ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Епископ Егорьевский Марк: "Многие японцы – православные по рождению и происхождению"

11 июня 2008

В марте 2008 года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей епископ Егорьевский Марк посетил Японию, где совершил закладку камня в основание храма Александра Невского, который будет построен в этом году. О том, какое место Православие занимает в Японии, епископ Марк рассказал корреспонденту Guide "Япония" Павлу Коробову. Интервью опубликовано в приложении к газете "Коммерсант" № 88/П (3905) от 26.05.2008.

– Владыка, в начале этого года вы посетили Японию для закладки камня в основание строящегося храма Александра Невского в Токио. Это первая церковь Московского Патриархата или у него еще есть храмы в Японии?

– Нет, у нас в Японии храмов нет. У нас есть домовый храм в Русском клубе. Храм Александра Невского будет, собственно, первым храмом.

– Почему до этого не было построено ни одного храма?

– Потому что не было возможности.

– А сейчас она появилась?

– Совершенно верно. Одна из прихожанок, Сусанна Ивановна Кравцова, жившая в Токио, 30 лет назад завещала подворью Московского Патриархата участок земли для строительства храма. Но возникла трудная ситуация в связи с тем, что, когда она обратилось в посольство России с желанием завещать дом и землю, ей порекомендовали одного адвоката-японца, который оказался не очень добросовестным человеком. Став ее душеприказчиком, он занимался тем, что всячески старался помешать исполнению воли Сусанны Ивановны построить храм. На завещанной земле он организовал автостоянку и стал зарабатывать деньги. Было несколько судов, и мы, в конце концов, добились, чтобы участок был передан нам. В этом году мы заключили договор со строительной компанией на строительство храма. Планируется, что в этом году храм будет построен.

– Как в Японии появилась Православная Церковь?

– Японская Церковь получила начало от Русской Православной Церкви, когда во второй половине XIX века в Японию приехал иеромонах Николай Касаткин, который был священником в российском консульстве на севере Японии. Вначале местные жители крайне враждебно вели себя по отношению к русскому священнику, но после того как они познакомились с сутью христианского учения в изложении представителя Православной Церкви, эта враждебность прошла. Постепенно стала расти община, во времена Николая Касаткина она насчитывала более 30 тыс. активных верующих. Возникло несколько храмов. Благодаря усилиям архиепископа Николая был построен самый величественный собор в Токио Николай-до – так японцы называют храм святителя Николая Чудотворца, где служил владыка Николай. Русские архиереи были в Японии до Второй мировой войны, но затем в Японии приняли закон, запрещавший, чтобы местные религиозные организации возглавляли иностранцы. Большинство православных в Японии были коренными жителями, поэтому Русская Православная Церковь в 1970 году приняла решение дать автономию Японской Православной Церкви. Сейчас Церковь в Японии управляется самостоятельно, хотя является частью Русской Православной Церкви.

– А почему решили дать автономию?

– Русская Церковь посеяла семена Православия в Японии, но самое главное – чтобы церковная жизнь была естественной и удобной для самой Японской Церкви. Поскольку не каждый иностранец готов овладеть японским языком, и не каждый человек может узнать менталитет японцев, логично, чтобы Церковью управляли сами японцы. Было образовано подворье, существующее до сих пор. Оно находится на территории Русского клуба – здания, в котором жили и собирались русские люди, оказавшиеся в эмиграции в Японии.

– Сколько священников служат на подворье Московского Патриархата?

– Один русский священник, один японец-священник и два дьякона-японца.

– Как складываются отношения между священниками подворья и Японской Церкви?

– Отношения хорошие, добрые. Более того, в последнее время в Японию приехали русские священники, которые служат в Японской Церкви. Например, недавно приехал иеромонах Герасим из Троице-Сергиевой лавры, который пытается организовать небольшой монастырь при Кафедральном соборе.

– Чем отличается паства подворья от паствы Японской Православной Церкви?

– На подворье больше ходят русские люди, живущие в Японии. Среди них эмигранты, которые приехали в Японию после революции, сотрудники посольств, русские ученые, работающие в японских университетах и т.д. В Японской Церкви больше, конечно, японцев.

– Какова численность православных в Японии?

