ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Право на позицию

Игумен Филарет (Булеков) :: 10 июля 2008

Русская православная церковь сформулировала основы учения о достоинстве, свободе и правах человека. Соответствующий документ принят прошедшим 24-29 июня в Москве Архиерейским собором, высшим органом иерархического управления Церкви.

Принятие церковного документа по правам человека – важный шаг в развитии социального учения Православной церкви (его основы были обнародованы в 2000 г. ). Тем самым разрушены как минимум два распространенных стереотипа: что Православная церковь не имеет никакого отношения к теме прав человека и что Церковь – "против прав человека".

В документе сказано: "С точки зрения Православной церкви, политико-правовой институт прав человека может служить благим целям защиты человеческого достоинства и содействовать духовно-нравственному развитию личности". Таким образом, Церковь рассматривает принцип прав человека как один из социальных регуляторов. Но отнюдь не единственный и даже не самый главный.

Здесь и заключается основное разногласие со светским правозащитным сознанием. Ибо для Церкви существующая концепция прав человека не является аксиомой, а тем более абсолютной истиной. Напротив, Церковь указывает на то, что эта концепция прошла историческую эволюцию.

Однако – что наиболее важно – Церковь принимает эту концепцию как данность, как важнейший элемент международного права и работает с ней. При этом Церковь не ставит перед собой задачу комментировать или критиковать отдельные международные документы по правам человека, созданные и принятые в разных исторических обстоятельствах (такие, например, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1953 г. ). Она работает именно с базовыми понятиями этой концепции, прежде всего с понятиями достоинства и свободы, которые имеют христианские корни.

Очевидно, что далеко не всем понравится, что Церковь активно включается в дискуссию по правам человека. Можно предвидеть, что одной из реакций на церковный документ о правах человека будет привычное: "Не лезьте не в свое дело – занимайтесь спасением душ в общинах верующих!" Есть и другое распространенное убеждение: "Права человека направлены на обеспечение мира и справедливости в обществе. Если же начать раскачивать сложившиеся нормы, тем более привнося религиозный аспект, то следствием станет дестабилизация сложившегося в европейских странах миропорядка".

Слыша такие голоса, невольно задаешься вопросом: а на каком основании Церкви отказывают в праве высказываться по тем вопросам, которые находятся в центре общественной дискуссии? Как это согласуется с самой концепцией прав человека?

Конечно, документ, принятый Архиерейским собором, прежде всего церковный. Он и не может быть другим. Было бы странным, если бы Церковь пыталась в этой дискуссии выступать как "светская сила" , следуя секулярной, безрелигиозной логике. И ценным в данном случае является именно то, что Церковь честно и откровенно заявляет свое видение и свою позицию, опираясь и в истолковании прав человека, и в оценке их реализации в современной общественной практике на религиозные основания, на христианское вероучение и вытекающую из него христианскую этику.

В чем главная особенность церковного понимания прав человека? В понимании роли и места нравственных ценностей в жизни современного общества.

Секулярное сознание главное ударение ставит на свободе индивидуального выбора, принципиально не интересуясь содержанием этого выбора – мировоззренческим, этическим, эстетическим и т. д. Церковь же по определению не может игнорировать содержание свободного нравственного выбора. Для нее нравственность связана с вечным спасением человека. Отсюда серьезная обеспокоенность Церкви отсутствием морального консенсуса в современных обществах.

Обращаясь к теме прав человека, Церковь напоминает о том, что многими сегодня почти забыто: еще в недавнем прошлом в основополагающих документах по правам человека это представление об общественной морали присутствовало. Так, например, во Всеобщей декларации прав человека говорится: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29, 2).

Есть и другая проблема, которую не может обойти Церковь. О ней говорил на Архиерейском соборе митрополит Кирилл: "Возникающая во многих странах и обществах ситуация чревата, как кажется, весьма опасными последствиями, ибо противоречащие Евангелию подходы к морали закрепляются в законодательстве, а значит, могут быть навязаны верующим силой закона". Для Церкви важны не только формулировки в общепринятых правозащитных документах, но и практика их реализации в обществе.

За примерами далеко ходить не надо: возьмем регистрацию однополых союзов. Конечно, никому, в том числе и верующему христианину, нельзя навязать силой такой союз. Но внедрять в сознание детей в государственных школах представление о том, что это – такая же норма, как и традиционный брак, а потому не противоречит нравственности, вполне возможно.

Включаясь в общую дискуссию, Церковь предлагает свою классификацию прав человека. Высшая ценность – человеческая личность в ее позитивном развитии, а потому первичны право на жизнь, свобода совести, слова, творчества, право на образование. В свою очередь, права гражданские, политические, социально-экономические призваны создавать условия для совершенствования личности.

Документ касается и вопроса о так называемых коллективных, или групповых правах. Это вопрос дискуссионный, по нему нет консенсуса ни в среде специалистов, ни в обществе. Но Церковь есть именно своеобразный "коллектив" , сообщество людей, разделяющих общие убеждения. Индивидуальная свобода для нее не менее важна, потому что только свободная вера может привести к спасению. И поэтому Церковь предлагает стремиться к балансу, обращая внимание на необходимость видеть единство и взаимосвязанность индивидуальных и коллективных прав человека.

Главная же идея связана с нравственным измерением прав человека. Ибо с церковной точки зрения формальные права не могут быть социальным регулятором: "Духовный опыт Церкви свидетельствует, что напряженность между индивидуальными и общественными интересами может быть преодолена тогда, когда права и свободы человека согласуются с нравственными ценностями".

Предлагая свое толкование прав и свобод человека, основанное на религиозных представлениях, Церковь вступает как полноправный участник в ту живую дискуссию, которая ведется на национальном и международном уровнях и, собственно, как раз и является причиной постоянной эволюции самой концепции прав человека. Это включение Церкви, как и других религиозных сообществ, отражает настоящий этап этой эволюции. Ибо сегодня обсуждение прав человека не может происходить только в "секулярном, безрелигиозном пространстве". Особенно учитывая, что большинство жителей нашей планеты все-таки являются людьми религиозными.

Надеюсь, что этот документ будет воспринят правозащитным сообществом, включая такие авторитетные международные организации, как Совет Европы, как шаг навстречу в диалоге с религиозными сообществами, шаг союзников в деле защиты прав и достоинства человека.

Источник: Ведомости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама