ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Сильнее ГУЛАГа

Энн Эпплбаум :: 05 августа 2008

Хотя прошло более трех десятков лет с зимы 1974 года, когда в тогдашнем Советском Союзе начали распространяться непереплетенные, машинописные самиздатовские экземпляры "Архипелага ГУЛАГ" Александра Солженицына, чувства, которые вызывали эти тексты, живы и сегодня. Обычно читателям давали всего одни сутки на то, чтобы одолеть толстенную рукопись – самую первую историческую работу о советской сети концлагерей – и немедленно передать ее следующему. Это означало, что читатель на весь день и всю ночь погружался с головой в повествование Солженицына, то по-ораторски лаконичное, то негодующее. Как правило, это был незабываемый опыт.

Люди из этого первого поколения читателей помнят, кто именно дал им книгу, кто еще о ней знал и кому они ее передали. Они помнят сюжеты, подействовавшие на них всего сильнее: истории о маленьких детях в лагерях, или о стукачах, или об охранниках. Они помнят, как выглядела книга: расплывчатый текст, размноженный на мимеографе, обтрепанные уголки страниц, тусклый свет лампы, горящей поздно ночью, – и с кем ее обсуждали.

Одной из причин столь мощной реакции советских читателей Солженицына было то обстоятельство, что писатель, скончавшийся в это воскресенье в возрасте 89 лет, был одновременно крупной знаменитостью и строго-табуированной фигурой. Двенадцатью годами ранее советский режим благодушно разрешил ему опубликовать в официальной прессе первое художественное произведение о сталинских концлагерях – "Один день Ивана Денисовича". Эта публикация стала и последней: повесть, которую тогдашние лидеры нашли слишком честной, стала сенсацией и вскоре была запрещена вместе со своим автором, а его последующие произведения "издавались" нелегально либо за границей.

Но это было уже не важно: даже высылка Солженицына из России в 1974 году лишь умножила его скандальную славу, а также влияние "Архипелага ГУЛАГ". Хотя книга, как сообщал сам автор, была основана на сообщениях, воспоминаниях и письмах 227 очевидцев, она не всецело являлась историческим исследованием – Солженицын, по очевидным причинам, не имел доступа к архивам, которые на тот момент были засекречены – так она представляла собой скорее интерпретацию исторических фактов. Отчасти полемическая, отчасти автобиографическая, сочетающая эмоциональность с категоричностью, книга стремилась доказать, что, вопреки распространенному мнению, массовые аресты и концлагеря были не преходящим явлением, а неотъемлемой частью советского строя – причем с самого начала его существования.

Не все из сообщенного Солженицыным было новостью: авторитетные свидетели говорили о росте ГУЛАГа и распространении волны террора еще со времен революции в России. Но созданное Солженицыным превосходило по дотошности, масштабности и детальности все предыдущие работы. От его повествования нельзя было отмахнуться, назвав его опытом одного-единственного человека. Его не мог игнорировать никто, кто имел связи с СССР на дипломатическом или культурном уровне. Для некоторых течений европейских левых эта книга выглядела столь угрожающе, что сам Жан-Поль Сартр назвал Солженицына "опасным элементом". Ее издание определенно внесло свой вклад в признание "прав человека" легитимным элементом международного диалога и внешней политики.

Позднее Солженицын несколько утратил свой вес, в том числе с помощью советской пропаганды, которая изображала его взбалмошным экстремистом, но и оттого, что не принял либеральную демократию. Запад ему никогда по-настоящему не нравился. Солженицын так и не проникся симпатией к свободному рынку и массовой культуре. Когда в 1991 году СССР наконец развалился, Солженицын вернулся в Россию, где его вначале шумно приветствовали, а потом забыли. В России, которая больше не заинтересована в пристальном изучении своей истории, он начал казаться старомодным – голосом ничего не значащего прошлого. Даже его националистические взгляды, вопреки нынешней популярности этого течения, содержали в себе нечто замшелое и старомодное: его концепция более одухотворенного общества, России как альтернативы западному вещизму, не особенно привлекает сегодняшнюю российскую элиту: суперцелеустремленную, сверхбогатую, опирающуюся на нефтяные прибыли. Тот факт, что он, по-видимому, поддерживал экс-президента Владимира Путина, казался скорее стариковской причудой, чем серьезным изменением позиции.

Однако в первые дни после его смерти становится заметным не то, каким человеком был Солженицын, а то, что он написал. В мире, где новости распространяются мгновенно, а фотографии перемещаются по всему миру так же быстро, как делаются, легко забыть, насколько до сих пор могущественно написанное слово. А Солженицын, в конечном итоге, был писатель: человек, который собирал факты, просеивал их, сверял с собственным опытом и выстраивал в абзацы и главы. Это не его личность, а его язык заставлял людей глубже задумываться об их собственных ценностях, аксиомах, обществе. На историю влияли не выступления Солженицына по телевизору, а его слова.

Его рукописи читались и обдумывались в молчании, и мысли, которые он вкладывал в свои тексты, заставляли читателей, в свою очередь, мыслить. В конечном итоге книги Солженицына сыграли важную роль не благодаря его известности или скандальной славе, но потому, что в его произведениях узнавали себя миллионы советских граждан: они читали его книги, так как заранее знали об их правдивости.

Источник: The Washington Post

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама