26 июня Архиерейский собор РПЦ принял "Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека".
Этот документ основан на убеждении, что институт прав человека сам по себе может наилучшим образом способствовать развитию человеческой личности и организации общества, но, вместе с тем, не может оправдывать греха.
Православные считают, что права человека неотделимы от его обязанностей, а злоупотребление свободой, выбор ложного, безнравственного образа жизни в конце концов разрушает саму свободу выбора, так как ведет волю к порабощению грехом.
Поддержали документ и представители других конфессий. "Мы убеждены, что пришло время пересмотреть Всемирную декларацию прав человека", заявил управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской пастор Константин Бендас.
"К сожалению, либеральный подход к правам человека покровительствует греху, который противоречит человеческой природе и Божьим заповедям", сказал, в свою очередь, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган.
Между тем инициатива религиозных лидеров по пересмотру либеральных ценностей вызвала обеспокоенность российских правозащитников, увидевших в новой концепции "политический заказ с целью вытеснения светских правозащитных организаций и оппозиции". Так, сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Николай Митрохин, в частности, заметил, что "правозащитники защищают интересы индивидуума от тех, кто присвоил себе право говорить от его имени: гражданина от государства, верующего от руководителя конфессии, русского (татарина, украинца) "по паспорту" от политика, решившего, что он представляет "народ". Вторит ему и глава движения "За права человека" Лев Пономарев. "Задача правозащитников защищать человека, личность, а не думать о том, грешник он или нет. Иначе это защита прав православных и не более того. Но ничего удивительного в появлении этой концепции нет. Церковь захватывает светское образование, влияет на госструктуры. Теперь они решили потеснить правозащитное движение", считает он.
Как вы относитесь к принятым Архиерейским собором православным основам прав человека? Не следует ли, на ваш взгляд, пойти дальше и, как предлагает Бендас, вообще пересмотреть Всемирную декларацию прав человека? Или же вы разделяете позицию правозащитников, утверждающих, что церковь захватила все и что принятый ей документ – это "политический заказ с целью вытеснения светских правозащитных организаций и оппозиции"? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента, а также религиозным деятелям.
Парламентарии и религиозные деятели в целом поддержали православную концепцию прав человека, отметив ее пользу для решения многих насущных задач нашего общества. Отдельные политики одобрили и предложение пересмотреть Всемирную декларацию прав человека.
"Очень мудрой" назвал принятую Архиерейским собором РПЦ православную концепцию прав человека первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев.
"Православная концепция прав человека очень мудра", заявил сенатор.
Парламентарий высказал полное согласие с мнением РПЦ в том, что "в нашей жизни стало слишком много распущенности, разнузданности и подход к правам человека оказывается слишком либеральным". "Я не являюсь сторонником либеральных взглядов, поскольку те, кто их придерживается, обычно защищают тех, кто грешит, а не тех, против кого грешат", подчеркнул политик.
В то же время предложение пересмотреть Всемирную декларацию прав человека Владимир Гусев не подержал, сославшись на недостаточно доскональное знание этого документа.
Помня о правах, человек не должен забывать об обязанностях, убежден первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в СФ от правительства Московской области Николай Чуркин.
"Православная концепция прав человека абсолютно справедлива в том, что человек не должен помнить только о своих правах, но и об обязанностях", заявил сенатор, комментируя. "Тем более, что такого же взгляда придерживаются представители и других конфессий", добавил парламентарий.
Политика удивила реакция правозащитников на православную концепцию прав человека. Он предположил, что они "не поняли, о чем идет речь". При этом сенатор выразил надежду, что "со временем и правозащитники приблизятся к этим разумным положениям".
Касаясь предложений пересмотреть Всемирную декларацию прав человека, Николай Чуркин подчеркнул, что не берется так глубоко судить об этом документе, однако призывает всех людей оставаться людьми и не ставить свое "Я" выше общих интересов".
Василий Лихачев Православная концепция прав человека необходима российскому обществу, уверен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от Народного собрания республики Ингушетия Василий Лихачев.
