пойти на компромисс с ними. Конечно, в такой ситуации Патриарх Тихон вынужден был действовать предельно осторожно. Нельзя сбрасывать со счетов тяжести и непривычности положения гонимой Церкви, что испытали на себе многие священнослужители (часто это проявлялось на самом обыденном уровне: скажем, у священника должна матушка рожать, а ни в одну больницу ее не принимают). Поэтому находились клирики, которые, оказавшись в такой ситуации, впадали в искушение обновленческого раскола, надеялись каким-то образом договориться с большевиками. Для многих семей из духовного сословия обновленческий раскол стал личной трагедией. А Патриарх должен был «для всех быть всем» и стремиться к церковному единству. Он, несмотря на очень тяжелое положение, сумел после своего освобождения вести дела в Церкви так, что уже никаких новых расколов не возникло. Ему и слева, и справа постоянно приходилось выслушивать упреки, но когда Святитель скончался, массы народа почувствовали, что Церковь лишилась чего-то исключительно важного, необходимого и незаменимого.
Безусловно, заслуга святого Патриарха Тихона перед Церковью Христовой очень велика. И сегодня мы с благоговением вспоминаем события 80-летней давности, когда был освобожден из-под ареста Святитель Тихон. Для нас, преподавателей и студентов Православного Свято-Тихоновского Богословского института, который носит имя святого Патриарха, этот день является особенно значимым.
"Седмица", 26 июня 2003 г.
[оригинал статьи]