ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

В поисках царского пути

Протоиерей Максим Хижий :: 17 июля 2008

В православной духовной традиции царский путь – это не монархический выбор, а оптимальное, "золотое" решение какой-либо религиозно-нравственной проблемы. Накануне Юбилейного архиерейского собора РПЦ 2000 года в церковной среде шла напряженная дискуссия по вопросу возможной канонизации семьи последнего русского царя Николая II. Многие из тех, кто следил за полемикой, надеялись, что соборный разум примет "царское" решение – путь мудрости. Каноническая дисциплина велит христианину принять решение священноначалия. Однако ему не возбраняется думать и рассуждать по поводу свершившегося события.

В последние дни многие публицисты разразились критическими замечаниями в адрес последнего русского царя. Прославление Русской православной церковью "неудачника" видится им шагом сверхбессмысленным. Каждый, конечно, имеет право на свою точку зрения, но в христианстве всегда было то, что "для иудеев – соблазн, а для эллинов – безумие". Многие святые в глазах "успешных людей" были бы недостойны почитания: князья Борис и Глеб, отдавшие себя в руки брата-убийцы, царевич Дмитрий Угличский, сербский король Лазарь, проигравший Косовскую битву. Однако это признанные церковным народом исповедники веры. И все же в дни печального юбилея – 90-летия казни в ипатьевском доме, вспоминаются слова профессора А.И. Осипова, сказанные им накануне Юбилейного собора: "Необходимо осмыслить и те последствия, которые может повлечь за собой канонизация бывшей августейшей семьи".

Теперь, спустя восемь лет, можно предположить, что призывавшие к осторожности и постепенности в этом вопросе оказались правы. Важно заметить, что многие из тех, кто сдержанно отнесся к акту прославления царственных страстотерпцев, не "либералы" и "обновленцы", а вполне ортодоксальные консерваторы (в церковном, а не в черносотенном смысле), для которых Николай II является несомненным либералом в религиозных вопросах. Ему ставят в вину потворство учению Льва Толстого, чрезмерно светский образ жизни (например, курение и не соблюдение постов), отречение от царства. Впрочем, список подлинных и мнимых грехов императора довольно обширен, его политические просчеты тоже не обошли стороной – тем, кому интересна эта тема, рекомендуем обратиться к книге И.В. Смыслова "Царский путь". Церковные консерваторы придерживаются позиции, высказанной профессором А.И. Осиповым: "Выступать против святости Николая не будем, подчинимся священноначалию ради церковного мира, но и заказывать ему молебны не станем". Получается "итальянская забастовка", когда с рабочих мест не уходят, но и не работают.

tden.ru

Одна из причин такой позиции заключается в том, что в период подготовки прославления царской семьи точка зрения "канонизировать нужно только тех, кто не вызывает споров и сомнений" всерьез не обсуждалась. Единицы из сомневающихся имели возможность публично высказаться в предсоборный период. Кстати, это было и небезопасным. Профессора Осипова "православные" казаки обещали выпороть нагайкой за распространение порочащих сведений об императоре. Слава Богу, все ограничилось моральным террором.

Еще один аргумент православных скептиков – близость царской фамилии с Григорием Распутиным. Фигура Распутина дискредитировала царскую семью до революции, дискредитирует и поныне, спустя 90 лет после гибели. Те, кто сдержанно относился к канонизации царственных страстотерпцев, всерьез опасались, что этот акт откроет возможность для постановки вопроса о причислении к святым и сибирского "старца". Они оказались правы.

Накануне Юбилейного архиерейского собора на епископат РПЦ было оказано колоссальное давление. Многочисленные "православные" братства, объединившие ультраправых, пикетами, петициями, крестными ходами, "молитвенными стояниями", брошюрами и статьями в буквальном смысле продавливали положительное решение. Не то что отказ от канонизации, но и просто промедление её вызывало крайнее озлобление радикалов. Сомневающиеся в необходимости прославления подвергались моральной травле, наклеиванию ярлыков. Так, например, было с покойным митрополитом Нижегородским Николаем. Несмотря на все замечания здравомыслящих людей, что скоропалительное объявление святыми провоцирует церковный раскол, убивает мир и сеет вражду, агрессивные братчики не отказались от своих намерений. Свои планы они осуществили. Дискуссия о роли и месте Распутина была свернута, ибо её продолжение ставило под вопрос канонизацию царской семьи.

Несмотря на то, что священноначалие Московского патриархата много раз однозначно высказывалось о недопустимости почитания "старца Григория", монархистов "последних дней" это не остановило. Пропагандистская машина, набившая руку на "царской проблеме", продолжает работать как стенобитный таран по церковному учению. Появилось учение о "царе-искупителе", которое, по мнению богословов, серьезно угрожает самому догматическому сознанию церкви. Именно на почве такового заблуждения развивается сейчас "чукотская ересь". Её поспешно объявляют заговором неких сил, подкупивших епископа Диомида. Пусть утверждения о "кейсе с валютой" останутся на совести тех, кто их распространяет. С нашей точки зрения, важнее обратить внимание на идейные предпосылки "богословских" заблуждений современного "пещерного" (в буквальном смысле) монархизма. Для многих маргиналов свершившийся акт прославления царской семьи послужил поводом для "канонизации" внутренней политики Николая II, самодержавия как единственной приемлемой для христиан формы правления. Монархия пришла на смену советской утопии, но содержание мечты осталось прежним – "сильная рука". По мысли "монархистов последних дней", власть "удерживающего" должна спасти страну и веру. Грядущий царь накажет отступников и сразится с Антихристом... Вот такой вот "третий завет"! Откуда эти идеи берутся? С Чукотки? Отнюдь, есть места и ближе, куда антихрист не ступит, так как они ограждены "канавкой". Поэтому кадровый резерв у оппозиционеров большой, в одиночестве не останутся.

В 20-е годы на допросе в ГПУ митрополит Сергий (Страгородский) заявил, что он относится ровно ко всякой власти (монархической, демократической, советской), если она не угнетает церковь. Христианам не стоит связываться ни с какой "предпочтительной" формой правления. Очень хорошо, что последний Архиерейский собор данную позицию подтвердил. Ибо последние десятилетия вселили в радикалов уверенность, что при помощи СМИ и массовых "молитвенных стояний" можно лоббировать все, что угодно. Никогда ранее в истории церкви газетное мнение не создавало святых. Теперь несложная PR-кампания делает возможным раздуть любое почитание. Справедливо заметил один богослов: "О Церкви судят так: "Скажите мне, кто ваши святые, и я скажу вам, кто вы"". На будущее это стоит учесть.

Образ святого царя Николая теперь надо отстаивать в "информационном поле" и от черносотенного монархизма, который дискредитирует страстотерпцев и Церковь не менее, чем Распутин, и от тех критиков, которые не замечают явных шагов императора в сторону либерализации России (манифест 17 октября, созыв Государственной думы). Для одних он – "кровавый", для других – слабый правитель. Христиане же видят в нем, его семье и слугах исповедников веры накануне жестокой казни.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама