ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Между названием и сутью

Доходы от вакуфного имущества не должны использоваться лишь в религиозных целях

Леонид Сюкияйнен :: 02 июля 2008

Едва ли перспективно и необходимо вводить в федеральное российское законодательство понятие "вакуфного имущества". Это будет сделать сложно, если учитывать то, как в целом складывается российское законодательство, регулирующее вопросы собственности. В то же время возникает ряд вопросов в связи с тем, как эта тема обсуждается в настоящий момент, – взять хотя бы новую инициативу Госсовета Татарстана.

Мне кажется, что российское законодательство как на федеральном, так и на республиканском уровнях позволяет осуществлять деятельность, которая содержательно близка и принципиально не отличается от того, как могут функционировать вакфы. Дело не в названии, а в сути. Что касается терминологии, то татарстанские депутаты определяют вакф недостаточно корректно. В частности, вакф как исламский правовой институт никогда не был связан исключительно с исламскими религиозными организациями. Он никогда не предполагал расходования средств только лишь на религиозные цели. Вакуфное имущество может использоваться в различных целях – в том же Татарстане до революции средства, полученные от него, направлялись на помощь нуждающимся, престарелым, на социальные и медицинские программы. Если мы обратимся к практике современных мусульманских стран, где вакфы сохраняются, то увидим, что значительная часть вакуфного имущества используется вовсе не на религиозные нужды.

Под "религиозными нуждами" по большому счету нужно понимать использование средств в интересах исламских религиозных организаций. Такая узкая трактовка, на мой взгляд, может стать одним из препятствий для возрождения вакуфной культуры в России и вызвать настороженность у представителей других религий. Они вполне обоснованно будут задаваться такими вопросами, как: "Почему это имущество должно использоваться лишь исламскими религиозными организациями да к тому же не облагаться налогами?" Если планируемые поправки в Федеральный закон "О свободе совести" будут касаться имущества, переданного именно исламским организациям на религиозные цели, то они не будут приняты.

Почему речь идет о "неотчуждаемой недвижимости"? Движимое имущество тоже может быть вакуфным. Например, в современных условиях существуют денежные вакуфные вклады. Из ряда исторических примеров мы узнаем о так называемых "наличных вакфах", это как раз денежные суммы.

Госсовет Татарстана, по сообщению Интерфакса, не удовлетворен ответом Министерства финансов РФ на его запрос: дескать, Минфин констатировал, что "вопрос неотчуждаемого имущества религиозных организаций законодательно не урегулирован". Но, как мы уже отметили, вакф отнюдь не сводится к имуществу религиозных организаций. Кроме того, вакуфное имущество в определенных случаях отчуждаемо. Замечу, что в рамках ханафитского толка ислама возможен отзыв вакуфного имущества. Оно становится неотчуждаемым лишь по решению суда или если было учреждено в пользу мечети. Так что Минфин или Минюст давали заключение на некорректно сформулированный запрос относительно возможности законодательного признания института вакфа. Естественно, российский законодатель не пойдет на такой вариант поправки в действующее право. Жаль, если такие неточные, искажающие суть вакфа, формулировки станут непреодолимым препятствием на пути использования этого перспективного исламского правового института благотворительности в нашей стране.

Разиль Валеев утверждает, что разных подходов к исламу "быть не может". Почему же не может? В разных странах эти подходы разные. Есть исламские страны, в которых существуют министерства по делам вакфов. В России это невозможно, это светское государство.

Вопрос требует спокойного рассмотрения. Тот способ, которым его пытаются решить, может лишь насторожить скептиков и в будущем создать проблемы для обсуждения вакфов даже на республиканском уровне. Поправка, внесенная в татарстанский Закон "О свободе совести", вполне корректна. Подобные вопросы должны решаться на основе федерального законодательства, в котором есть место для благотворительных фондов, некоммерческих организаций и т.д. Мусульманские правоведы, которым доводилось бывать в России, отмечали, что наше гражданское законодательство, а также законы о благотворительной деятельности, о некоммерческих организациях – все это вместе уже сейчас позволяет реализовывать многие виды деятельности, близкие или даже содержательно совпадающие с идеей вакфа. В свое время на одном из семинаров в Совете муфтиев России выступал с докладом председатель Корпорации вакфов Кувейта доктор Мухаммад Абдель Гаффар аш-Шариф. Он задал российским мусульманам вопрос: "Есть ли у вас в России законодательство о благотворительной деятельности?" Ему ответили, что есть. Он спросил: "Есть ли в этом законодательстве такая форма благотворительной организации, как фонд?" Оказалось, что фонды у нас тоже есть. Доктор аш-Шариф задал еще пару вопросов и резюмировал: "Я не вижу никаких препятствий для того, чтобы основные параметры вакфа работали в рамках действующего российского законодательства". Дело ведь не в том, чтобы назвать какой-то фонд вакфом.

Конечно, чтобы посмотреть на проблему таким образом, необходимо хорошо разбираться в теории вопроса. Например, вакфы могут учреждаться не только лишь в пользу мусульманских организаций и не только мусульманами. Исламское право содержит единственное ограничение: вакф нельзя учредить в пользу неисламской религиозной организации – христианской церкви или иудейской синагоги. Кроме того, прежде чем говорить о введении понятия "вакф" в законодательство, необходимо изучить собственную историю и учитывать приверженность исламским правовым традициям – в случае Татарстана речь идет о ханафитском фикхе. Автоматически переносить чужой опыт на российскую почву не следует.

Вакуфное имущество – не только правовая проблема, но и культурно-психологическая, и даже нравственная. Нужно воспитывать культуру благотворительности и меценатства. У нас дела в этой области обстоят не лучшим образом. Подчас к благотворительности и вовсе относятся настороженно. Без возрождения культуры исламской благотворительности, глубокого изучения истории, ознакомления с современной практикой мусульманских и западных стран в области вакфов, овладения основами исламской правовой теории вряд ли перспективно ставить вопрос о какой-либо форме правового признания этого института в России.

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама