Проблема отношений священников и прихожан, а также в целом проблема церковных приходов оказались в центре внимания Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Во многом, вызвано это тем, что строительство и реставрация храмов сегодня намного опережает создание сплоченных христианских общин,
без которых полноценная церковная жизнь невозможна.
Отнюдь не каждый храм, даже из числа тех, которые на Пасху и Рождество битком набиты народом, может сегодня похвастаться сильной приходской общиной. Во многом, связано это с тем, что с тех пор, как о своей вере стало возможно говорить открыто, в русском языке появился неологизм "захожане" люди, которые иногда заглядывают в храм, ставят свечки, но не живут полной церковной жизнью и не принимают участия в становлении приходской общины.
"Захожане" сегодня превосходят числом активных прихожан, и такое положение вредит всем: как Церкви, так и самим людям, которые фактически обкрадывают сами себя, ведь Церковь невозможна без ее таинств.
Литургия* центральное событие в духовной жизни православного христианина, а потому без участия в ней и в других церковных таинствах жизнь эта является неполноценной. Конечно, не все и не сразу приходят к этому пониманию И здесь слова о неисповедимости Господних путей будут как никогда кстати. Но цель у всех этих путей одна: богообщение, соединение со Христом в церковных таинствах, преображающих человека, уподобляющих его Богу.
Безусловно, понять смысл и значение таинств можно и не являясь членом какой-то конкретной общины, однако чаще всего человеку, приходящему в Церковь, необходима опора в его духовных поисках. И большой приход может стать для него лучшей школой воцерковления.
В таких приходах всегда есть к кому обратиться за советом, здесь легче избежать ошибок, свойственных всем, недавно пришедшим в Церковь. Такая община никогда не превратиться в "православную секту" из-за одного не слишком образованного священника, заболевшего "младостарчеством". Напротив, она поможет не только мирянину, но и самому священнику более трезво взглянуть на мир и удержаться от опасных шагов.
Наконец, приход может стать опорой не только в духовной, но и во вполне мирской жизни. Нередко именно здесь человек находит ответы на житейские вопросы, учится не только верить, но и жить по-христиански. Часто именно община поддерживает человека в трудной ситуации не только словом, но и реальными делами. Потому сильный приход необходим в первую очередь самим прихожанам.
Но он необходим и всей Церкви.
Самые опытные священники выходят как раз из таких общин. Оказавшись на новом месте, они, с одной стороны, свободны от "розовых очков" и идиллических представлений о приходах, а с другой уже имеют определенный опыт коллективной церковной жизни.
Кроме того, приходы нужны Церкви и как один из важнейших элементов ее традиционной системы самоуправления. Тема "всевластия церковной иерархии" любима и светскими журналистами, и внутрицекровной фрондой. Но решение проблемы церковной автократии лежит вовсе не в области борьбы с церковным начальством, а, напротив, в усилении приходских общин, издревле наравне с монастырями служивших фундаментом Церкви.
Соборность особая форма церковной жизни, которая невозможна без составляющих ее структуру "атомов"-общин...
И, наконец, приходская община сегодня важный элемент не только церковной, но и общественной жизни. Сегодня она является одним из реальных элементов гражданского общества и важной общественной силой.
Лучшая иллюстрация тому крупные сплоченные приходы, которые ярко выделяются на общем фоне современной церковной, да и, пожалуй, светской жизни. Они занимаются служением милосердия, проповедью христианства и научной работой. При них возникают библиотеки, детские дома, больницы и учебные заведения. Порой единственное их богатство таланты, способности и энтузиазм людей, но на выходе пользы от них значительно больше, нежели от некоторых весьма состоятельных храмов, где за спиной священника не стоят рядовые прихожане.
Впрочем, любая социальная активность всего лишь побочный и необязательный эффект приходской жизни. Церковные общины могут не играть важной общественной роли, они все равно будут необходимы как ни одна политическая или общественная партия. Ведь их главная цель вести человека ко Христу, и в этом деле их просто некому заменить. Ни журналы, ни книги, ни интернет никогда не дадут человеку того живого опыта познания Бога, помочь получить который могут другие люди. В живом, настоящем общении.
*С греческого языка слово Литургия переводится как "общее дело". В Православии так называется богослужение, на котором совершается главное церковное Таинство Евхаристия, причащение Тела и Крови Христовой. Ред.
Эту статью обозревателя "Фомы" Алексея СОКОЛОВА согласился прокомментировать для нас
настоятель храма Всех Святых в земле Российской просиявших в Ростове-на-Дону священник Сергий Красников: "ГЛАВНОЕ НЕ СТЕНЫ, А ЛЮДИ"
Источник: Фома