ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Утопия в духе "нью-эйдж"

Игорь Кантеров :: 02 июля 2008

В редакцию "НГ-религий" поступило письмо тюменского историка Александра Яркова (уже знакомого читателям по публикации "Не нужно ждать решения суда" в № 5 от 19.03.08), в котором он делится своими соображениями по поводу деятельности религиозно-экологического движения анастасийцев, также известного как "Звенящие кедры России". Их учение базируется на восьми книгах Владимира Мегре, который и является лидером движения. Главная героиня его книг – женщина по имени Анастасия, которая, как считают последователи движения, является реальным персонажем, передающим через Мегре свой проект переустройства мира. Редакция предоставила возможность откликнуться на критическую статью Александра Яркова религиоведу, специалисту по новым религиозным движениям Игорю Кантерову. Оба текста мы представляем на суд читателей.

О новых религиозных движениях, возникших в посткоммунистической России, написаны тысячи книг и статей. Антисектантские телепередачи с завидной регулярностью появляются фактически на всех каналах, за исключением разве спортивного. Господство общеобязательных идеологических схем постепенно эволюционировало в навязывание через средства массовой информации одномерного подхода к пониманию феномена новых религиозных движений, в то время как серьезное изучение их природы и деятельности предполагает непосредственные контакты с объектом изучения.

В религиоведении в отношении вероучения и практик новых религиозных движений до сих пор имплицитно присутствуют элементы агрессивной секулярно-атеистической методологии: "Как можно верить в такую бессмыслицу?" Такой вопрос, предваряющий, а чаще всего и заменяющий конкретный анализ учения того или иного движения, фактически звучит как окончательный приговор претензиям новых религиозных движений на существование. В лучшем случае их квалифицируют как псевдорелигии, но чаще всего вероучения возникших групп объявляются маскировкой неких мошеннических целей их основателей и лидеров. Подобные оценки экстраполируются и на рядовых верующих. Такие выводы делаются без изучения внутреннего мира последователей неорелигиозных движений.

Очевидно, перечисленными методологическими установками руководствуется профессор Александр Ярков, вынося свое суждение о движении анастасийцев.

Профессор выражает неподдельную тревогу по поводу утраты обществом нравственных ориентиров, бедственного состояния окружающей среды. И призывает всех вместе – и верующих, и атеистов – решить эти проблемы, отмечая существующие между ними разногласия.

При внимательном прочтении заметки приходишь к выводу о том, что анастасийцы в союзе верующих и атеистов не участвуют. Ведь они, увлеченные построением "райского города-огорода", едут туда "добрыми молодцами да красными девицами", а приходят оттуда все больше "пешком да в обносках". Короче, весь этот проект единения с природой является заурядным "лохотроном". Доказательства? Да они и не требуется. Достаточно выставить анастасийцев чудаковатыми простофилями, с готовностью отдающих содержимое своих кошельков "дядям-организаторам".

Присутствие у возникших новых религиозных движений "буйного творчества" в содержании их вероучительных конструкций и ритуалистике затрудняет выделение отличительных, устойчивых признаков, присущих большинству таких движений. Отсюда и вполне понятный разнобой в их типологизации. Подчас их просто именуют "сектами".

Если рассматривать анастасийцев в контексте типологизации религиозных движений современным религиоведением, то это образование следует отнести к разновидности "нью-эйдж", разумеется, имея в виду синкретический характер концептуальных построений многих групп нью-эйджеров. Подобные движения скорее квалифицируются как "религии аудитории", нежели устойчивые группы единоверцев. Многочисленные группы приверженцев "нью-эйдж" порой не связаны четко сформулированной вероучительной доктриной. Нью-эйджеры убеждены в способности человека творить свою собственную реальность. Большое значение придается экологии, вегетарианству, музыкальной терапии, проповеди возвращения "назад к земле", которые служат основой для создания целостного мировоззрения. За рубежом и в современной России группы нью-эйджеров предпочитают действовать под вывеской оздоровительных, экологических, воспитательных и культурно-досуговых центров. Социально-психологическими причинами востребованности идеалов "нью-эйдж" являются неуверенность, страх перед настоящим и будущим, боязнь экономических потрясений и природных катастроф, разочарование в институтах власти и традиционных верованиях.

Эрнст Блох, видный представитель Франфуртской школы социологии, в книге "Принцип надежды" различал два типа утопии: прогрессивную и реакционную. Первая, выдвигая утопический проект будущего общества, показывает не только неразумность, но и нравственную несостоятельность "наличного бытия". Тем самым усвоение и следование утопической модели способствуют совершенствованию общества, избавлению его от некоторых пороков. Напротив, реакционная утопия, освящая своим авторитетом существующие порядки, консервирует антагонизмы и несправедливости.

Не вдаваясь в обсуждение проблемы вымышленности или подлинности личности Анастасии, обратим внимание на причину востребованности книг Владимира Мегре. Многочисленные наставления Анастасии направлены против духа меркантилизма, цинизма, эгоизма, лжи. Эффект воздействия усиливает насыщенность наставлений и рассказов Анастасии житейскими ситуациями, с которыми повседневно сталкиваются люди.

Можно потешаться, даже поёрничать над мечтой жить поближе к природе, построить свой дом. Обычно это весьма скромные одноэтажные, редко двухэтажные дома, а вовсе не хоромы. Они отнюдь не похожи на роскошные особняки новых русских. Не знаю, как выглядят тюменские анастасийцы, но в поселениях под Владимиром они точно далеко не все "добры молодцы да красны девицы". Среди них есть люди разных возрастов, в основном среднего достатка. Все были открыты для разговора со мной, не было заметно никакой "сектантской замкнутости", таинственности.

Отличительная особенность движения анастасийцев – отсутствие жесткой структуры управления. Единственно признаваемый авторитет – Владимир Мегре, однако и он не наделен никакими административными и должностными полномочиями. Движение не занимается миссионерством. Основным каналом пополнения числа последователей являются книги Мегре.

Я далек от идеализации движения анастасийцев. Наверняка среди его последователей могут оказаться авантюристы, жаждущие нажиться на доверчивости людей. И если имеются достоверные сведения о том, что этим движением в Тюмени верховодят "лохотронщики", обирающие людей до нитки, то надлежит их призвать к ответу. Для этого существуют Уголовный кодекс, правоохранительные органы, суды.

И в заключение. Религиоведческая оценка непременно должна быть свободна от конфессиональной и идеологической ангажированности. Тем более не допускаются насмешки над взглядами и чувствами приверженцев учений, какие бы экзотические сюжеты и утверждения они ни содержали. Тактичность, толерантность открывает возможность религиоведам, исследователям этноконфессиональных отношений получать достоверную (и не только со страниц газет) информацию о тех же анастасийцах. Ничто ведь не мешает самим встретиться с "добрыми молодцами да красными девицами" и исследовать мотивы, побуждающие их не пьянствовать, не дебоширить, а строить свой "райский город-огород".

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама