Современная культура похожа на древний храм, стены которого когда-то были расписаны чудесными фресками, но ближе к нашему времени их покрыли мощным слоем штукатурки, так, что росписи не видно. Элита целых народов строит самоидентификацию, сознательно отрицая Бога, уходя от него. Нет народов, покинутых Богом, зато сколько угодно покинувших Бога. Россия представляет собой храм, еще не застывший в мертвой самодовольной неподвижности; ее стенам стыдно за штукатурку, налепленную на них, время от времени стены сотрясаются, сбрасывая целые фрагменты. И тогда перед изумленными современниками открывается древняя, вечная красота...
Вот так и с нынешним праздником Днем семьи, любви и верности. В его основе лежит торжество в честь старинных русских святых Муромских князей Петра и Февронии. Трогательно-прекрасную и немного печальную историю их жизни донесла до наших дней древнерусская житийная повесть. Об исторических фактах в судьбе муромской четы известно очень мало. Предположительно, князь Петр правил городом в XIII веке. Его канонизировали вместе с супругой в 1547 году. Ныне мощи обоих святых находятся в Троицком монастыре Мурома. В православии фигуры святых Петра и Февронии всегда были значимыми, крупными; то, что нынешний День семьи вырос из ничего, из исторической натяжки, неправда. Повесть о Петре и Февронии ходила еще при последних Рюриковичах во множестве рукописных копий, да и православный мiр Российской империи не забыл любимых своих героев.
Их история жизненно необходима для нашего времени, когда идеал любви так страшно исказился, опошлился. Судьба Муромских святых, возлюбивших друг друга, представляет собой истинное "возвращение имен", реставрацию нормы, по сравнению с сегодняшней мутью.
Апостол Павел говорил: "Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а страдает истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится". В христианстве нет ничего выше веры и любви, везде шествующих рука об руку. Православный идеал любви требует от человека самоотверженной высоты духа: между карьерой и любовью, богатством и любовью, славой и любовью, мудростью и любовью следует всегда и неизменно выбирать любовь, чего бы это ни стоило.
Так и было в жизни святых Петра и Февронии. Князь взял в жены простолюдинку, поссорился со знатными людьми Муромской земли, не желавшими видеть над собой княгиню из рода бортников (добытчиков меда), и в конце концов лишился из-за своей любви престола. Но любви он все-таки остался верен, несмотря ни на что. Перед Петром стоял выбор, и он его сделал правильно. Тогда и его жена осталась при муже, всеми брошенном, отвергнутом собственными подданными, хотя ей предлагали лучшую жизнь. Перед Февронией стоял выбор, и она сделала его правильно.
А теперь представим себе аналогичную ситуацию в современности: многие ли мужчины рискнут лишиться нет, не престола, а, допустим, работы из-за любви к жене? Многие ли женщины рискнут остаться при нищем муже и не искать лучшей доли? О-ох, мне, грешному, пришло время напоминать о Петре и Февронии Муромских ежедневно, каждому, ибо наше время разучилось видеть в верности добродетель.
Не напрасно говорят, что браки заключаются на небесах. Венчаясь, муж и жена как будто протягивают нити между собой и Небом. Нормальный христианский брак рассчитан на любовь прочную, долгую, смиренную и всепрощающую. На то, что нити, соединяющие супругов и Бога, будут только крепнуть от времени. Поэтому в православном понимании развод или супружеская измена представляет собой нечто катастрофическое: со стоном рвутся нити, скрепляющие человека с тем, что намного выше него, взрываются звезды, гибнут планеты, рушится мир... Светская семья строится на желании удовлетворить телесную потребность и функционировании статей семейного права, ну, в лучшем случае, на близости интересов. Поэтому она столь непрочна. Христианская воздвигает между двумя людьми общую вселенную с небесным Отцом в зените. Поэтому она на порядок крепче.
День семьи в прессе уже начали называть "русским ответом дню святого Валентина" или "заменой дня влюбленных". Но это совсем не так. Заменить одно другим можно лишь в одном случае: если оба предмета находятся в единой реальности. А реальности в данном случае разные. День влюбленных имеет очень отдаленное отношение к двум раннехристианским мученикам, носившим имя Валентин. Известно послание одного из них, где он завещает простить и любить тех, кто его казнит. К современной "валентинке" это так же близко, как близка радуга к кофемолке. Нынешний "Валентинов день" гораздо родственнее древнеримским языческим празднествам, "волчьим торжествам" Луперкалиям. Он представляет собой великий профессиональный праздник торговцев сувенирной продукцией и, по совместительству, блистательную романтизацию блудного действия.
А воспоминание о святой Муромской чете принадлежит реальности совсем иного рода. Это не мимолетная связь, а состояние, в котором одновременная смерть обоих супругов видится великой милостью для них: "В то время, когда преподобная и блаженная Феврония... вышивала лики святых на воздухе для соборного храма Пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр... послал к ней сказать: "О сестра... Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Она же ответила: "Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь". Он во второй раз послал сказать: "Недолго могу ждать тебя". И в третий раз прислал сказать: "Уже умираю и не могу больше ждать!" Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого лик уже вышила, а мантию еще не докончила: и остановилась, и воткнула в воздух иглу свою и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру... что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии".
Крепка, как смерть, любовь...
Та истинная любовь, к которой следует постепенно возвращаться. И если новый праздник дарует возможность сделать шаг в эту сторону, значит, он благ. Очень надеюсь, что День семьи не превратится в обыденный "повод есть", не забудется, не выродится в политическое шоу. За семнадцать лет существования РФ это второй по-настоящему полезный, правильный и тепло принятый народом государственный праздник после Рождества Христова.
Источник: Радонеж