Завершился архиерейский собор объединенной Русской и Зарубежной церкви
Вчера завершился первый архиерейский собор объединенной Русской и Зарубежной церкви. Сбор иерархов раз в четыре года внутрицерковное мероприятие, но оно получилось резонансным.
На его закрытие прибыл даже президент Дмитрий Медведев. Он помолился в храме Христа Спасителя за литургией и выступил перед 182 епископами. Накануне к ним в Кремле обратился с речью премьер Владимир Путин.
Президент передал церкви святыни из музеев Кремля, изъятые в 1920-х годах. С речью к епископам Медведев обратился впервые, указав, что собор подтвердил единство Русской православной церкви во всей ее полноте и поставил заслон попыткам ее разделения.
Однако благолепие продолжает нарушать ситуация с опальным Диомидом, епископом Чукотским и Анадырским. Полтора года чукотский владыка распространяет в интернете обращения, критикующие иерархию. Он сетует, что архиерейский собор подменяет поместный, что епископы отдалились от церковного народа, не слышат апокалиптических настроений, не видят людского обнищания и беззащитности перед светской властью.
При открытии собора во вторник у храма Христа Спасителя собралось несколько сотен человек с плакатами в защиту Диомида. Там же оказались и активисты кремлевского движения "Наши", которые почему-то несли плакаты в защиту патриарха. Во время потасовок плакаты были разорваны, а демонстрантов развели по разным площадкам. "Наши" охраняли памятник Энгельсу, церковный народ ходил вдоль паперти. Только митрополит Киевский и всея Украины Владимир принял листовки и воззвания и поговорил с людьми.
Лишь на четвертый день собор обратился к делу мятежного Диомида. При трех голосах против и трех воздержавшихся было принято решение лишить Диомида сана, если тот не принесет покаяние. Среди воздержавшихся глава Зарубежной церкви митрополит Иларион. Среди голосовавших против епископы Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, Каменец-Подольский Феодор и Почаевский Владимир. Два последних епископа выражают мнения монахов и старцев Почаевской лавры (Украина).
Синод, спешно собравшийся в кулуарах собора, уже запретил Диомида в служении. Однако вчера Диомид провел литургию в Преображенском храме Анадыря.
Вице-президент Российского фонда культуры Елена Чавчавадзе опасается, что епископа вслепую используют те, кто до сих пор не смирился с объединением церкви. "В церкви идет борьба и за правду, и за цельность. Нецерковные люди воспринимают соборную меру как жестокость, но епископу дан шанс, многие уходили в такие тупики, но возвращались", замечает она. Причину смуты Диомида Елена Чавчавадзе считает надуманной, сходной с темой прославления Ивана Грозного или Распутина.
Духовник движения "За Веру и Отечество" священник Никон Белавинец огорчен, что владыка Диомид не приехал. "Он был патриаршим иеродьяконом в 1990-1991 годах, он лично знает святейшего, который его рукополагал, он мог рассчитывать на понимание. А так никакой пользы, а только конфронтация", сказал он корреспонденту "Газеты".
Впрочем, епископ Диомид на архиерейском соборе 2004 года был, но слова ему не дали.
Директор православного приюта "Остров надежды" Александр Огородников, отсидевший в советские времена девять лет за христианский семинар, считает, что такими мерами болезни не лечат. "Сотни людей со всей страны стоят на морозе и дожде, чтобы их сомнения выслушали. Диомид выразил их мнения, а не свои. Наивно думать, что пошумят и забудется. Ведь миряне главные ревнители церкви, а иерархи боятся их. Лишать сана епископа можно только за ересь, а не за мнение и даже не за непослушание. Должен быть суд, и епископа следует выслушать. Церковь обязана печаловаться о гонимых и обличать гонителей, а не гнать их заступников", убежден православный правозащитник.
Источник: Газета