ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крещение Руси – праздник Украины и Константинополя?

Павел Умнов :: 17 июля 2008

Украина и Россия готовятся встретить 1020-летие Крещения Руси. Основные торжества начнутся в конце этого месяца, но уже сейчас это событие обрастает всякими скандалами и взаимными уколами. То президент Ющенко пригласит в Киев Константинопольского патриарха Варфоломея, а РПЦ МП заявит, что без приглашения от патриарха Алексия II этот визит может рассматриваться как недружественный, то лидер непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата "патриарх" Филарет Денисенко заявит, что Россия вообще и Москва в частности не имеет права называться Русью, поскольку в X-XI веках Москвы еще не было.

Обстоятельства, сопровождающие подготовку к юбилею, поразительно напоминают ту непростую обстановку, в которой и произошло Крещение Руси, а потому мы сперва отправимся в далекое прошлое, чтобы посмотреть на те отношения, которые сложились между Киевской Русью и Константинополем в конце X-XI веков.

Начиная с княгини Ольги, чьим внуком был Владимир, принятие православия так или иначе рассматривалось не только как акт веры, но и как определенное направление внешней политики. С одной стороны, и Запад и Византия хотели включить Русь в сферу своего влияния, а потому во второй половине Х века были предприняты попытки миссии среди славян как со стороны православных, так и со стороны католиков. В свою очередь и правители русские могли выбирать, к какой Церкви и на каких условиях принадлежать.

Широко известно летописное сказание о том, как византийский император, пораженный красотой Ольги, решил на ней жениться. В ответ Ольга сперва отказывается от брака под предлогом того, что она не христианка, и предлагает византийскому правителю стать ее крестным отцом, а после крещения она вновь отказывает императору на основании того, что крестный отец не может жениться на своей духовной дочери. Эта история слишком красивая, чтобы быть до конца правдивой. Ольга вернулась на Русь, не получив от Константинополя реальной помощи в основании Русской церкви. С ней приехало несколько священнослужителей, но их явно было недостаточно для массовой проповеди христианства, а потому основание Русской церкви, или Крещение Руси, было отложено на неопределенный срок.

Столь же запутанная история связана и с крещением Владимира. По одной из версий, к нему приходят представители разных религий и "рекламируют" каждый свою веру. У Владимира каждому из послов находится свой ответ, и лишь проповедь православного о Страшном суде западает в душу киевского князя. Однако Владимир не удовлетворяется лишь "рекламными проспектами" и посылает гонцов посмотреть на разные формы богослужения. Бояре, побывавшие в храме Святой Софии в Константинополе, рассказывают о чудесной службе, которая их поразила, и Владимир после совета с боярами принимает крещение сам и крестит киевлян.

Другую версию происходящего передает "Корсунская легенда", рассказывающая о том, как Владимир осадил Херсонес за то, что византийцы сразу не выполнили своего обещания и не разрешили жениться на сестре византийского императора Анне. Во время осады Владимир слепнет и исцеляется лишь после крещения.

Как видим, уже в XI веке существовали как минимум две версии Крещения Руси, причем в обеих историях греки выглядят не слишком достойно. В первом случае перед нами житийная легенда, в которой активная роль принадлежит киевскому князю, выбирающему для страны веру, как помидоры на базаре, во втором – мы имеем дело с весьма коварным партнером, который не держит своих обещаний, а само крещение Владимира выглядит скорее вынужденной мерой, чем сознательным актом.

Оставим в стороне житийные легенды и скажем несколько слов о реальных отношениях Киева и Константинополя в X-XI веках. Основная проблема молодой Русской церкви состояла в том, что она практически сразу хотела быть самостоятельной. М.Д.Приселков предполагал, что греки обещали Владимиру именно самостоятельный статус для Русской церкви, почему тот и принял крещение, но Византия в очередной раз не сдержала своего обещания. Статус Русской церкви в составе Константинополя был даже не митрополией, а обыкновенной епископией, что не могло не огорчать русских князей. Уже Ярослав Мудрый вместе с Собором русских епископов поставил во главе Русской церкви митрополита Илариона (автора Слова о законе и благодати), но такой шаг, естественно, не понравился Константинополю, и новый митрополит был вынужден уйти с кафедры после кончины Ярослава Мудрого.

Подобные же столкновения с греками происходили и при создании Киево-Печерского монастыря, который быстро стал крупным церковным и культурным центром Киевской Руси. Однако его основание в середине XI века также прошло без участия греческой митрополии, которая долгое время предпочитала не замечать новую обитель.

В результате после Крещения Руси практически сразу возникло два исторических парадокса. Греки полагали, что поскольку славяне приняли православие от них, то Византия в определенном смысле может считать себя учителем. Однако русские христиане в свою очередь не испытывали особого пиетета перед греками, практически сразу решив так или иначе следовать евангельскому идеалу напрямую. Они не рассматривали православное христианство как "греческую веру", а верили в легенду, согласно которой возле Киева побывал апостол Андрей, который и предсказал большое будущее русскому христианству.

Уже в наши дни мы видим похожие процессы – украинские власти, забывая об общей истории, всеми силами хотят представить Крещение Руси как праздник, на котором нет места РПЦ МП как главной Церкви. Напротив, многие действия украинских политиков, и прежде всего Виктора Ющенко, свидетельствуют о том, что в 988 году произошло крещение Украины, объявившей себя единственной наследницей Киевской Руси. Конечно, этот процесс украинизации истории начался не сегодня. Еще в 90-е годы прошлого века (не будем углубляться далеко) можно было прослушать курс древнерусской украинской литературы и узнать о том, что Феодосий Печерский – первый украинский святой. Из Москвы такие вещи смотрелись довольно забавно, но игра на тему "Украина – не Россия", кажется, приобретает все более грустный характер. Украинские власти вмешиваются в церковные дела и сами приглашают предстоятелей других православных церквей на каноническую территорию РПЦ МП (такое положение может не нравиться, но оно признается всеми православными церквами, а УПЦ КП или УАПЦ являются непризнанными "церквами"). К сожалению, активные попытки Виктора Ющенко создать Поместную православную церковь на Украине путем более или менее механического объединения всех православных может иметь печальные последствия вплоть до новых расколов. В результате юбилей Крещения Руси способствует не объединению двух братских народов, а их дальнейшему разобщению.

И наконец, главный вопрос – стоит ли приглашать Константинопольского патриарха на празднование? Конечно, если бы РПЦ МП подтвердила приглашение Ющенко для патриарха Варфоломея, то встреча предстоятелей всех православных церквей могла бы стать толчком к налаживанию диалога между православными.

Что же касается празднования 1020-летия Крещения Руси, то оно также открывает возможности для диалога между православными двух стран. В какой мере он будет плодотворным и смогут ли Москва и Константинополь преодолеть те противоречия, которые накопились за тысячелетнюю историю, а Киев и Москва спокойно обсудить существующие проблемы – покажет ближайший месяц. В любом случае такие юбилеи – исторический шанс для преодоления всех разногласий, осталось им только воспользоваться.

Источник: Русский журнал

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама