ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь не против браков с неправославными

09 июля 2008

Месяц назад, 9 июня, "КП" напечатала "Прямую линию" с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (см. бумажную версию газеты и сайт kp.ru). После публикации редакция стала получать новые вопросы для отца Всеволода Чаплина. Мы публикуем ответы на некоторые из них.

О святых таинствах

Ольга:

– Разве можно причащаться без исповеди? В некоторых церквях батюшки разрешают причастие без исповеди и прочтения молитв ко причастию.

– Современная традиция русской церкви предполагает исповедь перед причастием. Хотя в некоторых местах, там, где священники хорошо знают своих прихожан и знают, какова их жизнь, допускают к причастию людей без исповеди в день таинства или накануне. В большинстве других православных церквей мира обязательной исповеди перед причастием нет, как не было ее в этих случаях и в древней церкви. Но, к сожалению, это привело к практическому отмиранию исповеди во многих местах. То же самое происходит у католиков.

Об идолах и иконах

– Должен ли человек молиться на иконы? Не является ли это идолопоклонничеством?

– Изображения в Библии допускаются. В свое время Господь сам повелел красить скинию, то есть ветхозаветное молитвенное сооружение, изображениями херувимов. И уже в самые первые века христианской истории верующие изображали Господа Иисуса Христа, мучеников и других святых, чтобы при молитвенном обращении к ним видеть их лик. Мы поклоняемся не самой иконе, а тому, кто на ней изображен – Господу, Божией Матери, святым. И икона изображает то преображенное состояние человека, которое он приобретает в царствии небесном. Вот почему икона есть, по известному выражению, "богословие в красках".

О венчании

Виктория М.:

– Я вышла замуж за мусульманина, сама православная. Я читала, что женщина, состоящая в гражданском браке с мусульманином, не может исповедоваться и участвовать в Святых Таинствах. Это так?

– Церковь уважает и не считает блудным сожительством брак между православной и нехристианином. Церковь не освящает такой брак венчанием. Но согласно документу "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" "нахождение в браке с человеком другой веры не должно быть препятствием для участия в церковных таинствах". Хотя основы социальной концепции нашей церкви говорят, что отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Татьяна:

– У меня есть любимый человек. Мы хотим обвенчаться. Я являюсь православной, он крещен в апостольской церкви(*). И он был ранее венчан в этой церкви без официальной регистрации брака. Есть ли у нас возможность венчаться в православной церкви?

– Венчание в этой общине не является формальным препятствием для венчания в православной церкви. Но то, что там его обвенчали без регистрации брака, уже говорит о низкой ответственности и того, кто венчал, и тех, кто венчался. В православной церкви не может быть обвенчан человек, состоящий в другом браке – гражданском, регистрированном в загсе, или церковном. Для этого нужно получить развод.

О жизни, смерти, эвтаназии

Куприян:

– Подскажите, как церковь относится к эвтаназии и самоубийству? Есть ли исключения? И почему человек не вправе сам решать, когда ему жить и когда умирать?

– Человек не сам дал себе жизнь, и он не должен пренебрегать Божьим даром жизни. Эвтаназия – это грех, в котором соединяются убийство и самоубийство. Конечно, иногда не стоит искусственно при помощи различных технических ухищрений поддерживать жизнь в человеке, который страдает и точно скоро умрет. А тем более в человеке, у которого душа уже, возможно, покинула тело, но тело проявляет некоторые признаки жизни. Но соучаствовать в самоубийстве или совершать его – это всегда грех. Есть еще одна серьезная нравственная проблема. Сегодня людей чуть ли не подталкивают к эвтаназии. Врачи, родственники навязывают человеку мысль о том, что его лечение слишком дорого стоит, что он создает слишком много проблем. А это уже абсолютно безнравственное давление на личность.

Анатолий:

– Почему человека, лишившего жизни другого человека или людей, можно отпевать в церкви, хоронить на кладбище, а лишившего себя жизни – нет?

– Любой грех Господь может простить, если человек раскаивается в нем. Но покаяние возможно лишь до того, как человек покинет этот мир. Понятно, что оно невозможно для самоубийцы.


* СПРАВКА "КП"

Армянская апостольская церковь – древнейшая из православных церквей. От нашей традиционной церкви отличается тем, что не приемлет никакие новые догматы.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама