ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Архиерейский собор РПЦ, одного из самых могущественных институтов страны, принял решения, которые способны оказать самое серьезное влияние на жизнь православных в России

Светлана Солодовник :: 01 июля 2008

Это и вопрос о церковном суде, и лишение сана епископа Диомида, и учение "о достоинстве, свободе и правах человека"

Архиерейский собор, который состоялся на прошедшей неделе в Москве, не обошелся без скандала: первый день знаменовался кулачными боями между сторонниками епископа Анадырского и Чукотского Диомида и "православным корпусом" прокремлевского движения "Наши", решившего грудью встать на защиту патриарха Алексия от нападок епископа. В последний день собора иерархи приняли решение лишить инакомыслящего епископа сана, если он не покается.

Между Богом и людьми

Один из самых принципиальных и во многом болезненных вопросов, который обсуждал собор, касался церковного суда. Уже временное положение о церковном судопроизводстве вызвало немало критики: оппоненты называли предложенную в нем судебную систему "неправосудной". Окончательный вариант, принятый на соборе, наделяет епископов практически абсолютной властью. Достаточно сказать, что в случае если епархиальный архиерей не удовлетворен результатами рассмотрения дела в епархиальном суде (в котором он сам назначает трех судей из пяти), то он может возвратить дело на новое рассмотрение. А при несогласии с повторным решением вправе вынести собственный предварительный вердикт, который "вступает в законную силу немедленно". И только потом дело направляется в Общецерковный суд второй инстанции для принятия окончательного решения.

Надо заметить, что в Русской церкви никогда не было отдельных судебных инстанций: право "вязать и решить" принадлежало епархиальному архиерею(1) и собору во главе с митрополитом или (когда отменили соборы) Синоду с обер-прокурором. Вопрос о специальных церковных судах ставился в РПЦ дважды: сначала еще в ходе реформ 1860-х, потом на Поместном соборе 1918 года. Оба раза епископат встречал реформы в штыки. И понятно почему: первый проект, XIX века, вводил выборность судей для апелляционной инстанции и состязательность процесса. А инициаторы второй реформы даже допускали участие мирян в составе церковных судов и отстаивали принцип разделения церковных властей – на административную и судебную. Неудивительно, что иерархи на это не пошли: реформа лишала их реальной власти.

Нынешнее положение о церковном суде вроде ничем архипастырям не грозит. Заметно, что авторы этой третьей в истории РПЦ попытки судебной реформы приложили максимум усилий, дабы она прошла через верхушку Церкви: ни о каких мирянах, состязательности процесса и даже его открытости речь не идет. Не говоря уже о презумпции невиновности.

Впрочем, может быть, правы те, кто считает, что даже в таком ущербном виде суд сумеет оказывать влияние на архиерея. "Если раньше можно было полностью игнорировать такие реалии, как общественно-церковное сознание, то теперь это будет сделать сложнее, – надеется кандидат богословия игумен Вениамин (Новик). – Епископу станет труднее быть полностью независимым от окружающих его клира и паствы".

Свобода: версия РПЦ

Второй из принятых на соборе документов – "Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека". По оценке специалистов, текст изменился по сравнению с первоначальной Декларацией, принятой в 2006 году, и изменился в лучшую сторону. Нет, Церковь по-прежнему не готова признать ценность свободного диалога с миром, она как бы ведет с ним некий торг и согласна терпеть до поры до времени, если есть надежда, что рано или поздно этот мир придет в Церковь. "В силу власти греха, свойственного падшей человеческой природе, никакое человеческое усилие недостаточно для достижения подлинного блага, – гласят "Основы". – Следовательно, человеку не обойтись без помощи Бога и тесного соработничества с Ним, так как только Он является источником всякого блага". Однако новый документ в отличие от Декларации о правах и достоинстве человека X Всемирного русского народного собора хотя бы признает "онтологическое достоинство каждой человеческой личности", тогда как соборная Декларация признавала за человеком лишь некую "ценность", а достоинство он приобретал, только "совершая добро".

Официальные церковные идеологи вводят свою градацию свободы, различая свободу выбора и свободу как освобождение от греха. Свобода выбора не есть абсолютная и конечная ценность. Свобода, которая делает плохой выбор, то есть приводит ко греху, должна быть осуждена. А хорошая свобода – это свобода, которая освобождает от греха. "Зло и свобода несовместимы", – утверждают "Основы".

Слабость института прав человека, с точки зрения РПЦ, состоит в том, что он, защищая свободу выбора, все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха. Между тем общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере. Такой подход полностью лишает права человека и свободу выбора самостоятельной ценности.

Впрочем, церковные идеологи уже не так решительно, как два-три года назад, наступают на светских правозащитников и, кажется, больше не претендуют на то, чтобы внедрять свою концепцию в правоприменительную практику. "Конечно, это прежде всего церковный документ, – сказал на брифинге протоиерей Всеволод Чаплин. – Он предназначен для того, чтобы им руководствовались пастыри и миряне. Мы не должны навязывать светскому миру то понимание свобод и прав человека, которое имеется в Церкви, но мы предлагаем это понимание для обсуждения и надеемся, что светские инстанции – органы власти, международные структуры, общественность разных стран – изучат этот документ и выскажут какие-то мысли, комментарии, критику".

Принятые "Основы" – стандартный инструмент для диалога на международной арене. У католиков правам человека посвящен раздел социальной доктрины, принятой еще на II Ватиканском соборе. Есть своя Декларация прав человека у мусульман, составленная Исламским советом Европы в 1981 году. Главное, чтобы Церковь действительно "не навязывала" свои правила светскому обществу.


"Свобода, которая делает плохой выбор, то есть приводит ко греху, должна быть осуждена"


Диомид – епископ Анадырский и Чукотский (в миру – Сергей Иванович Дзюбан), обвинил руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения" и "духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой". В Московской патриархии заявления священника назвали свидетельством его "неосведомленности и невежественности".


(1) Устав РПЦ определяет епархию как "местную церковь, возглавляемую архиереем и объединяющую епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии", а "епархиальный архиерей, по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви, управляющий ею при соборном содействии клира и мирян".

Источник: The New Times

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама