ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Другой Солженицын

Уильям Гаррисон :: 05 августа 2008

Александр Солженицын был героическим и влиятельным антисоветчиком, но после развала СССР этот человек предстал с другой стороны.

После смерти литературного гиганта и диссидента, боровшегося с советским режимом, многие отдали должное принципиальности и смелости, с которыми он разоблачал ужасы советского строя. Его литературные достижения, тесно связанные с диссидентской деятельностью, также по праву привлекли значительное внимание.

Но у Солженицына была и другая сторона – и о ней в большинстве некрологов упоминалось лишь вскользь, если вообще упоминалось. Солженицын воспринимал советский коммунизм исходя из того, что большевики установили в России тоталитарную систему, не имевшую опоры ни в российской истории, ни в национальном характере. Вину за это он возлагал на Маркса и Энгельса, а также на большевиков.

По его словам, русская культура и, в частности, культура Русской православной церкви подавлялась атеистической советской культурой. С 1974 года Солженицын был в Советском Союзе персоной нон грата и жил в изгнании в США, однако западная культура ему также претила.

Его исторические труды пропитаны тоской по идеализированной эпохе царизма, когда все якобы было гармонично. Он искал успокоения в мечтах о прошлом, где, как верил писатель, единое славянское государство (Российская империя), державшееся на принципах православия, являло собой идеологическую альтернативу западному индивидуалистическому либерализму.

После развала СССР в 1991 году Солженицын, как он сам писал в одной из российских газет той поры, надеялся, что случившееся приведет к созданию единого славянского государства, куда войдут Россия, Украина и Белоруссия, и где расцветет упомянутая альтернативная культура.

Вернувшись в 1994 году в Россию, Солженицын стал выступать против крайностей, связанных с переходом России к капитализму в 1990-е годы. Кроме того, он выступал резко против независимости Украины. Но с приходом к власти Путина и возрождением национализма, а также возобновлением разговоров о том, что Россия "уникальна", а ее культура "отлична" от культуры западного либерализма, взгляды Солженицына нашли новую опору. Не так давно в статье для одной из прокремлевских газет, которую перепечатали многие западные издания, он написал, что называть украинский голодомор 1932-1933 годов геноцидом – это "обезумелые басни", выдуманные украинскими националистами и подхваченные противниками России на Западе. Одновременно с выходом статьи с аналогичным заявлением выступила Государственная Дума.

В статье Солженицына не содержалось серьезного исторического анализа. Голодомор действительно совпал с наступлением на украинскую культуру и украинский национализм, который советские лидеры в Москве воспринимали как угрозу. Их пугало национальное движение на Украине, повергало в ужас стремление многих жителей к независимости, и они действовали, чтобы вернуть республику в свою колею. "Если мы потеряем Украину, – говорил Ленин, – мы потеряем голову". Советские руководители, как и Солженицын, считали Украину частью своей империи.

Совпадение со взглядами современного российского руководства было поразительным, а панславизм Солженицына вкупе с глубоко уважительным отношением к его диссидентскому прошлому делали писателя идеальным союзником для людей, желавших ограничить независимость Украины. Ироничный, а на самом деле тревожный факт – что человек, который разоблачал сталинский террор, приносивший человеческие жизни в жертву будущим идеалам, сам игнорировал чаяния людей (подавляющее большинство украинцев в 1991 году проголосовало за отделение), противопоставляя им столь же фантастичные идеи.

Нельзя преуменьшать ту роль, которую сыграл Солженицын как писатель, обнаживший подлинную суть советского режима. Своими решительными разоблачениями его произведения вдохновляли граждан СССР и всего мира. Но вот его достижения как историка по меньшей мере сомнительны, а фанатичный и устаревший политический идеализм, из-за которого он поддержал Путина, – это опасный пережиток прошлого. Как и многие другие, кто разочаровался в западном либерализме, и в России, и на Западе, он решил, что "путь Путина" является его альтернативой. Но в действительности эта "альтернатива", которая, например, позволяет прокремлевским "бизнесменам" разворовывать ресурсы и затыкает рты журналистам с помощью цензуры и убийств, гораздо менее перспективна.

Источник: The Guardian

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама