Летнее заседание Священного Синода Русской Православной церкви, традиционно проходящее в середине июля, накануне праздника преподобного Сергия Радонежского, отменено. В следующий раз для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политике представители Московского Патриархата соберутся только 2 сентября. Идея пропустить летнюю сессию вполне объяснима – опальному и лишенному сана епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду для раздумий и покаяния было отведено определенное время, либо в силу должно было вступить решение об извержении из его сана. И далее, вплоть до отлучения от Церкви.
Однако Диомид решил использовать эту ситуацию по-своему.
Напомним, что за подписью епископа Диомида и клириков его епархии было опубликовано несколько открытых писем и обращений. Фактически, речь идет о серии публичных выступлений, которые в течение последнего года распространялись через интернет и другие СМИ. В своих выступлениях Диомид обвиняет Русскую церковь и весь епископат, включая Патриарха, в "ереси экуменизма", а также во многих других "отступлениях от чистоты православия". Ну и, помимо подобных провокаций, грозящих расколом Церкви, епископ Диомид призывал отказаться от мобильных телефонов, борется против ИНН и штрих-кодов.
Первых результатов Московская Патриархия в вопросе о Диомиде достигла на Архиерейском соборе 27 июня лишил сана епископа Анадырского и Чукотского "за раскольническую деятельность и неподчинение священноначалию, а также запретил служение представителям духовенства Чукотской епархии, подписывавшим письма с резкой критикой священноначалия и призывами к расколу". В ответ опальный Диомид через своего представителя ответил, что не согласен с решением Архиерейского собора и подал жалобу в Церковный суд, где намерен выступить лично.
На что Церковный суд тут же ответил, что не примет от него жалоб...
Слово за слово, действия епископа вызывали реакцию в высоких инстанциях, вынуждая чиновников от Церкви принимать все более жесткие решения, провоцируя тем самым Диомида на следующий шаг. Все это было на слуху в православной России, вызывая недоумение в приходах, не только среди адептов РПЦ, но и в рядах священнослужителей.
Лагеря "за" и "против" меняли своих приверженцев с невиданной скоростью. Те, кто с утра обещал "уйти вслед за Диомидом", вечером выступали с обличительными речами, утверждая, что "за" Диомида лишь абсолютно необразованные, серые, неумные христиане. Православное интерент-сообщество переполнилось письмами тех, кто был свидетелем "радикальной вражды о. Диомида со всем Камчатским духовенством", что он сам "расколол" епархию, что "он в личном общении был крайне тяжелым человеком", что "всегда был окружен какими-то экзальтированными женщинами, бородатыми дяденьками. Которые за него все делали"...
И, наоборот, рьяные защитники МП в одночасье меняли свое мнение, говоря, что ни с одной стороны нет полной ясности. И, возможно, его мировоззрение, учение, достойны рассмотрения. Это не считая того, что
"всем известно, Диомид – ставленник Патриарха".
В Анадырь срочно приехала высокая комиссия во главе с архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком, цели которой были не слишком ясны даже ее представителям. Много говорилось о необходимости привезти местным жителям на поклонение икону, а закончилось взломом дверей Преображенского храма и передачей дел.
В воздухе запахло доносами, кляузами, общественным порицанием, народным судом. А еще, возможно, совсем некстати, но работа, проводимая по уничтожению Диомида и его сторонников, как-то некстати напомнила совсем иную ситуацию. Речь о Сурожской епархии и покойном уже теперь митрополите Антонии (Блюме). Безусловно, невозможно сравнивать масштаб и историческое значение личностей обоих архиереев. Но по технологии и используемому сценарию невольно вспоминаешь церковно-политическую компанию, состоявшуюся в Англии в 2003 году.
Кстати, тогда основные события выпали тоже на летнее заседание Священного Синода. А сегодня, спустя пять лет от решений Синода также ничего не зависит.
Источник: Страна. ру