ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Буддизм хочет стать политическим?

Иван Иванников :: 28 мая 2008

Все мы любим буддизм – это самая мирная из религий, даже комаров убивать, не то что в человека стрелять, не дозволяет. Этот стереотип настолько укоренился в нашем сознании, что события последнего года никак не удается вписать в привычную схему. Как же так – вначале власти Мьянмы (бывшая Бирма), а затем Китая объявляют, что происходившие на их территории народные волнения спровоцированы буддийскими монахами! Более того, после подавления так называемых "народных выступлений" на территории монастырей обнаруживается взрывчатка, оружие.

Как же они попали к мирным монахам? Ведь они просто добивались демократизации, боролись в Мьянме с военной хунтой, подавляющей права человека, а в Китае – с ханьскими оккупантами, поработившими свободный Тибет, этот духовный центр самой мирной из религий. "Подбросили!" – находим мы самый простой и очевидный ответ.

Но всегда ли самый простой ответ – верный? Конечно, кому как не гражданам современной России помнить, с какой легкостью советские спецслужбы могли что-то подкинуть "неугодному". Да и нынешние правоохранительные органы, чего греха таить, тоже такими методами доказательств иногда не гнушаются. Но разве тибетские или мьянмские монахи утверждают, что солдаты завозили в монастыри оружие, взрывчатку, средства связи – чтобы затем объявить, что нашли их при обыске? А если нет, если оружие не было подброшено, то как же оно оказалось у буддийских монахов?

Тут надо вспомнить, что такие термины, как "политический ислам", "исламский фундаментализм" и даже "исламский терроризм", давно уже закрепились в нашем бытовом языке. Но почему, именуя так ислам, мы отказываем другим, так называемым мировым религиям в праве иметь собственные "политические" цели? Ведь достаточно вспомнить, что Тибет до насильственного присоединения к Китаю был теократическим государством, чтобы понять, что буддизм также имеет свои интересы, в том числе и в политике, а значит, и свои традиции по защите интересов – если потребуется, то и с оружием в руках. Тому существует множество исторических примеров.

Например, Мьянму в 1961 году законное правительство провозгласило буддийским государством. Но в условиях многонациональной и поликонфессиональной страны этот шаг (что неудивительно) закончился военным переворотом 1962 года. А теократический режим Тибета в 1959 году спровоцировал военное вторжение Китая и фактическое упразднение существовавшей тогда автономии. Кстати, только после подписания в 1951 году договора с Китаем в "мирном" и "человеколюбивом" Тибете было отменено рабство.

Нетрудно заметить, что события в Мьянме и в Тибете приблизительно совпадали по времени. Видимо, речь шла о некой политической "волне" в буддийских странах. И вот когда сейчас говорят об очередной активизации "политического ислама", события последнего года в Мьянме (бывшая Бирма) и в китайском Тибете заставляют вспомнить также и термин "политический буддизм".

Те же беспорядки в Мьянме некоторые аналитики объясняют расхождением интересов Всебирманского альянса буддийских монахов с правящей хунтой. При том, что до недавнего времени монахи поддерживали власть и даже сегодня пользуются значительными финансовыми, политическими и социальными преференциями.

Показательна и реакция на кризис в Мьянме тибетского представителя "политического буддизма". Убежденный противник насилия даже в борьбе с китайскими оккупантами собственного народа, Далай-лама XIV, всегда осуждавший рядовые случаи вооруженного сопротивления оккупантам, тем не менее поддержал бирманских буддистов. "Как буддийский монах, я призываю всех членов военного режима, которые придерживаются буддийской веры, действовать в соответствии со священной Дхармой в духе сострадания и ненасилия", – заявил духовный лидер тибетских буддистов.

Тот факт, что власти Мьянмы изъяли оружие из буддийских монастырей с целью предотвращения дальнейших массовых волнений, его ничуть не смутил. Ведь и в Тибете китайцы заявляли об обнаружении аж в 11 монастырях оружия и взрывчатых веществ, чему Далай-лама призывает западное сообщество не верить.

И оно не поверит, пусть даже увидит эти свидетельства политизации буддизма собственными глазами. Проблема здесь в том, что, в отличие от "политического ислама", который идеологически противостоит Западу, протестующие буддисты, по крайней мере на словах, требуют демократии, прав человека и находят в этом поддержку со стороны Запада.

Причем, очевидно, не только в прессе, но и во властных кабинетах. Тот факт, что журналисты предпочитают замечать лишь те факты, которые лежат на поверхности, неудивителен. Такое, к сожалению, бывает довольно часто.

Но лидеры западных стран не могут не понимать, что речь идет о борьбе светских диктаторов и религиозных властей, как это было в Европе в позднем Средневековье. И они это понимают и тем не менее, поскольку в их политических интересах раскачивать несговорчивые режимы в Китае и Мьянме, предпочитают поддерживать политический буддизм. Выскажу только предположение: оружие в монастыри все же завозили сами монахи, а поставляли его им те самые люди, которые советуют западным лидерам демонстративно встречаться с Далай-ламой, несмотря на отчаянные протесты Китая.

Источник: Русский журнал

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама