В пятницу в Москве завершился Архиерейский Собор (Собрание всех епископов РПЦ МП, которое принимает решения по важнейшим вопросам жизни Церкви, и проходит 1 раз в 4 года). Главным событием Собора стало осуждение епископа Чукотского и Анадырского Диомида (Дзюбана) – он был лишен епископского сана. Таким образом, руководство РПЦ МП высказало свое отношение к мятежному епископу. Его письма, начиная с 19 февраля прошлого года, стали особым явлением. Они вызвали скандал в церковной жизни, выплеснувшийся за церковную ограду.
Кто же такой епископ Диомид, и почему его творения вызвали такую жесткую реакцию Архиерейского Собора?
Он родился на Украине в 1961 году, закончил институт радиоэлектроники, учился в Московской Духовной Семинарии и Академии, но не смог защитить кандидатскую диссертацию, поскольку был уличен в грубом плагиате. Стал монахом в 1987 г., епископом – в 2000 г.
В конце февраля 2007 года появилось "Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви" (известное как первое письмо Диомида). Его суть сводилась к 9 пунктам, ставшим своеобразным манифестом околоправославных консервативных маргиналов. Епископ требовал от руководства Церкви осудить экуменизм (стремление вести диалог и свидетельствовать о православии христианам других конфессий и представителям других религий), перестать сотрудничать с современной российской властью, обличать "антинародную политику властей", отменить все системы персональной идентификации (ИНН) (впоследствии Диомид призывал верующих отказываться от российских паспортов, пластиковых карт и мобильных телефонов), осудить демократию и молиться о даровании России царя, не сотрудничать с международными "масонскими" организациями типа "Большой восьмерки", не иметь никаких контактов с представителями других религий, немедленно созвать Поместный собор.
В этом странном и довольно бессистемном списке требований ясно видятся несколько тенденций, которые и были осуждены Архиерейским Собором.
Письмо Диомида призывает Церковь к полной самоизоляции. Отказ от сотрудничества с христианами других конфессий, светскими властями и представителями других религий фактически загоняет Церковь в пещеру. Естественно, что такая позиция не устраивает верующих, ведь Церковь еще совсем недавно была в вынужденной изоляции.
Призыв отказаться от российских паспортов, ИНН и сотрудничества с властями вскрывает сектантскую психологию Диомида и его сторонников. РПЦ МП неоднократно высказывалась по поводу ИНН и других систем электронного контроля. Архиерейский Собор в "Богословско-каноническом анализе писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским" отдельно отметил, что "епископ Диомид считает ошибочным содержащееся в Заявлении Священного Синода от 7 марта 2000 года утверждение, что "никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья, если он не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры"". Таким образом, иерархи указали епископу Диомиду на то, что этот вопрос уже обсудили в Церкви и на него был дан соборный ответ, который любой член Православной Церкви должен принимать хотя бы из соображений дисциплины и послушания.
Утверждение о том, что единственной приемлемой для христианина формой правления является монархия, противоречит и текстам Нового Завета, и истории Церкви и просто здравому смыслу. В противном случае получается, что христианство связывает свою судьбу только с монархией, что искажает самую суть православного христианства и фактически превращает его в одну из политических партий.
Отказ от благожелательного диалога с представителями других религий, как отмечается в соборном документе, не соответствует принципу христианского братолюбия. Верующие также могут вспомнить и совет преподобного Силуана Афонского миссионерам говорить хорошие слова о той частичке христианской истины, которая есть в каждой религии, а потом добавлять "маленькую крупинку соли" православной веры. Изоляционизм же верующих не может привести ни к каким хорошим последствиям, а лишь является признаком сектантского духа, что убедительно доказала история с пензенскими сидельцами, на полгода закопавшимися под землю в ожидании конца "света".
Помимо формирования опасных тенденций епископ Диомид стал плохим примером послушания. Он нарушил монашеский обет послушания и присягу, который принимает каждый священнослужитель. Задолго до Архиерейского Собора епископа Диомида увещевали, предлагали прекратить эпистолярную деятельность и сосредоточиться на делах епархии. Но владыка Диомид не внял советам. Теперь у него остался последний шанс сохранить свое епископство – покаяться до ближайшего заседания Священного Синода. Воспользуется ли им епископ Диомид?
Источник: Новая политика