ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

РПЦ утверждает ценности свободы и прав человека

Андрей Золотов :: 30 июня 2008

Любопытное совпадение: в те самые часы, когда в Ханты-Мансийске начинался саммит Россия-ЕС, от которого ожидается разблокирование отношений России и Евросоюза, в Москве Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял, среди других, главным образом практических внутрицерковных определений, документ теоретический и нацеленный далеко не только на свою паству: "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека".

Я далек от мысли, что одно событие приурочено к другому. Но если в отношениях России и Евросоюза именно диалог в области "общих ценностей" был в последние годы самым провальным – и вина за это возлагалась главным образом на Россию, не желающую в массе своей воспринимать "европейские ценности" целиком и полностью, интуитивно отталкивающую навязываемое "чужое", то сегодня самый консервативный общественный институт нашей страны – РПЦ – на самом высоком своем уровне заявил городу и миру: достоинство личности, свобода и права человека – это и наши, православные христианские – а стало быть, по культурной принадлежности, и русские ценности. И не только заявил, но и объяснил подробно, в чем и как современная их трактовка носителями светского гуманистического сознания – за рубежом ли, или внутри России – православных христиан устраивает, а в чем нет.

Этот 12-страничный документ – плод нескольких лет работы группы экспертов, которых собрал вокруг себя митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – уже сам по себе является фактом цивилизационного диалога между Востоком и Западом. По сути, идет процесс анализа, адаптации и восприятия – не полного, не "пакетом", а именно в "переваренном" виде – тех ценностей, которые были выработаны в Новое и Новейшее время на христианской основе на Западе под влиянием процессов, которые Россию, да и весь культурный Восток не затронули или затронули по касательной – от Возрождения и Просвещения до молодежных бунтов 60х годов ХХ века. Так что процесс этот неуникален. Так и раннее христианство адаптировало языческую греческую философию, так и Россия адаптировала и адоптировала, с переменным успехом, и европейское платье, и табель о рангах, и марксизм, а ныне пытается адаптировать и адоптировать демократию.

В чем же главное противоречие между религиозным пониманием прав человека и утверждаемым ныне во всем мире его светским гуманистическим пониманием? В вопросе об абсолютности и универсальности этих ценностей. Сегодня Конституция Российской Федерации провозглашает права человека высшей ценностью, а международные документы и институты говорят об их универсальном характере. Если вдуматься, то тезис об абсолютной ценности прав человека окажется неприемлемым ни для верующего христианина, ни для верующего мусульманина, ни для какого другого религиозного человека (каких сегодня в мире большинство), кроме верующего в Человека как в бога. Главное обвинение традиционных верующих в адрес европейского светского гуманизма заключается в том, что, оттолкнувшись от христианского понимания достоинства человека как "образа и подобия Божия", он создал не земной лишь закон, но новую религию, заменившую идеал безгрешного Богочеловека на Человекобога, все проявления которого, в том числе и греховные, признаются высшей ценностью.

Эта идеология возникла не сегодня. Но сегодня, в силу глобализации, она стала весьма агрессивно утверждаться в мире и порождать реакцию. Достаточно вспомнить череду общественно значимых конфликтов последнего времени – от "карикатурного скандала" до истории вокруг выставки "Осторожно, религия!", от споров вокруг права на аборты в США до все расширяющейся легализации однополых браков и эвтаназии, от провокационной настойчивости организаторов гей-парада в Москве до невозможности для итальянского политика-католика Рокко Бутильоне занять пост еврокомиссара по правам человека, когда он заявил, что готов охранять законные права гомосексуалистов, но не может не признать гомосексуализм грехом. Достаточно вспомнить и то, как после первых попыток Церкви сформулировать несколько лет назад свое понимание прав человека, раздался звучный ропот правозащитников: как это попы посмели прикоснуться к нашим священным ценностям!

"Это ситуация Римской Империи, – сказал один из авторов документа, священник Георгий Рябых, – Тогда говорили: верьте во что угодно, но поклонитесь Императору. То же и сегодня: верьте во что угодно, но признайте, что права человека – это высшая ценность".

Церковь в своем документе говорит: права человека – это, безусловно, ценность, и принадлежит она всем, а не только жрецам новой правозащитной религии. Но это не высшая ценность. Она должна сочетаться с ценностями веры, нравственности, любви к ближнему (а, следовательно, семьи и Отечества), и охраны окружающей среды. Однако христиане должны эти ценности уважать и защищать. Документ прямым текстом призывает членов Церкви к "нравственно ориентированному социальному действию" по охране прав и свобод и конкретно перечисляет направления такой деятельности. "Мы призваны ревностно – не только на словах, но и на деле – заботиться о сохранения прав и достоинства человека, – говорится в документе. – Не стремясь к революционному переустройству мира и признавая права других общественных групп на участие в общественных преобразованиях на основании их мировоззренческого выбора, православные христиане оставляют и за собой право на участие в таком устроении общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам". Это говорит Церковь, которую часто справедливо критикуют и за социальную апатию, и за сращение с государством, Церковь, в которой очень сильны изоляционистские настроения.

Так что если для внешней деятельности Церкви в новом документе важна полемика со светским гуманизмом, то для внутренней жизни Церкви, да и российского общества в целом куда важнее позитивное утверждение ценностей свободы и достоинства человека и призыв к их защите. Собор постановил преподавать "Основы учения" в семинариях и использовать в проповедях и общественной деятельности. Конечно, путь от интеллектуального осмысления и принятия теоретического документа до проникновения этого понимания в крайне консервативную толщу церковного, да и массового сознания грандиозен. Не сегодня и не завтра еще ценности прав и свобод утвердятся как "свои" в российском обществе. Но не будучи адаптированными и сращенными с российской традицией, они не утвердятся в нем никогда, а останутся принадлежностью небольших групп, воспринимаемых как инородное тело.

А если вспомнить о многострадальном диалоге о ценностях между Россией и Евросоюзом, то в ценностном хаосе сегодняшнего российского общества, где одни целиком принимают, другие целиком отвергают "европейские ценности", а большинство интересуют лишь ценности материальные, проявился осмысленный и открытый к диалогу голос Русской Церкви, которая, в силу своего исторического положения, потенциально способна собирать вокруг себя и другие голоса. Теперь выяснится, способна ли Европа к диалогу именно, а не только к экспорту готовых идеологических и квази-религиозных конструкций.

Источник: Риа-Новости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама