Ваше Блаженство, многие считают, что "Черный континент" и сегодня продолжает оставаться в несправедливом положении, а его народы эксплуатируются в угоду экономическим интересам сильных мира сего. Насколько значима в таких условиях миссионерская роль древнего Александрийского Патриархата?
Бог возжелал, чтобы я оставил свой родной остров Крит и оказался в России, а потом в течение многих лет нес миссионерское служение в Африке, на этом континенте будущего, на континенте, где, по словам Патриарха Парфения, решаются судьбы мира. Да, здесь имеют место потрясающая несправедливость, нищета, голод и несчастья. И где? На одном из богатейших континентов планеты Земля!
Александрийский Патриархат ведет миссионерскую деятельность уже 60 лет, начиная с Патриарха Мелетия (Метаксакиса), первого Предстоятеля Александрийской Церкви, который понял, что у африканского континента есть будущее. Так, при нем были основаны первые митрополии в Южной Африке, а затем при следующих патриархах в Дар-эс-Саламе в Танзании основывается Кенийская митрополия. Я на личном опыте знаю, что такое трудности и несправедливость, а потому всегда стараюсь помочь... Очень важно, чтобы все знали: Африка континент, страдающий от несправедливости, поскольку сильные мира сего не захотели помочь африканцам обрести свой путь.
Несколько дней назад Вы, Ваше Блаженство, вернулись из пастырской поездке по Йоханнесбургской митрополии, которую посетили по случаю 100-летнего юбилея греческой общины Йоханнесбурга и 80-летия основания Йоханнесбургской митрополии. Расскажите нам об этом, поделитесь теми чувствами, которые Вы пережили во время Вашего визита в Южную Африку.
В Южной Африке проживает большая часть нашей паствы. Каждый год я непременно посещаю этот регион. Мы праздновали 100-летие основания греческой общины святых Константина и Елены на центральном приходе, а также 100-летие Благовещенского прихода в Претории. Потом я посетил Дурбан, где мы освятили храм святителя Николая. Затем я проехал две с половиной тысячи километров и оказался в Порт-Элизабете, где мы праздновали 50 лет открытия прихода и 40 лет основания Кейптаунской митрополии. Во главе как Йоханнесбургской, так и Кейптаунской епархий стоят замечательные архиереи кипрского происхождения, насельники Киккского монастыря, митрополиты Йоханнесбургский Серафим и Кейптаунский Сергий. Мне было особенно радостно оказаться рядом с ними. В этой поездке меня сопровождал митрополит Мемфисский Павел, который на протяжении 30 лет окормлял Йоханнесбургскую митрополию.
Южная Африка прекрасная страна, утопающая в зелени, богатая минеральными ресурсами, но, к сожалению, сейчас возникла серьезная проблема, которой не существовало ранее, это межплеменные столкновения, имевшие место, в частности, и во время моего визита.
Как Вы оцениваете диалог с Католической Церковью, исходя из того факта, что Александрийская Церковь, основанная апостолом Марком, неоднократно играла значительную роль в межхристианских отношениях, когда, например, Ваш предшественник был приглашен рассудить спор между Патриархами Ветхого и Нового Рима?
Разумеется, в титуле Александрийского Патриарха содержится именование "Судья". Все мы уважаем и любим наш Вселенский Патриархат, ведь Вселенский Патриарх является Патриархом нации. Я очень рад, что между грекоязычными Патриархатами существует единодушие. А для меня это еще важно и потому, что я происхожу с острова Крит, избранной дщери Вселенского Патриархата. Я верю в диалог, Его Всесвятейшество как первый из епископов и Предстоятель Нового Рима идет, чтобы дать целование любви Предстоятелю Рима Ветхого. Как известно, в начале христианской эры роль столпов играли Церкви Римская, Александрийская и Антиохийская. По прошествии лет Константинопольская и Иерусалимская Церкви также приобрели статус Патриархата. И таким образом формируется институт пентархии: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Сейчас осталось только четыре Патриархата, но я верю, что диалог должен продолжаться. Мы должны свидетельствовать о сокровище, которым обладаем и которое называется Православием. Мы не предадим, не откажемся от своих прав, но громко заявляем, что истина у нас, а потому мы не боимся диалога. Но, ведя диалог, мы всегда основываемся на вере в то, чему научили нас наши отцы, повторяя слова святителя Марка Евгеника: "Не отречемся от тебя, о любезное Православие".
Ваше Блаженство, некоторое время назад Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил о возрождении Русской Православной Церкви. В частности, Его Святейшество упомянул о сотнях монастырей, основанных в последние 15 лет, фондах, центрах и прочих значительных достижениях Русской Православной Церкви. Думаю, что Вы, Ваше Блаженство, имели бы право оценить тот путь, которым шествует Русская Церковь, ведь в течение целых десяти лет Вы несли там свое послушание в качестве епископа Киринского.
Действительно, часть своей жизни целых десять лет я провел в России. Но кто стал тому причиной? Мой любимый святой преподобный Серафим Саровский, которого я и молил познакомить меня со святой русской землей. Я приехал в Одессу в 1985 году и жил там до 1995 года. В то время я и познакомился с тогдашним митрополитом Таллинским и всей Эстонии, а ныне Патриархом Московским и всея Руси Алексием. С тех пор нас связывает духовная дружба, поэтому я люблю его, ценю, и недавно, спустя двенадцать лет после нашей последней встречи, посетил Его Святейшество с официальным визитом. Мне представилась возможность поговорить с ним как раньше, потому что я знаю русский язык, и увидеть вблизи возрождение Русской Церкви. Но начиналось оно еще тогда, когда я находился в Одессе, с празднования 1000-летия Крещения Руси, и лишь потом постепенно стало набирать силу. Только в одной Москве открылось 560 церквей. Я лично пережил тот суровый период, очень трудные дни, но видел, что свет Православия никогда не угасал, потому что православная вера вошла в плоть и кровь русского народа. В освященной русской земле, прославленной подвигами тысяч новомучеников, поднимается из пепла живая Церковь, воскрешает былые обычаи, неся миру евангельское благовестие.
С давних пор у нашего Патриархата и Русской Православной Церкви существует традиция обмена представителями. Так, в Москве несет послушание епископ Киринский Афанасий, а в Каире игумен Леонид (Горбачев). Существование подворий уже много сотен лет свидетельствует о дружеских связях между Александрией и Москвой, особенно в экономически трудные периоды нашей истории, когда Патриархи приезжали в Россию просить помощи.
Я желаю всему русскому народу всегда сохранять в своих сердцах благочестие и благоговение, которому они научись от своих бабушек и дедушек.
Ваше Блаженство, расскажите нам о Вашей поездке в Западную Африку.
Наша африканская паства насчитывает в Западной Африке более 400 тысяч человек. Это мой первый визит в этот регион. В программе посещение Берега Слоновой Кости, Либерии, соседних стран, таких как Сьерра-Леоне. Приведу один пример. В этой стране действует небольшой протезный завод, где изготавливают протезы рук и ног, которые один клирик святой жизни, отец Фемистоклис Адамопулос, проходящий свое служение в Либерии и Сьерра-Леоне, раздает изувеченным в результате подрыва на минах людям. Причем не только взрослым, но и искалеченным детишкам, чтобы те смогли выучиться какому-нибудь ремеслу, а не волочиться в буквальном смысле этого слова беспомощно по земле. За то, что делает Церковь этим людям, мы не ожидаем вознаграждения. Мы никогда не занимаемся пропагандой, но находимся рядом с теми, кто нуждается в нашей посильной помощи. Люди прекрасно знают, что наша Церковь не располагает большими финансовыми ресурсами, но когда они знакомятся с нами, то приходят к нам, потому что находят у нас то, чего ищут их сердца: любовь, любовь, любовь!!!
Беседовал Эмилий Полигенис, директор агентства церковных новостей "Ромфэа" (Греция). Перевод с греческого Анатолия Чурякова.
Источник: Патриархия.ru