"Православная концепция прав человека опирается на принятые христианством правила поведения, не забывает об ответственности человека перед обществом, поэтому нам этот документ необходим", заявил сенатор.
Отметив правильность постановки вопроса об обязанностях человека, парламентарий подчеркнул, что "правозащитники многое делают для обеспечения прав человека, однако аспект "обязанности человека" у них приглушен".
Говоря о звучащих предложениях пересмотреть Всемирную декларацию прав человека, политик призвал не торопиться этого делать, поскольку "мир еще не дошел до того периода, когда бы все положения декларации были воплощены в жизнь". "Того, что этот документ внес серьезный вклад в дело обеспечения прав человека, отрицать нельзя", заметил сенатор.
Василий Лихачев также счел нелишним напомнить, что в этом году Всемирной декларации прав человека исполняется 60 лет.
Основные права человека россиян прописаны в Конституции РФ, считает председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков.
"Базовым документом по правам человека внутри государства является Конституция", заявил сенатор. При этом он добавил, что "любое сообщество или объединение имеет право на свой взгляд на совокупность прав человека".
Политик считает, что наиболее эффективный путь выхода из спорных ситуаций – это диалог за круглым столом. "Когда между разными объединениями граждан по одной и той же теме возникают споры, то наилучшим путем их разрешения являются совместные форумы. А когда одни и те же темы каждое заинтересованное объединение обсуждает у себя, да еще на своем языке, то консенсуса не добиться", заключил Анатолий Лысков.
Поддержала принятый Архиерейским собором РПЦ документ вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции "Единая Россия" Любовь Слиска.
"Я на тысячу процентов поддерживаю позицию Русской православной церкви, потому что ситуация с духовно-нравственными ценностями в России уже давно оставляет желать лучшего", заявила депутат.
Парламентарий убеждена, что "пришло время пересмотреть Всемирную декларацию прав человека, поскольку под ширмой защиты свободы и прав человека по всему миру стали распространяться самые пагубные пристрастия и привычки".
"Чтобы сохранить жизнь на земле, чтобы у нас рождались нормальные и здоровые дети, нам необходимо избавиться от наркомании и проституции, от большого количества абортов и беспризорников, от распущенности. Поэтому надо следовать тому, что предлагает РПЦ", подытожила Любовь Слиска.
Принятый Архиерейским собором РПЦ документ свидетельствует об актуальности проблемы нравственно-духовного состояния общества, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике, член фракции "Единая Россия" Екатерина Лахова.
"Сам факт, что был составлен такой документ, возможно, подтолкнет к принятию конкретных решений на федеральном уровне со стороны исполнительной и законодательной властей", заявила депутат. "То, что с принятый документ поддержали представители различных конфессий, говорит о том, что вопрос духовно-нравственного состояния общества беспокоит многих", добавила Лахова.
Парламентарий обратила внимание на то, что "в Конституции РФ есть статья, которая говорит об ограничении прав человека в интересах других людей". "Конечно, сегодня всех беспокоит разложение духовно-нравственного состояния общества. Поэтому, возможно, что пора и пересмотреть Всемирную декларацию прав человека, которая была принята еще в 1948 году. Все и всегда подвергается переосмысливанию и ревизии", заключила Екатерина Лахова.
Поддержал принятые Архиерейским собором РПЦ "Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека" член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, представитель фракции "Единая Россия" Ахмар Завгаев.
"Наряду с правами человека существует и его ответственность перед обществом, поэтому я полностью поддерживаю принятые Архиерейским собором православные основы прав человека", заявил депутат. "Такой подход заслуживает внимания", добавил он.
По мнению политика, "настало время пересмотреть Всемирную декларацию прав человека, потому что сегодня мы живем в новой эпохе, которая сталкивает нас и с терроризмом, и с другими факторами, угрожающими жизни людей".
"Человек должен усвоить, что, прежде всего, у него есть обязанности, а только потом права. И любой здравомыслящий человек знает об этом", подытожил Ахмар Завгаев.
"Тревожным сигналом" назвал принятые Архиерейским собором РПЦ "Основы..." первый заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, член фракции КПРФ Николай Харитонов.
"В том, что представители различных конфессий поддержали данную концепцию, наблюдается желание подменить статьи основного закона", заявил депутат. "По Конституции, продолжил он, государство и Церковь разделены, поэтому общество, в первую очередь, должно руководствоваться законами Конституции и теми общественными нормами поведения, которые были выработаны нашими предками на протяжении не одного столетия, вне зависимости от религиозной принадлежности".
Парламентарий отметил, что "ярлык "порочного" может повесить любая конфессия любому человеку". "Человек прав и свободен в своем выборе, он отвечает, в первую очередь, перед законом и судом, а потом по морали и чести. Поэтому я на стороне правозащитников, которые увидели в этом документе "политический заказ с целью вытеснения светских правозащитных организаций и оппозиции", заключил Николай Харитонов.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Единая Россия" Гаджимет Сафаралиев считает, что в последнее время своими инициативами РПЦ преследует не относящиеся к религиозным задачам цели.
"Церковь хочет увеличить свое влияние и стать единственной инстанцией, которая будет определять понимание свободы человека и его прав", заявил депутат. По его мнению, рассуждая о свободе человека, РПЦ "исходит из того, что он не может быть полностью свободен, поскольку связан определенными обязательствами перед той или иной религиозной организацией".
Парламентарий убежден в том, что "религия не должна руководить духовно-нравственным воспитательным процессом и не может заменить государственный институт защиты прав человека, потому что цели государства и цели религиозных организация различны".
"Государство должно отреагировать на подобные вещи, объяснив каждому его место, поскольку вмешательство религии в дела светские – недопустимо. Это противозаконно, потому что в Конституции прописано: Россия – светское государство, отделенное от религии. Другой вопрос, если бы у нас было религиозное государство", заключил Гаджимет Сафаралиев.
Отец Максим Козлов
Одним из самых значительных итогов работы Архиерейского собора протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает концепцию православного понимания прав человека.
"Дело в том, что в прессе и общественном сознании довольно долго нерасчленненно употреблялся термин "гуманизм", который применялся без разбора и к христианскому, и к светскому мировоззрению. А ведь понятие светского, или секулярного гуманизма и христианское осмысление достоинства человека как образа и подобия Божия они слишком нетождественны друг другу, чтобы быть объединенными одним термином", отметил отец Максим.
"И очень важно, что теперь четко и мужественно (как мы видим, критики нашлись сразу же) этой новоевропейской концепции прав человека, восходящей к эпохе Просвещения и Французской революции, дан христианский ответ. Главное его содержание в утверждении, что это концепция не наша, не церковная, что она, совпадая по тем или иным пунктам с христианской, тем не менее от нее принципиально отличается. И корни этого различия лежат в антропологии, то есть понимании человека либо как "кузнеца своего счастья" и конечной меры всех вещей, либо в понимании человека как образа и подобия Божия, которые он должен в себе раскрыть через уподобление Творцу", сказал батюшка.
"И конечно, речь здесь не идет ни о каком политическом заказе просто наша Церковь учится говорить с обществом на своем языке все более открыто, мужественно и внятно. И этот факт можно только приветствовать", заключил отец Максим.
Отец Георгий Рябых , и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей МП, предположил, что обеспокоенность правозащитников вызвана тем, что они толком не осознают в полной мере причин появления этого документа, поскольку не ознакомились с докладом митрополита Кирилла и другими материалами Собора.
"Но в то же время такая реакция правозащитников отражает столкновение светского и религиозного сознания, не только по этому, но и по очень многим вопросам. Причиной этой коллизии является тот факт, что верующие смотрят на жизнь по-иному, не так, как неверующие. Верующие помнят о присутствии вечности, мира иного за пределами этого бренного мира. Присутствие в их мировоззрении трансцендентного начала вносит свои коррективы в те представления, которыми мы все пользуемся, будь то свобода, достоинство, образ жизни или понимание самого человека. Эти различия во взглядах приводят и к различной оценке тех или иных общественных явлений", считает отец Георгий.
Священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московского Патриархата, полностью отверг предположения о каком-либо "политическом заказе".
"Церковь живет своими законами и своими представлениями и не нуждается в руководстве каких-либо политических сил. Вопрос о свободе, достоинстве и правах человека обсуждается в Церкви уже давно. Это нашло отражение в выступлениях патриарха, митрополита Климента и других иерархов. Эта тема отражена и в Основах социальной концепции РПЦ", напомнил он.
"Мы постоянно говорим, что из проблемы защиты людей и достоинства личности правозащитным движением выхолащивается нравственность, которя должна лежать в ее основе. Наш документ это попытка вернуть вопросы нравственности в эту область общественной деятельности", сказал отец Владимир.
Священник Димитрий Лин, сотрудник отдела Московского патриархата по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений, уверен, что правозащитники опасаются напрасно.
"Никто никого не вытесняет. Обеспокоенность правозащитных организаций можно объяснить лишь тем, что их представление о свободе и правах человека очень сильно расходятся с теми, что существуют в православии. Именно от этого и появляется некоторая неприязнь", сказал отец Димитрий.
"Православие целиком христоцентрично, т.е. Воплотившийся Бог в центре всего. А человек есть творение Божие, Его высшее создание. И соответственно, все ценности и усилия человека должны быть устремлены к Богу. Если мы поставим на место Бога человека, то человек станет высшей ценностью именно из этого и исходит идеология большинства правозащитников. А с духовной точки зрения это просто вариант идолопоклонства. То есть правозащитнки и православные христиане просто служат разным богам. Противоречия, таким образом, лежат не в политической, а в религиозной плоскости", отметил отец Димитрий.
Правозащитники и оппозиционеры испуганы напрасно, считает Альбир-хазрат Крганов, главный муфтий Чувашии. "Никто не посягает на нишу оппозиции. Но в России сейчас происходит много положительных сдвигов, и в обществе не может доминировать негативное отношение к происходящему", заявил он.
"Голос духовенства, как мусульманского, так и православного настаивает на том, что дальнейшее развитие России невозможно без духовного роста. Только опираясь на здоровую духовную жизнь мы можем идти вперед", добавил муфтий.
"Народ России верующий народ, который всегда противился безнравственной трактовке прав человека, культивируемой у нас при поддержке Запада. Руководители конфессий прислушиваются к своей пастве, и потому не могут не заниматься этой проблемой. Нельзя понимать права человека, как вседозволенность с этим согласны все религиозные деятели", сказал Альбир-хазрат.
Валентин Владимирович Лебедев
"Судьбоносным" назвал документ о правах человека, принятыц на Архиерейском соборе, председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев.
"Мы считаем, что на этом Архиерейском соборе было принято судьбоносное решение. Церковь возвращает себе свое: ведь права человека родились и развились в лоне христианской Церкви, и лишь затем стали сначала просто либеральными, а потом и какими-то постмодернистскими они все меньше соответствуют здоровым понятиям о нравственности. Дело дошло до того, что права человека стали заменять людям заповеди", сказал он.
"Теперь Церковь, наконец, сформулировала в документе, что права и достоинства личности не должны оправдывать грех. Грех и достоинство несовместимы. Теперь есть документальная основа для деятельности людей, которые хотят защитить свои традиционные представления о нравственности", считает Валентин Владимирович.
"Что же касается правозащитников, то они ошибаются по всем пунктам. Конечно, никакого политического заказа здесь не было: этот документ написан не за два дня, на его разработку ушло около двух лет, в течение которых над ним работала группа из 20 человек. Дело в том, что нынешние правозащитники никак не могут перестроиться: пока они боролись с тоталитарным советским режимом, любой либерализм был оправдан, но затем им так и не удалось перестроиться. Отнюдь не всем, но многим", добавил он.
Источник: Regions.ru