– Примерно 30 тыс. верующих.

– А сколько приходов в Японской Церкви и сколько архиереев?

– Архиереев два – это митрополит Даниил и епископ Серафим. При этом в Японии служат 40 священнослужителей (30 священников, 10 диаконов). Что касается приходов, то их 150.

– То есть это самая маленькая Церковь в составе РПЦ?

– Наверное, да. Хотя если считать по количеству храмов, то в некоторых бывших республиках СССР у нас меньше храмов, чем в Японии. Но Японская Церковь является единственной Автономной Церковью.

– На ваш взгляд, что японцы со своим особым менталитетом находят в православной вере? Почему они идут в Православие?

– Многие японцы – православные по рождению и происхождению. Они родились в православных семьях, узнали о Православии от близких, и это их привело в Православную Церковь. Некоторые сами принимают Православие. Но вообще японцы всеядны в плане религиозности. Там есть люди, которые одновременно являются и синтоистами, и буддистами. Вместе с тем есть японцы православные, которые являются благочестивыми христианами. Удивительно, как Православие вошло в их жизнь, как органично вписалось в их культуру.

Кроме того, у многих азиатских народов жесткие отношения между людьми. Православие – это удивительно мягкая религия, религия любви, религия благородства, религия великодушия. И конечно, это многих поражает, расширяет горизонты мышления. Вместе с тем у японцев существует чувство святого, у них есть почитание предков. Например, в западных странах, если человек не заплатил за аренду земли могилы, то могут просто выкопать гроб. А вот в Японии, в которой умерших по большей части сжигают, с благоговением относятся к могилам, в том числе русским, потому что у них принято уважать почивших.

– То есть японцы в хорошем смысле слова правильные верующие? Исполняют все религиозные правила со своей японской скрупулезностью?

– Да, они достаточно скрупулезны. Вместе с тем они не пытаются скальпелем рационализма вскрывать религиозные истины. У них есть чувство благоговения и понимание того, что религия – это некая тайна в отношениях человека с Богом.

– Какую роль сыграла Русская Православная Церковь в отношениях между Россией и Японией? Ведь были в истории очень сложные времена, например Русско-японская война?

– Верно. Конечно, отношения между людьми непростые. Начнем с того, что мне рассказывали, что 80-90% японцев убеждены, что не американцы, а Советский Союз, русские сбросили атомные бомбы на Японию. Вот что делает пропаганда. Многие японцы с большим пиететом относятся к Америке. Есть японцы, которые готовы чуть ли не сделать Японию еще одним штатом США – настолько сильно тяготение японцев к Америке. И если говорить об отношении к русским в Японии, к русскому Православию, то, безусловно, есть некоторая предубежденность, которая основывается на каких-то вопросах, связанных со сложными политическими взаимоотношениями.

Я думаю, что Русско-японская война была первым серьезным испытанием для Русской Церкви в Японии. Архиепископ Николай так наставлял японскую паству во время войны: "Вы молитесь за свою страну, вы японцы и должны быть патриотами, я призываю вас молиться за успех вашей страны и за победу японцев, соответственно. Я, как русский человек, буду молиться за свое Отечество, сыном которого я являюсь". Вот какое трудное решение он принял. Безусловно, в Японии сохраняется отрицательное отношение к России, это связано с двумя войнами – Русско-японской и Великой Отечественной. Но что интересно, хорошо воспринимают Россию те люди, которые оказались в советском плену. Они увидели доброе отношение к себе со стороны россиян.

– А какова перспектива Православия в Японии?

– Это дело самих японцев. Россия принесла Православие в Японию, оно было воспринято японцами, и японцы сейчас сами им занимаются. Мы оказываем возможную помощь.

– Церковь влияет на отношения России с Японией?

– Конечно, она пытается улучшить эти отношения, помогает японцам лучше понять русскую культуру, духовность. Она обогащает японцев, которые с уважением относятся к нашей культуре, потому что им близки многие духовные начала, которые находятся в основе русской культуры.

– А японские политики пытаются воздействовать на международные политические решения через Церковь?

– Это не наша функция – вмешиваться в политику.

– То есть Богу – Богово, а кесарю – кесарево?

– Да.

Источник: Патриархия. ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама