Как уже ранее сообщалось, после запрета в служении и отстранения от управления епархией епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана), временно управляющим Чукотсткой епархией был назначен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. Вместе с архиепископом Марком с целью возобновления богослужебной жизни в храмах Чукотки прибыла группа священнослужителей, в состав которой входит иеромонах Агафангел (Белых), сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата. Сегодня в телефонном разговоре отец Агафангел ответил на вопросы редакции портала "Православие и мир" о ситуации в Чукотской епархии.
и. А. Сегодня утром, как обычно, отслужили литургию. Идет передача дел, со скрипом, довольно медленно. Вчера передающая сторона – работники епархии – вызвали милицию. В присутствии милиции и понятых нам были переданы бумаги и все дела епархии. Потихоньку налаживается нормальная жизнь, ежедневно совершаются богослужения в кафедральном соборе. Меня назначили исполняющим обязанности настоятеля Преображенского храма, где богослужения совершаются по воскресным дням, великим и двунадесятым праздникам.
А много ли народу приходит на службы?
и. А. Народу мало, в среднем 5-10 человек. Но, как нам объяснили местные жители, больше народу здесь на службе и прежде не было. Храмы здесь не заполнялись никогда. Потому что, с одной стороны, население здесь довольно немногочисленно, а, с другой, действовала довольно жесткая политика духовенства в отношении того, кому и как в храм заходить нельзя, кому – можно.
В чем выражалась эта политика?
Например, жесткие требования юбок для женщин, в том числе и для представительниц народов, у которых такая форма одежды вообще не принята – чукчей, эскимосов. В кафедральном соборе здесь довольно холодно зимой, он деревянный. Был случай – об этом мне рассказали представители местного духовенства – когда дети из школы вместе с учителями пришли в храм. Им сделали замечание насчет одежды, детей вынуждены были увести, и больше они в храм не приходили.
Если в теплых регионах еще можно требовать от людей соблюдения какой-то формы одежды, то здесь это невыполнимое требование, которое очень многих людей от храма отвращает.
Какой в разных районах Чукотской епархии национальный и социальный состав прихожан?
В Чукотском районе – это крайний восток – чукчей и эскимосов 80%. Крещеных среди них немало. Даже из полностью чукотских сел, где сохраняют национальную культуру и говорят на чукотском языке, довольно много людей приходит на службы. Как правило, их вообще не волнуют проблемы, связанные с владыкой Диомидом. Именно на такие отдаленные приходы – Певек, Лаврентия, Эгвекинот – были сосланы все образованные священники, не разделяющие взглядов епископа Диомида.
Как я уже писал в своем блоге, под "Обращением православных христиан Чукотки" в поддержку епископа Диомида подписалось 0.26% населения Чукотки. Если по самым пессимистическим подсчётам доля православных граждан России колеблется между 2% и 4%, то простая арифметическая операция подсказывает, что на Чукотке должно быть не менее 1000-1500 воцерковлённых жителей округа. Думаю что так и есть, но почему же опального архиерея поддерживает лишь такая малочисленная, но очень шумная группка, смело заявляющая от "всех православных христиан"?
Как обстоят дела в храмах Чукотки с православной литературой, газетами, журналами?
Из всех храмов города Анадыря были изъяты запрещенные Синодом газеты "Дух христианина", "Пасха Третьего Рима", журнал "Первый и Последний". До запрета епископа Диомида в служении и его отстранения от управления епархией во всех храмах Чукотки за свечными ящиками, на лотках лежали только эти издания. Сейчас в каждом храме лежат последние номера журналов "Фома" и "Нескучный сад", их можно брать бесплатно, это благотворительная акция редакций.
С иеромонахом Агафангелом (Белых) беседовала Ольга Курова
Источник: Православие и мир