Следует признать, что в европейских и (в меньшей степени) североамериканских странах всегда оставались христиане, живущие в соответствии с традиционными устоями своих церквей (имеются в виду только т.н. традиционные конфессии – католичество и протестантские деноминации, возникшие в XVI веке). Но последние события в ряде западных стран заставляют нас серьезно задуматься о том, в чем именно выражается так называемый период постхристианского существования Западной Европы и Северной Америки.
В первую очередь здесь следует сказать о массовом оттоке верующих из храмов и прекращении церковной жизни. Обычно эта группа людей отказывается не только от участия в церковных таинствах и обрядах, но и от всякого духовного делания. Это подразумевает: прекращение чтения Священного Писания и ежедневных молитв, отказ от всякой религиозной символики (ношение нательных крестиков и т.п.), отказ от признания христианского вклада в национальные культуры, пренебрежение духовным образованием в общественных школах и вузах и т.д. Эта часть западного общества (причем большая его часть) уже на протяжении последних лет 30-40 рассматривает Христианство, как нечто устаревшее, реликтовое и уже не имеющее права на существование в современном мире. Некоторые из этих людей активно борются с Христианством, другие просто игнорируют его существование. Но не эта группа представляет наиболее страшную угрозу для западного Христианства, так как ее цель, в худшем случае, – уничтожение последнего, что просто не возможно в эсхатологическом плане.
Гораздо опаснее для западного Христианства вторая группа представителей постхристианского общества. Люди, входящие в эту группу, не утеряли внешней связи с традиционными христианскими конфессиями своих стран. Они ходят в храмы, участвуют в церковной жизни, ведут благотворительную и образовательную деятельность. Но их опасность состоит в том, что они внешне соблюдают определенный набор традиционных постановлений, а внутренне не понимают их содержания и назначения. Христианство для них превратилось не в духовное делание, не в общение твари с своим Творцом, а в соблюдение традиций предков, не более того. Эти люди пытаются строить свою жизнь, не понимая, что такое Христианство по своей сути. Как показывают события последних лет, и можно сказать дней, им нередко надоедает соблюдение этих постановлений и предписаний, и они начинают требовать от своих церквей изменения традиции в угоду своим сиюминутным желаниям, которые, как подчеркивали святые отцы, всегда являются следствием неестественных страстей. Именно в этом прежде всего заключается опасность этой второй группы представителей постхристианского мира.
Эти люди сегодня в очередной раз пытаются реформировать церковь. Но эта новая "реформация" кардинальным образом отличается от средневековой. В XVI веке имела место попытка очищения духовной жизни западного христианина от тех ее искажений, которые возникли в католицизме. Это в итоге привело к появлению протестантизма. Но все же цель, которая ставилась реформаторами в тот исторический период, состояла в стремлении возвратиться к евангельским идеалам в духовной жизни. Протестанты того времени отвергли почти все традиционные для католического сознания предписания и постановления, касающиеся церковной практики, но не коснулись содержания Священного Писания.
Но в отличие о реформации XVI века то, что происходит сейчас, уже не может быть даже названо христианским деланием, ибо мотивация новых реформаторов основана отнюдь не на стремлении избежать каких-либо заблуждений последнего времени. Они хотят полностью перекроить нормы христианской жизни, которые содержаться, в первую очередь, в Священном Писании. Они хотят "переписать" Евангелие, чтобы оно соответствовало уровню их собственной нравственной деградации.
Что заставляет давать столь нелестную оценку положения западного христианского общества? Прежде всего – недавние заявления отдельных кругов либеральных христиан, которые все увереннее начинают утверждать, что гомосексуальные отношения и однополые браки допустимы в христианстве.
"Седмица", 2 июля 2003 г.
[вся статья]