ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Право на позицию

Игумен Филарет (Булеков) :: 10 июля 2008

Русская православная церковь сформулировала основы учения о достоинстве, свободе и правах человека. Соответствующий документ принят прошедшим 24-29 июня в Москве Архиерейским собором, высшим органом иерархического управления Церкви.

Принятие церковного документа по правам человека – важный шаг в развитии социального учения Православной церкви (его основы были обнародованы в 2000 г. ). Тем самым разрушены как минимум два распространенных стереотипа: что Православная церковь не имеет никакого отношения к теме прав человека и что Церковь – "против прав человека".

В документе сказано: "С точки зрения Православной церкви, политико-правовой институт прав человека может служить благим целям защиты человеческого достоинства и содействовать духовно-нравственному развитию личности". Таким образом, Церковь рассматривает принцип прав человека как один из социальных регуляторов. Но отнюдь не единственный и даже не самый главный.

Здесь и заключается основное разногласие со светским правозащитным сознанием. Ибо для Церкви существующая концепция прав человека не является аксиомой, а тем более абсолютной истиной. Напротив, Церковь указывает на то, что эта концепция прошла историческую эволюцию.

Однако – что наиболее важно – Церковь принимает эту концепцию как данность, как важнейший элемент международного права и работает с ней. При этом Церковь не ставит перед собой задачу комментировать или критиковать отдельные международные документы по правам человека, созданные и принятые в разных исторических обстоятельствах (такие, например, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1953 г. ). Она работает именно с базовыми понятиями этой концепции, прежде всего с понятиями достоинства и свободы, которые имеют христианские корни.

Очевидно, что далеко не всем понравится, что Церковь активно включается в дискуссию по правам человека. Можно предвидеть, что одной из реакций на церковный документ о правах человека будет привычное: "Не лезьте не в свое дело – занимайтесь спасением душ в общинах верующих!" Есть и другое распространенное убеждение: "Права человека направлены на обеспечение мира и справедливости в обществе. Если же начать раскачивать сложившиеся нормы, тем более привнося религиозный аспект, то следствием станет дестабилизация сложившегося в европейских странах миропорядка".

Слыша такие голоса, невольно задаешься вопросом: а на каком основании Церкви отказывают в праве высказываться по тем вопросам, которые находятся в центре общественной дискуссии? Как это согласуется с самой концепцией прав человека?

Конечно, документ, принятый Архиерейским собором, прежде всего церковный. Он и не может быть другим. Было бы странным, если бы Церковь пыталась в этой дискуссии выступать как "светская сила" , следуя секулярной, безрелигиозной логике. И ценным в данном случае является именно то, что Церковь честно и откровенно заявляет свое видение и свою позицию, опираясь и в истолковании прав человека, и в оценке их реализации в современной общественной практике на религиозные основания, на христианское вероучение и вытекающую из него христианскую этику.

В чем главная особенность церковного понимания прав человека? В понимании роли и места нравственных ценностей в жизни современного общества.

Секулярное сознание главное ударение ставит на свободе индивидуального выбора, принципиально не интересуясь содержанием этого выбора – мировоззренческим, этическим, эстетическим и т. д. Церковь же по определению не может игнорировать содержание свободного нравственного выбора. Для нее нравственность связана с вечным спасением человека. Отсюда серьезная обеспокоенность Церкви отсутствием морального консенсуса в современных обществах.

Обращаясь к теме прав человека, Церковь напоминает о том, что многими сегодня почти забыто: еще в недавнем прошлом в основополагающих документах по правам человека это представление об общественной морали присутствовало. Так, например, во Всеобщей декларации прав человека говорится: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29, 2).

Есть и другая проблема, которую не может обойти Церковь. О ней говорил на Архиерейском соборе митрополит Кирилл: "Возникающая во многих странах и обществах ситуация чревата, как кажется, весьма опасными последствиями, ибо противоречащие Евангелию подходы к морали закрепляются в законодательстве, а значит, могут быть навязаны верующим силой закона". Для Церкви важны не только формулировки в общепринятых правозащитных документах, но и практика их реализации в обществе.

За примерами далеко ходить не надо: возьмем регистрацию однополых союзов. Конечно, никому, в том числе и верующему христианину, нельзя навязать силой такой союз. Но внедрять в сознание детей в государственных школах представление о том, что это – такая же норма, как и традиционный брак, а потому не противоречит нравственности, вполне возможно.

Включаясь в общую дискуссию, Церковь предлагает свою классификацию прав человека. Высшая ценность – человеческая личность в ее позитивном развитии, а потому первичны право на жизнь, свобода совести, слова, творчества, право на образование. В свою очередь, права гражданские, политические, социально-экономические призваны создавать условия для совершенствования личности.

Документ касается и вопроса о так называемых коллективных, или групповых правах. Это вопрос дискуссионный, по нему нет консенсуса ни в среде специалистов, ни в обществе. Но Церковь есть именно своеобразный "коллектив" , сообщество людей, разделяющих общие убеждения. Индивидуальная свобода для нее не менее важна, потому что только свободная вера может привести к спасению. И поэтому Церковь предлагает стремиться к балансу, обращая внимание на необходимость видеть единство и взаимосвязанность индивидуальных и коллективных прав человека.

Главная же идея связана с нравственным измерением прав человека. Ибо с церковной точки зрения формальные права не могут быть социальным регулятором: "Духовный опыт Церкви свидетельствует, что напряженность между индивидуальными и общественными интересами может быть преодолена тогда, когда права и свободы человека согласуются с нравственными ценностями".

Предлагая свое толкование прав и свобод человека, основанное на религиозных представлениях, Церковь вступает как полноправный участник в ту живую дискуссию, которая ведется на национальном и международном уровнях и, собственно, как раз и является причиной постоянной эволюции самой концепции прав человека. Это включение Церкви, как и других религиозных сообществ, отражает настоящий этап этой эволюции. Ибо сегодня обсуждение прав человека не может происходить только в "секулярном, безрелигиозном пространстве". Особенно учитывая, что большинство жителей нашей планеты все-таки являются людьми религиозными.

Надеюсь, что этот документ будет воспринят правозащитным сообществом, включая такие авторитетные международные организации, как Совет Европы, как шаг навстречу в диалоге с религиозными сообществами, шаг союзников в деле защиты прав и достоинства человека.

Источник: Ведомости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама