Мятежный владыка Диомид испытал церковную вертикаль власти на прочность
Подвергая дисциплинарному ВЗЫсканию епископа Анадырского и Чукотского Диомида, высшие клирики Русской православной церкви вряд ли ожидали, что этот, казалось бы, сугубо внутренний вопрос вызовет такую бучу в миру. И уж тем более не предполагали, что заблудший владыка предстанет в глазах части православной общественности выразителем чаяний "народа церковного", страдальцем и мучеником во Христе. Однако мятежный епископ Диомид, которого ранее за пределами его далекой епархии мало кто знал, даже из числа людей воцерковленных, в последние дни превратился в своего рода superstar, если, конечно, так можно выразиться об архипастыре.
С легкой руки СМИ "дело Диомида" стало новостью N 1 среди вопросов, обсуждавшихся на недавнем Архиерейском соборе. Всколыхнулся Интернет. Сетевое "братство блогов" выступило с призывом повсеместно тиражировать в Сети прокламацию мятежного "начальника Чукотки", претенциозно озаглавленную "Ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви". В поддержку Диомида среди мирян собираются подписи. Создается некий общественно-религиозный совет "В защиту чистоты православия и епископа Диомида". "Чукотским казусом" заинтересовались и политики. "Союзник ли коммунистам владыка Диомид? " задается, к примеру, вопросом в своем блоге Семен Борзенко из санкт-петербургского горкома КПРФ. И приходит к выводу, что, увы, этот "монархист, изоляционист и ретроград" товарищам не союзник, но, "возможно, он, бунт этот, заставит не вовлеченную в церковный бизнес православную общественность сделать важный шаг прямое осуждение капитализма как социально-экономического строя". "Поддержка епископа Диомида как со стороны крайне правых, так и крайне левых радикалов и откровенных националистов производит странное впечатление и не может не наводить на размышления о том, что вокруг этого дела идут не имеющие отношения к церковной жизни спекуляции", заявил "Итогам" руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский. На вопрос, кому это выгодно, отец Владимир ответить затруднился, предположив, что злоумышляющих против единства церкви стоит искать прежде всего среди тех, кому нужны ослабление РПЦ и ее раскол. Кстати, в кулуарах собора циркулировал слух, что к "антиобщественной деятельности" чукотского владыки якобы причастен некий фонд, финансируемый чуть ли не ЦРУ
Если послушать адептов Диомида, то раскол РПЦ неминуем, и его масштабы могут быть сравнимы с историческим разделением православной Руси на никониан и староверов. Но на дворе все же не XVII век, и раскольническим пророчествам вряд ли суждено сбыться. Призывы спасаться сатанинских искушений в лесах и пещерах, отрекаться от "отмеченных диавольским знамением" паспортов и мобильников, широкой популярности, скорее всего, не найдут. Да и епископ Диомид не протопоп Аввакум. В его обращениях, которые, судя по определению Архиерейского собора, "нарушили мир в Церкви, смутили верующих, явившись для них соблазном, а также вызвали недоумения у внешних", не содержится никаких духовных откровений, способных поколебать духовное единство РПЦ.
При всей своей корпоративности и забюрократизированности Московская патриархия является достаточно толерантным институтом, допускающим весьма широкое толкование деликатных вопросов церковной политики и веры. В лоне РПЦ вполне уживаются как сторонники гармоничного взаимодействия с властью и иными конфессиями, так и ортодоксы-изоляционисты. Консервативные взгляды Диомида разделяют немало священников, в том числе и иерархов. На близких позициях стоял, например, покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), в 90-е годы рьяно выступавший против "богомерзкой демократической власти" и прозелитизма. Однако об угрозе раскола, а тем более оргвыводов в отношении иерарха, отклонившегося от генеральной линии РПЦ, речь тогда не заходила.
В чем же причины нынешней резкой реакции церковного руководства на казус Диомида? "Нет ничего плохого в том, чтобы священник высказывал свое мнение по тем или иным проблемам, связанным с внутрицерковной жизнью, говорит Владимир Вигилянский, и к епископу Диомиду не было бы никаких претензий, если бы не его категоричность. Когда священник начинает клеветать и лгать в адрес Священноначалия, давать оценки, делать выводы, призывает осудить действующую власть, демократию, апеллируя при этом к нецерковным структурам, и ставит нецерковные задачи перед Церковью, то последняя должна высказать свое мнение. Ибо такая деятельность ведет к расколу, к вражде между паствой. Полтора года мы терпели, ждали, посылали туда епископов, духовников монастырей, которые увещевали епископа Диомида, но тщетно".
Идеологическое диссидентство чукотского епископа священноначалие РПЦ, возможно, терпело бы и дальше. Но посягательства на вертикаль церковной корпорации не могли остаться без последствий. Диомид потребовал ликвидации одной из ключевых структур РПЦ Отдела внешних церковных связей, возглавляемого правой рукой патриарха митрополитом Кириллом. Настойчивые же напоминания епископа о необходимости созыва Поместного собора, не собиравшегося с 1990 года, поставили под угрозу сами устои сложившегося церковного управления и тщательно оберегаемый принцип священноначалия. Руководство РПЦ не могли не раздражать и крамольные рассуждения иерарха об "антинародном" характере нынешней власти, с которой у патриархии сложились весьма плодотворные отношения.
Можно усомниться, что с точки зрения канонической все высказанное Диомидом подпадает под определение ереси, угрожающей церковным расколом. Судите сами: в самочинный раскол он не ушел, предстоятелем новой церкви себя не объявлял, с морально-нравственной точки зрения себя не опорочил. Но каким бы праведником ни был Диомид, ответственной должности духовного пастыря Чукотки он, по мнению руководства РПЦ, явно не соответствует.
Светская вертикаль власти такие вопросы решает просто. Для того чтобы снять губернатора, президенту достаточно подписать соответствующий указ что, собственно, и сделал Дмитрий Медведев, освободив "по собственному желанию" от этой должности Романа Абрамовича. В церковной же вертикали с решением кадровых проблем дело обстоит куда сложнее. Постоянно действующий Священный синод вправе лишь переместить епископа в другую епархию или отправить на покой по возрасту или болезни. Но случай с Диомидом требует нестандартных решений. Административный вопрос пришлось решать с помощью репрессивных церковных прещений.
Наложить на епископа взыскание, извергнуть из сана и запретить в священнослужении, может только высший орган иерархического управления РПЦ Архиерейский собор, наделенный правом рассматривать и выносить вердикты по делам о церковных правонарушениях архиереев. Разбирательство подобных дел требует соблюдения непростой канонической процедуры. Архиерейский собор вынес свое решение по делу Диомида, но процедурной стороной дела, видимо, в спешке пренебрегли.
Каноничность наложенных на чукотского владыку прещений, а главное, беспрецедентность такой меры как извержение из сана с отсрочкой исполнения ввергли в некоторое смущение многих лояльных священнослужителей РПЦ. А ревнитель канонов Диомид в обращении к патриарху не преминул указать, что решение об извержении из сана, принятое без его присутствия, является грубым нарушением 74-го Апостольского правила. Оно гласит: "Епископ, обвиняемый в чем-либо достойными доверия людьми, должен быть необходимо сам призван епископами; и когда предстанет [перед епископами], и признается, или обличен будет, да определится эпитимия /взыскание/. Если же был вызван, [но] не послушает, да прозовется вторично через посылаемых к нему двух епископов. Если же и так не послушает, да прозовется в третий раз через посылаемых к нему двух епископов. Если же и этого, не уважая, не предстанет: собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем решение, чтобы не думал, что можно что-то выиграть, бегая от суда". Прежде сложность и многоступенчатость этой процедуры отнюдь не мешала РПЦ в разбирательствах с проштафившимися иерархами. И еще недавно она была полностью соблюдена в отношении главы Сурожской епархии в Великобритании, решившего уйти под омофор Константинопольского патриархата.
Впрочем, препирательства на тему соблюдения канонических процедур вряд ли что-то изменят. Исполнение наказания отсрочено Архиерейским собором до покаяния, которое епископу предписано принести к ближайшему заседанию Священного синода. Последний соберется накануне дня памяти преподобного Сергия Радонежского, 18 июля. На нем и определится дальнейшая церковная судьба мятежного епископа.
В РПЦ считают маловероятным его окончательный уход в раскол и отрицают возможность явления некой альтернативной церкви "диомидианцев". Проведя последнюю службу, владыка "затворился" и практически не поддерживает связь с внешним миром. Источники в РПЦ дали понять, что дело все-таки идет к покаянию, и в этом случае предстоящий Священный синод, несмотря на дерзновенное нарушение прещения о запрете священнослужения, скорее всего, сохранит епископа в сане, отправив на покаяние в дальний монастырь. Чукотская епархия без окормления не останется. В патриархии сообщили, что назначенный временно исполняющим обязанности ее предстоятеля архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк уже прибыл с крестным ходом на Чукотку и принимает дела епархии. Его участники доставили в Анадырь Афонский список чудотворной иконы Божией Матери и другие православные святыни. Хор Хабаровской духовной семинарии примет участие в богослужениях в храмах города и даст концерт для мирян. С такой мощной поддержкой чукотская ересь, несомненно, будет искоренена.
Источник: Итоги