Критический взгляд на ситуацию РПЦ изложил Владимир Можегов ("Крестовый поход из гетто. Русская церковь в уходящем году", GlobalRus.ru, 26 декабря). Уходящий год для Русской церкви оказался знаменателен не только "великим примирением" двух разделенных революцией 1917 года частей, но и "Обращением епископа Диомида" самым серьезным за все пятнадцать послесоветских лет знаком неблагополучия, обнажившим ее глубокий системный кризис. Не все просто и с самим примирением. Лишь одна епархия Зарубежной церкви после подписания акта о единстве избежала раскола. Несмотря на активизировавшуюся деятельность и потепление отношений с католиками, год и на внешнеполитическом направлении закончился на минорной ноте. После демарша делегации РПЦ на православно-католической конференции в Равенне, Русская церковь оказалась вне православно-католического диалога, а также в изоляции в самом православном мире. Молитва Патриарха в соборе Парижской Богоматери вызвала бурную реакцию в среде наших фундаменталистов. Их чрезвычайная активность увенчалась вызывающим по форме и содержанию письмом диссидентствующего епископа Диомида, поставившего на грань раскола уже саму Русскую церковь. А в конце года грянул гром пензенского скандала: зарывшиеся в землю борцы против ИНН окончательно разрушили имидж "успешной и благополучной церкви", несмотря на все попытки этот скандал замять. Можегов полагает, что "крестовый поход" по выходу Русской церкви из "духовного гетто", объявленный митрополитом Кириллом, терпит фиаско. И видит причину этого в избранных РПЦ методах. Перечисляя еще ряд эпизодов внутрироссийской общественной жизни, в которых участвовали активисты РПЦ, автор утверждает, что благие намерения терпят крах, потому что их губит авторитарный стиль, неуважение к оппонентам, непререкаемая уверенность в собственной правоте, сверхболезненное отношение даже к самой осторожной критике, наконец, откровенное презрение к человеку, к людям вообще <...> И всякий раз мы видим, как за неискренностью, неуважением, насилием следует отторжение общества, а вслед за тем и фактическое поражение церкви. Ведь очевидно, что нельзя выиграть духовную битву, нажимая на бюрократические рычаги. Нельзя восстановить доверие собственной паствы и общества с помощью пропагандистских штампов советского агитпропа. <...> Неспособность любить, атрофия самого органа, которым любят, вот страшная болезнь, поразившая церковь, вот причина ее глубочайшего системного кризиса (и явление одиозного Всеволода Чаплина, для которого золотой крест на куполе оказывается важнее "жизни всего человечества" не частный случай помешательства, но лишь доведенный до предела идеологический вывих всего церковного самосознания, свидетельствующий о превращении церкви из духовного организма, живущего единством и дышащего любовью, в бездушный бюрократический аппарат).
Не так давно на портале "Богослов.Ру" был опубликован документ под названием "Письмо владыки Василия (Кривошеина) митрополиту Антонию (Блуму) в связи с высылкой из СССР Александра Солженицына" (http://bogoslov.ru/text/286310.html). В письме, в частности, говорится об отношении Церкви к политике. Владыка Василий пишет: ...я в принципе не против участия Церкви в политической жизни. Церковь всеобъемлющий организм, политика часть жизни, христианство судит обо всем; естественно поэтому Церковь высказывает политические суждения и выражает их в действии, но, конечно, эта политическая сторона не должна никогда доминировать, как это часто случается сейчас на Западе. И главная задача Церкви не в этом. Так в принципе, а в конкретной исторической жизни в применении этого принципа многое зависит от исторических обстоятельств. Так, сейчас, в условиях безбожной тоталитарной диктатуры, когда Церковь борется за само свое существование и не может в России иметь свою собственную самостоятельную линию, а части Церкви за рубежом не могут свободно высказывать свои взгляды из опасения повредить Церкви на родине, наиболее правильной церковной линией является полное воздержание Церкви от политических высказываний и действий. Этим исключаются участие Русской православной церкви во всех видах "борьбы за мир", во многих политических и социальных секциях Всемирного совета Церквей, с одной стороны, политические открытые высказывания зарубежных церковных деятелей Московской патриархии, с другой. Одно совершенно недопустимо ложь! Эти слова, написанные в 70-х годах прошлого века, могут до сих пор определять вектор церковно-государственных отношений. Но, к сожалению, в последние годы Церковь все больше воспринимается как государственная структура.
Современная позиция РПЦ нашла отражение в статье Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II "Церковь, общество, политика: взгляд из Москвы" (http://religare.ru/article51164.htm), опубликованная в журнале "European View". В ней предстоятель РПЦ опровергает упреки в том, что Церковь в России хочет стать государственной. Патриарх вспоминает Синодальный период (с XVIII по начало ХХ века), когда Церковь фактически контролировалась государственным чиновником, и дает емкую формулу таких отношений: Тесные объятия государственной власти мешали нашей свободе. Он утверждает также, что прямое участие Церкви в политике на стороне одной из существующих партий недопустимо: оно чревато раздорами среди верующих, а роль Церкви состоит именно в том, чтобы быть главной объединяющей силой в обществе. Патриарх предлагает создать гармоничную модель церковно-государственных отношений. Он призывает к диалогу власти и всех благонамеренных сил общества. Современное общество, напоминает Алексий II, не может существовать без веры в Бога. Так, Советский Союз, бывший весьма сильным государством, распался во многом и из-за того, что власть подвергала верующих жестоким гонениям. Патриарх призывает власть больше заботиться об обездоленных людях, преодолевать социальное неравенство и ответственно принимать важные решения на благо народа. Говорит он и о важности преподавания в школах курсов по основам религиозной культуры и особо останавливается на псевдорелигиозном экстремизме реальной угрозе для всего населения Земли.
Первоиерарх Украинской православной церкви Московского патриархата митрополит Киевский и всей Украины Владимир (Сабодан) недавно выступил с докладом "Украинская православная церковь: современность и перспективы" на церемонии присвоения ему степени почетного доктора Христианской богословской академии в Варшаве. Перевод доклада опубликован на сайте "Русская линия" (http://www/rusk/ru/st.php?idar=8977). В отличие от России, на Украине главной проблемой церковно-государственных отношений является раскол: там нет единой Православной церкви, а есть три юрисдикции, каждая из которых считает себя истинно православной: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), признаваемая всеми православными поместными церквами; Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), не признаваемая в православном мире, но возглавляемая в прошлом достаточно влиятельным иерархом бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко), и Украинская автономная православная церковь (УАПЦ), также не признаваемая в православном мире. Президент Украины Виктор Ющенко, со своей стороны, призывает создать единую поместную Православную церковь на Украине, считая при этом все три церковные организации равными партнерами в диалоге. Такая позиция неприемлема для УПЦ МП, что, в свою очередь, порождает напряжение в ее отношениях со светскими властями, особенно на Западной Украине. Основная претензия к государству, звучащая на протяжении всего доклада, вмешательство во внутренние дела Церкви и навязывание ей неприемлемых условий переговорного процесса. Остальные упреки являются частностями, вытекающими из этого тезиса: это и сложности с передачей церковных зданий из одной юрисдикции в другую, и неисполнение решения суда по передаче храмов УПЦ МП, и преследование верующих и иерархов УПЦ МП на Западной Украине, а также отсутствие у властей четкой церковной политики, которая бы учитывала самостоятельность Церкви в ее внутренних делах. Митрополит Владимир говорит о том, что раскол православия в начале 90-х годов во многом был спровоцирован непониманием роли Церкви. Интеллигенция видела в ней средство утверждения национальной независимости, что умело использовали радикальные политики. Но они не понимали того, что христианство шире национальных границ, а Церковь не должна становиться разменной картой в политической борьбе. Преодолеть эту ситуацию, считает владыка Владимир, можно, лишь учитывая мнения верующих и перестав проводить дискриминационную политику по отношению к УПЦ МП. Пока же церковно-государственные отношении на Украине продолжают развиваться по очень напряженному сценарию.
"О некоторых проблемах современной церковной жизни" так озаглавлена статья, опубликованная на сайте Казанской духовной семинарии (http://kazan.eparhia.ru/zhurnal/?id=12871&print=1) со ссылкой на сайт "Русская линия" и подписанная Протоиерей Александр (фамилия, к сожалению, не указана). В числе наиболее существенных автор называет проблему неофитов в Церкви. Таковые неофиты, по его мнению, сравнимы зачастую с сектантами: верят в самые безумные басни, людей делят на своих и чужих, да к тому же всюду ищут врагов, разоблачая "всемирный масонский заговор". Ситуация усугубляется еще и пренебрежительным отношением к знанию и учености. Современные православные, замечает о. Александр, не только утратили всякую осторожность при подходе к необычным явлениям, но и более того настойчиво ищут всяческих "чудес", забывая о том, что главное чудо, признающееся христианством, Воскресение Христово. Однако зачастую оказывается, что в мироточивые иконы прихожане наших храмов верят больше, чем в Воскресение. Впрочем, пишет дальше о. Александр, на место Христа у нас сегодня ставятся также Монархия и Россия, в результате чего раздаются требования о канонизации таких "подвижников", как Сталин, Распутин или Иван Грозный. Псевдорелигиозные политические игры такого рода сталкивают Церковь в неудержимое мифотворчество, что наглядно показывают и нездоровый поиск "старцев", и страх перед ИНН. К чему это может привести, стало очевидно, когда в декабре прошлого года в землянку ушли пензенские сектанты, ожидающие в мае конца света. Снова и снова призывая помнить о том, что наша Церковь это Церковь Христова, автор статьи приводит слова митрополита Сурожского Антония: Я никогда не проповедовал Православие. Я проповедовал Евангелие с православной точки зрения.
Игумен Петр, автор статьи "Духовничество: ошибочное восприятие" (http://kazan.eparhia.ru/zhurnal/?id=12764&print=1), размышляет о том, что современная церковная практика склонна воспринимать фигуру священника искаженно. Явление это автор называет мистическим гуруизмом. Подобный "гуруизм" представляет собой погоню за "старцами" и сведение всей православной и христианской традиции к фигуре духовника, который в глазах своего "духовного чада" фактически подменяет собой Христа. Между тем, напоминает автор, христианское представление о пастыре совсем другое. Священник это прежде всего слуга. Отношения между ним и мирянином строятся на любви и взаимном уважении, а сам иерей лишь помощник на пути ко Христу. К сожалению, современная церковная жизнь часто искажает эту норму: священник начинает воспринимать себя как нечто самоценное, а благодать Святого Духа как то, что он автоматически получает при рукоположении. В свою очередь многие миряне начинают практиковать слепое послушание такому "младостарцу", то есть переносят на него ответственность за любое свое решение и начинают бояться свободы, как таковой. Между тем, напоминает автор, отказ от свободы есть отказ от христианства. Христос спасал не роботов или рабов, а Своих учеников, которые должны стать Его соработниками, что невозможно без проявления личной инициативы и творчества. Духовник, пишет игумен Петр, должен воспринимать себя как наставник новоначального христианина на пути к Богу. Его дело лишь сформировать правильный вектор развития, способствовать взрослению человека. Но, к сожалению, "детское" христианство устраивает большинство и пастырей, и пасомых, поскольку в этом случае и от тех, и от других не требуется больших усилий и работы над собой. А в результате на современных "старцев" перекладывают ответственность в решении бытовых или житейских проблем на ком жениться, где работать, что делать с квартирой, ложиться ли на операцию... То есть "старец" должен угадать некую компьютерную программу, "написанную" Богом для каждого человека. Такие отношения мало похожи на христианство. Это скорее напоминает известный фильм про Матрицу, с которой не борются, но пытаются угадать ее волю.
Необходимым условием спасения для большинства людей является нормальная семья, пишет протоиерей Георгий Митрофанов в статье "Православная семья: агиография и реальность", опубликованной в журнале "Вода Живая" (http://journal.aquaviva.ru/2008/01/27.html). Однако ни на Руси, ни в Российский империи, ни в СССР, ни в современной России культ семьи так и не сформировался. Причины этого священник видит и древнерусской агиографии, в классической русской литературе, в декретах советской власти и в современном представлении об "идеальном" православии.
Разбирая житийную литературу, о. Георгий указывает на отсутствие интереса агиографических персонажей к семейной жизни. Даже преподобная Иулиания Лазоревская (самая "семейная" из всех русских святых) больше заботится о нищих и больных, чем о собственном муже. Из текста жития можно сделать странный вывод, что святая даже рада бывала многомесячным отлучкам мужа. Отрадное исключение, замечает о. Георгий, составляет повесть о муромских князьях Петре и Февронии, но это народное житие с элементами фантастики скорее исключение из правил. Не радует вниманием к семье и русская классическая литература. Самый христианский персонаж Татьяна Ларина. Но и она, по мысли автора статьи, нуждается в воцерковлении, поскольку подвержена различным суевериям и, с точки зрения воцерковленного христианина, жизнь ведет довольно странную.
Немало мифов о семье, к действительности отношения не имеющих, содержит и популярная историческая литература. Современные православные почему-то мечтают жить по "Домострою", видя идеал семейной жизни то в Московской допетровской Руси, то в семье Николая II. Церкви, пишет о. Георгий, не следует поддерживать ложные представления о крепкой советской семье или благочестивом монархическом прошлом. Ей пора начать жить реальной жизнью, обратив внимание на семьи собственных прихожан.
О монашестве и браке как двух достойных путях к спасению в журнале "Вода живая" размышляет Винсент Росси "Аскетизм (Мост между браком и монашеством)" http://journal.aquaviva.ru/2008/03/28.html). Автор опровергает распространенное представление о том, что истинным призванием христианина якобы является монашество, а миряне, будь они женаты или холосты, остаются людьми второго сорта и в земной жизни, и в Небесном Иерусалиме. Основание для этого мифа, с сожалением замечает Росси, можно найти и в православной аскетической литературе, где очень много наставлений в духовной жизни для монашествующих и очень мало для мирян. С другой стороны, эти заблуждения питаются и стремлением современного православия отгородиться от культуры, и кризисом современного православного монашества, и представлениями о "последних временах", когда практически невозможно встать на путь аскетических упражнений и полноценной духовной жизни. Очевидно, что в этих условиях необходим подлинный диалог между монашеской и мирской традициями. Автор статьи призывает не рассматривать аскетику и духовную жизнь как привилегию или обязанность иноков, а заодно не идеализировать институт монашества, ведь не секрет, что многие православные автоматически переносят житийные рассказы об иноках на любого современного "старца", а это часто приводит к весьма печальным последствиям. Росси напоминает, что существуют несколько типов монашеской духовности, а также, цитируя святых отцов, отмечает, что подлинных духовных высот может достичь любой мирянин как живущий в браке, так и остающийся холостым.
Источник: Континент