ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Штаты спорят об учении Дарвина

Креационисты проиграли во Флориде, но выиграли в Луизиане

Василий Томсинский :: 06 августа 2008

В США продолжаются споры о преподавании теории эволюции в школах. В начале этого года в традиционно консервативной Флориде сторонники теории Дарвина одержали большую победу. Теперь она будет преподаваться во всех школах штата, тогда как претензии креационистов на преподавание альтернативной (божественной) версии происхождения мира и человека были отклонены. Но не успела теория эволюции подтвердить свои позиции во Флориде, как креационисты смогли взять реванш в другом южном штате – Луизиане.

Новый виток в старых дебатах начался в феврале 2008 года, когда наиболее влиятельная в политическом отношении креационистская организация "Институт Дискавери" издала проект закона, который позволил бы преподавателям школ "объективно представить во время уроков силы и слабости дарвинистской эволюции". Оставалось найти законодателей, желавших внести законопроект на рассмотрение в своем штате. Таковые нашлись в Алабаме, Миссури, Мичигане, Южной Каролине, Флориде и Луизиане. Но в большинстве штатов народные избранники даже не рассмотрели предложенные законопроекты, оставив в американской системе школьного образования все как есть.

Во Флориде этот законопроект вызвал много споров и привлек общественное внимание. Сторонники принятия креационистского закона утверждали, что он нужен, чтобы позволить учителям критически анализировать теорию эволюции, не боясь преследований. Однако ни один учитель штата не заявил, что он опасается преследований за критику эволюции.

Критики законопроекта отметили, что он избирательно защищает взгляды противников теории эволюции. Кто-то предложил разрешить учителям свободно обсуждать и критически анализировать такие темы, как контрацепция и аборт. Но эта версия не понравилась консерваторам, и стало ясно, что в этой форме законопредложение не пройдет. В итоге законопроект переписывался несколько раз, но ни одна из его редакций не была принята, а окончание законодательной сессии положило конец спорам. Таким образом, эволюционисты во Флориде на сей раз победили.

Луизиана пошла другим путем. В апреле палата представителей этого штата единогласно одобрила новый закон об образовании. Он позволяет преподавателям наряду со стандартным учебником биологии использовать другие учебники и учебные материалы, чтобы помочь ученикам "объективно понимать, анализировать, критически рассматривать научные теории, включая (но не ограничивая) теорию эволюции, происхождение жизни, глобальное потепление и клонирование человека". При этом закон запрещает преподавание какой-либо религиозной доктрины. 16 июня этот закон одобрил Сенат штата.

Не всех обрадовал такой исход дела. Многие убеждали губернатора штата наложить вето. Была даже создана Луизианская коалиция за науку, которая всячески стремилась не допустить подписания закона. Американский институт биологических наук и восемь других научных организаций также призывали к вето. Но губернатор Бобби Джиндал 26 июня все-таки подписал закон.

Закон требует, чтобы учитель использовал адекватные материалы для объективного анализа. Но как определить адекватность материала и его объективность в научных вопросах? Если вам кажется, что учитель необъективен, то это всего лишь ваша точка зрения на научную проблему, учитель просто представляет другую. Вы рискуете погрязнуть в тех спорах, которые креационисты ведут с эволюционистами уже несколько десятилетий. С научной точки зрения, чтобы доказать потенциальную необъективность учителя, вам нужен целый консилиум ученых высокого класса, которые могли бы дать экспертное заключение по частным вопросам, что организовать практически невозможно. Выходит, что закон требует объективности, но доказать факт необъективности немыслимо.

Отметим, что в 70–80-е годы прошлого века христианские фундаменталисты пытались добиться законодательного включения креационизма в образовательные стандарты. Сегодня их тактика изменилась: они пытаются эти стандарты обойти. Луизианский закон подразумевает, что учителя могут теперь использовать материалы, стандартами не предусмотренные. Таким образом, учитель, желающий преподавать школьникам креационизм, вполне может это сделать, формально не нарушая закона. Для подобных случаев креационисты давно произвели выглядящие вполне светскими материалы. После того как Верховный суд США признал незаконным преподавание креационизма (известный судебный прецедент "Эдвардс против Агильяра" 1987 года), найдя в нем противоречие с первой поправкой к Конституции США (критерии соблюдения первой поправки были установлены судебным прецедентом "Лемон против Курцмана" 1971 года), христианские фундаменталисты поменяли терминологию. "Науку о творении" они назвали "теорией разумного замысла", а Бога – "разумным творцом". При этом они постарались удалить из "теории" все возможные намеки на связь с богословием, но суть аргументов осталась той же: формы жизни настолько сложны, что они могли возникнуть только в результате акта творения.

Вызовет ли новый закон новое противостояние, покажет время. Вероятнее всего, большинство учителей не будут пользоваться предоставленной им свободой, избегая крайне щекотливой темы. Но даже незначительное использование материалов, связанных с креационизмом, может стать предметом серьезного разбирательства. Наблюдатели вспоминают недавний судебный процесс в штате Пенсильвания. Школьные чиновники маленького городка Дувр обязали учителей перед изложением теории эволюции зачитывать заявление о том, что теория эта спорная и что ученики могут узнать о ней больше из книги о "разумном замысле", доступной в школьной библиотеке. Это незначительное нововведение вызвало нарекания со стороны отдельных родителей, но школа стояла на своем. Тогда родители решили защищать свои интересы в суде. И в 2005 году состоялся очередной суд над эволюцией с участием Американской ассоциации гражданских свобод и Института Дискавери. Обе стороны просили судью дать заключение, является ли теория "разумного замысла" светской. Вердикт судьи разочаровал креационистов: политика школьного правления не имела светской цели, "разумный замысел" – маскировка креационизма.

Парадоксально, но факт: закон, заявленный как светский, запрещающий преподавание религиозных доктрин, был создан креационистами. Законопроект разрабатывался Институтом Дискавери, стремящимся объединить креационистов различных направлений. Законопроект продвинул Луизианский семейный форум – консервативную христианскую организацию, пропагандирующую креационизм. Наконец, губернатор Бобби Джиндал во время избирательной кампании защищал преподавание в школах наряду с теорией эволюции "теории разумного замысла", которую популяризирует Институт Дискавери.

Комментируя тактику креационистов, обозреватель National Review Online Джон Дербишир отметил: "...Я обнаружил, что самое трудное – четко изложить хитрый, изворотливый аспект намерений современного креационизма... Мое предположение состоит в том, что креационисты были нравственно развращены постоянными попытками не быть теми, кто они есть на самом деле. В действительности хорошо документировано, что они – политическая группа, лоббирующая религиозное образование в государственных школах".

Будущее покажет, чем обернется принятие луизианского закона. Только одно можно сказать с уверенностью: пока многие люди видят в современной науке угрозу своей религии, лоббирование креационизма будет продолжаться. Никакие юридические победы не будут окончательными. Много воды утечет, прежде чем нынешнее непримиримое противостояние между креационистами и эволюционистами станет достоянием истории.

Источник: НГ-религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама