ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Павел Любимцев: "У меня мрачных прогнозов нет: книги будут печатать и это не прекратится"

Валерия Гончарова :: 08 июля 2008

Мэтр российской журналистики Владимир Кириллович Молчанов назвал его "Лучом света в луже грязи". Весьма образно и справедливо. Действительно, на российском телевидении трудно найти похожего на него ведущего популярных программ – обаятельного, интеллигентного, остроумного, вещающего на хорошем, грамотном русском языке. Да, именно таков Павел Любимцев – заслуженный артист России, профессор театрального института имени Щукина, обладатель двух телевизионных премий "ТЭФИ", победитель Третьего Всероссийского конкурса работников электронных СМИ "За образцовое владение языком в профессиональной деятельности". Более четверти века он работает чтецом в Московской филармонии, и хотя на выступлениях артистов – чтецов залы никогда не пустуют, все же этот, некогда весьма популярный, вид искусства мало знаком большинству россиян.

Корреспондент портала "Православная книга России" попросил Павла Евгеньевича "приоткрыть завесу тайны" и поделиться своими знаниями об истории жанра, а также своими взглядами на отдельные проблемы современного общества.

– Уважаемый, Павел Евгеньевич, Вы – лауреат нескольких конкурсов артистов-чтецов. В нашей стране Вы – один из немногих, кто хорошо знает историю этого жанра, в скором времени выходит в свет ваша книга "Очерки истории художественного чтения", поделитесь с читателями нашего портала информацией о конкурсах артистов-чтецов, об истории художественного чтения в России и о вашей книге.

Павел Любимцев– Я принимал участие в двух конкурсах артистов-чтецов, которые принесли мне лауреатство. Они проходили в восьмидесятые годы прошлого столетия, в период последнего всплеска интенсивности в работе секции артистов – чтецов Московского дома актера ВТО на Пушкинской площади, под председательством Сергея Юрьевича Юрского, который стал инициатором проведения трех чтецких конкурсов. В 1984 году прошел конкурс, посвященный 175-летней годовщине со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В 1987 году конкурс, приуроченный к 150-летию памяти Александра Сергеевича Пушкина, и в 1990 году конкурс, посвященный столетнему юбилею Бориса Леонидовича Пастернака. Хотя при организации первого конкурса Юрский сильно сомневался, удастся ли его провести, будет ли это хорошо по профессиональному уровню и наберется ли достаточное количество участников. Ведь Гоголь – сложный автор, даже для выучивания; тем не менее участников первого конкурса было очень много, они приехали со всего Советского Союза. Из всех трех конкурсов артистов-чтецов гоголевский был самым богатым по результатам, на нем прозвучали очень яркие работы.

В числе тех, кто стал лауреатом, был и я. Мне присудили третью премию. На следующем Пушкинском конкурсе я получил вторую премию, хотя на этом конкурсе первой премии не было вообще, а было шесть вторых премий, что меня немного смущало. Ведь это значит: мало того, что лучшей работы нет, из вторых тоже нельзя выбрать двоих, а нужно обязательно давать премии шести участникам. К сожалению, третий конкурс внятных результатов не дал. Председателем жюри первых двух конкурсов номинально значился Михаил Иванович Царев. Он был на открытии конкурса, на заключительном концерте и вручал лауреатские дипломы и премии. Но, конечно, душой всех конкурсов был Сергей Юрьевич Юрский, официально числившийся заместителем председателя жюри конкурса. По его инициативе и с помощью правления старого Дома актера, которым уже руководила Маргарита Александровна Эскина, были проведены эти конкурсы. Пресса о них, конечно, писала, но вообще-то СМИ уделяют чтецам мало внимания. Хотя взлеты популярности чтецкого искусства в нашей стране, безусловно, были.

Родоначальником этого дела был Александр Яковлевич Закушняк. И через год с небольшим чтецкое искусство будет праздновать свое столетие! Потому что в 1910 году в Одессе Закушняк впервые начал проводить вечера так называемого "интимного чтения". Следовательно, в 2010 году художественное чтение как искусство отметит столетний юбилей. Но в начале прошлого века Закушняк был один. Он придумал такую форму выступления и имел колоссальный успех, давая 90 концертов в сезон. Как человек, у которого бывало такое же количество концертов, могу сказать, что это очень большая нагрузка. У Александра Яковлевича был широкий всероссийский успех. Так продолжалось четыре года до начала первой мировой войны, когда Закушняк ушел воевать, и в его творчестве наступил перерыв. После окончания первой мировой и гражданской войн Александр Яковлевич снова работал в театре. Несмотря на довоенную популярность, он начинал как провинциальный артист, а с 1918 по 1923 годы работал в разных театрах Москвы. В частности играл в "Первом театре РСФСР" у Мейерхольда, и у Федора Комиссаржевского. А в 1923 году Александр Яковлевич предложил наркому просвещения Анатолию Васильевичу Луначарскому идею вечеров рассказа. Луначарский очень горячо поддержал это начинание, и деятельность Закушняка стала частью плана ликвидации безграмотности. Умер Александр Яковлевич в 1929 году. Хотя он, несомненно, выступал на радио, его выступления шли в прямой эфир, и никаких аудиозаписей после него не осталось. Следом за Закушняком шли более молодые корифеи этого жанра, я назову только несколько имен, наиболее крупных мастеров: это Яхонтов, это Журавлев, это Кочарян, это Антон Шварц, это Каминка. В двадцатые и тридцатые годы в стране было время широкого интереса к искусству чтецов или как тогда говорили "рассказчиков" и наблюдался первый взлет чтецкого искусства, он был связан с тем, что страна стремилась к культуре. Быть некультурным человеком считалось неприлично, и это сознание было массовым. Именно тогда сформировались самые выдающиеся мастера этого жанра.

Второй взлет искусства чтецов в нашей стране, я бы сказал, менее интенсивный, приходится на послевоенные и пятидесятые годы. Наиболее яркими представителями этого жанра в Москве были Яков Михайлович Смоленский, Валерий Абрамович Токарев, Юрий Васильевич Мышкин, Ирина Лазаревна Чижова. Сейчас у меня выходит в свет книга "Очерки истории художественного чтения". Описать всю историю этого искусства в России очень трудно, это тяжелый и объемный труд, на который меня не хватило. Но написать очерки, касающиеся чтецов Москвы и Московской филармонии, я смог. Третий взлет этого вида искусства приходится на время, называемое в нашей истории: "Оттепель" – это вторая половина пятидесятых, шестидесятые, в меньшей мере семидесятые годы. В это время еще выступали чтецы первого и второго поколений, но уже появились мастера-"шестидесятники": Антонина Михайловна Кузнецова в Москве, Алексей Григорьевич Феофанов и Лев Михайлович Елисеев в Ленинграде и другие. Такова краткая история жанра. Я застал третий взлет на излете, в восьмидесятые годы прошлого столетия. Дальше для чтецкого искусства наступили не очень благоприятные времена, хотя сейчас на выступления актеров-чтецов снова собираются полные залы слушателей, как на периферии, так и в Москве. Но эти выступления имеют более камерный успех, на них собирается узкий круг зрителей, кроме того, их гораздо меньше. Мы продолжаем работать в школах, то есть, продолжаем ту линию ликвидации безграмотности, на которую когда-то благословил Закушняка Луначарский.

Павел Любимцев– Не считаете ли Вы, что сейчас у нашей молодежи наблюдается та же самая ситуация, которая происходила с их ровесниками в двадцатых годах прошлого века – сплошная необразованность и безграмотность?

– Конечно, считаю. Другое дело, что и сейчас есть среди молодежи люди, стремящиеся к знаниям и читающие книги, но их очень мало. Это один из показателей расслоения нашего общества. Как оно резко делится сегодня на богатых и бедных: есть не мало очень состоятельных и гигантская масса нищих. Точно так же в нашем обществе есть тонкий слой людей культурных и весьма образованных. И рядом с ними масса, которая не знает ничего ни о чем. Можно ли так жить? Ну, можно, наверное...

– Но Вы – умный образованный человек, может быть, у Вас есть какой-то рецепт, как устранить или хотя бы уменьшить эту всеобщую неграмотность?

– Бог с вами! Какой рецепт, если это тотальный процесс, в который втянута вся страна и не только наша. Это сложные процессы, которые идут достаточно объективно, иногда что-то меняется: бывают периоды подъема. Но в эпоху до перестройки и в период самой перестройки, люди много читали. Сейчас не читают, а в основном сидят в интернете, что гораздо менее полезно, даже если за компьютером сидит человек зрелый. Я считаю, что компьютер полезен зрелому человеку и вреден ребенку. Если бы дети не с таких "молодых ногтей" умели обращаться с компьютером, я думаю, пользы было бы больше. Научиться пользоваться компьютером – дело нехитрое, а для неокрепшего ума готовая информация, которая выдается методом тыка в соответствующую кнопку – это очень вредно. Это держит душу в лености, а как сказал поэт: "Не позволяй душе лениться!"

– Каковы Ваши прогнозы относительно печатных книг, Вы обрисовали достаточно мрачную картину для любителей чтения?

– Не могу сказать, что очень мрачную – книги печатают, и много. Другое дело, что среди них – океан макулатуры! Но хорошие книги тоже издают. Старые книги сегодня легко можно купить в букинистических отделах книжных магазинов, и они недорого стоят. Так что в этом смысле, у меня мрачных прогнозов нет: книги будут печатать и это не прекратится. Другой вопрос, что тиражи становятся маленькими, но может так оно и должно быть. Общество расслаивается и если книга выйдет тиражом в тысячу экземпляров, так может быть и не нужно тиража в тридцать тысяч.

– Каковы Ваши литературные пристрастия?

– Они очень традиционны, я люблю классическую литературу. Думаю, будет очень не оригинально, если скажу, что люблю Пушкина, Льва Толстого, Достоевского, Булгакова, Чехова. Крупных западных писателей я тоже люблю. У меня нормальные вкусы, без особого интеллектуализма.

– В ваших передачах "Путешествия натуралиста" и "Городское путешествие" Вы поражаете зрителей огромным объемом информации поданной в легкой и доступной форме. Вся подготовка в передаче "Путешествия натуралиста" ложилась на ваши плечи, есть ли какое-нибудь существенное отличие в подготовке передачи "Городское путешествие"?

Павел Любимцев– В передаче "Путешествия натуралиста" я был, как говорится: "И швец, и жнец, и на дуде игрец": сам писал закадровые тексты, и готовил все сам, и таскал за собой чемоданы литературы, а редакторы иногда подбирали мне справки, которые в большой мере мною не использовались.

В отличие от "Путешествий натуралиста", в передаче "Городское путешествие" у меня есть автор сценария – Мария Кочетова и редактор Татьяна Посеряева. Они готовят мне материалы. Мы обсуждаем темы, что-то я вношу свое, что-то мне приходит на память, что называется "к слову", если говорить о каких-то цитатах. Это, конечно, облегчает жизнь. Вообще те комплименты, которые вы мне произнесли, имеют под собой очень простую подоплеку – у меня хорошая память. Это главный талант, который я называю "от Бога". Я не могу назвать себя энциклопедически образованным человеком, это я впечатление такое произвожу. Иногда мне приходит в голову, что следует сказать в тот или иной момент. Например, мы снимали фрагмент программы, которая должна была выйти в эфир ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина. Довольно большой кусок программы получился Питерским. Мы снимали Царскосельский лицей и Черную речку – место дуэли поэта, где он был смертельно ранен. В финале передачи я стоял возле памятного знака, у меня был подготовлен материал об обстоятельствах роковой дуэли и ещё какие-то дополнительные факты. (Сейчас все любят совершать какие-то исторические или литературоведческие "открытия", зачастую не стоящие гроша медного!). Но во время съемки я вдруг понял, что не нужно давать подготовленную информацию и просто прочитал отрывок из стихотворения Пушкина "Андре Шенье":

"Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,

Храните рукопись, о други, для себя!

Когда гроза пройдет, толпою суеверной

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимый и сяду между вами,

И сам заслушаюсь, и вашими слезами

Упьюсь ... и, может быть, утешен буду я..."

Почему-то эмоционально мне понадобилось именно это стихотворение.

– Как Вам удалось сохранить такую чистоту речи, в ней совершенно отсутствуют вульгаризмы, жаргонизмы и слова-паразиты?

– Когда с эстрады или с телеэкрана общаешься с огромной аудиторией, то как же можно себе такое позволить?! Естественно, нужно говорить грамотно.

– Но подавляющее большинство телеведущих не только пренебрегают этим, а даже иногда бравируют употреблением забористых словечек...

– Мне не важно, как поступают все, для меня важно как поступаю я.

– А среди своих многочисленных учеников Вы воспитываете такое же бережное отношение к русскому языку?

– Что значит "воспитываете"?! Я с ними разговариваю так же, как разговариваю в повседневной жизни. Стараюсь, чтобы они не употребляли выражения: "Ну, типа того...". Стараюсь, чтобы не говорили слова, значения которых не знают. Например, сейчас широко употребляется слово "задумка" в значении "замысел". Когда-то давно мой учитель Яков Михайлович Смоленский объяснил мне, что в русском языке слова "задума" и "задумка" употреблялись для обозначения странного человека, который прибывает в состоянии постоянной задумчивости. А если человек хочет сказать, что он задумал нечто, то нужно говорить: "замысел". Надеюсь, таким образом, мои ученики разовьют в себе способность говорить грамотно.

– Спасибо Вам, за интересную и познавательную беседу!

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама