ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Великий писатель, похоронивший коммунизм

Евгений Киселев :: 07 августа 2008

В среду в Москве на кладбище Донского монастыря упокоился Александр Солженицын. Вне всякого сомнения, он был самым известным в мире современным русским писателем.

Старинное изречение: "De mortuis aut bene aut nihil" ("Об умерших – или хорошо, или ничего") – едва ли применимо к Солженицыну, как, впрочем, и к любой исторической личности такого крупного масштаба. Я убежден, что всей своей жизнью Солженицын заслужил, как минимум, чтобы и после смерти о нем говорили правду.

Возвращение Солженицына в Россию не было триумфальным, и едва ли было бы замечено, если бы не внимание прессы. Прилетев из США на Дальний Восток, Солженицын, наверное, несколько театрально, отправился на поезде через всю Россию в Москву – в сопровождении телевизионной съемочной группы BBC (российские телеканалы к освещению допущены не были – очевидно, как недостойные доверия). Но по пути следования поезда вдоль железной дороги не выстраивались толпы почитателей.

В Москве писателя принял президент Ельцин. Как прошла встреча, неизвестно, но, в отличие от теплых отношений президента с виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, который был близким другом Солженицына, у Ельцина с Солженицыным дружбы не сложилось.

Писателя пригласили выступить в Государственной Думе, но во время его речи депутаты в зале откровенно скучали. Его телевыступления-монологи, для которых Первый канал отводил лучшее время, не собирали аудитории, и вскоре писателю было отказано в эфире.

Рецепты Солженицына на тему о том, как нам обустроить Россию, были, по меньшей мере, наивны.

И как мы можем считать его "совестью нации", когда он молчал "во дни бед народных", когда народ так нуждался в моральной поддержке авторитетной фигуры?

Солженицын молчал во время драматических событий перестройки бывшего советского лидера Михаила Горбачева. Он молчал в августе 1991-го, когда верхушка столь ненавистного ему коммунистического режима попыталась свергнуть Горбачева. Он молчал осенью 1993-го, когда по приказу Ельцина танки прямой наводкой стреляли по мятежной политической оппозиции, захватившей Белый дом. Солженицын молчал, когда началась война в Чечне, когда стали взрываться жилые дома в Москве, во время нападения на театральный центр на Дубровке и во время кризиса с захватом заложников в Беслане.

Он отказался принять орден, которым его наградил Ельцин – лидер, отстранивший коммунистов и чекистов от власти, но принял Государственную премию, которой его наградил президент Владимир Путин, вернувший к власти не коммунистов, но чекистов, представителей той же организации, которая отправила Солженицына в ГУЛАГ.

Любовь, которой нынешняя власть окружила Солженицына, лицемерна и неискренна. Те, кто категорически провозглашает, что Солженицын был "величайшим писателем XX века", откровенно игнорируя такие таланты той эпохи, как Василий Гроссман, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Варлам Шаламов, Михаил Булгаков, Анна Ахматова и многие другие, очевидно, не смогли осилить весь "Архипелаг ГУЛАГ" и уж точно не читали "Красное колесо", цикл исторических романов. Только ведь никто не признается!

Кстати, те, кто обвиняет Солженицына в антисемитизме, по моим наблюдениям, никогда всерьез не читали опубликованную в 2003 году книгу "Двести лет вместе" – сбалансированную и объективную историю российского еврейства.

Самые ярые почитатели Солженицына назвали его пророком. Пророческие амбиции ставили ему в вину суровые критики.

В Солженицыне и в самом деле было нечто пророческое – во внешности, в манере поведения, в том, как он писал. Отшельничество, борода, костюм, архаический русский язык, которым пользовался Солженицын – не просто пользовался, но даже пытался вернуть к жизни: вспомним его "Русский словарь языкового расширения": копилку просторечных, диалектных, устарелых слов, которые писатель хотел вновь ввести в обиход.

Но, с другой стороны, может быть, это был всего лишь стилистический эксперимент, поиски нового художественного языка, подобные тем, что вели литераторы разных стран мира еще в начале ХХ века?

В конце концов, Солженицын действительно оказался пророком. Вспомните, как упрямо он предсказывал, что коммунистический режим в Советском Союзе обречен и рухнет еще при его жизни. Даже самые большие почитатели крутили пальцем у виска. Но предсказание писателя сбылось.

Солженицына часто упрекали в самолюбовании и мании величия. Но в личном общении он был прост, демократичен и обаятелен. Знаю это не понаслышке – мне посчастливилось несколько раз общаться с писателем, бывать у него дома, брать интервью.

С другой стороны, наверное, впечатление это было обманчиво. Предполагаю это, поскольку, работая несколько лет назад над документальным телефильмом о Солженицыне, прочитал не одну его биографию. В каждой из них – сотни страниц о тяжелом, неуживчивом, порой жестоком характере писателя, за которым по жизни тянулся длинный шлейф оборванных дружб, ссор с помощниками, соратниками, единомышленниками.

И вот тут таится, пожалуй, главная ошибка, подстерегающая всякого, кто пытается говорить или писать о Солженицыне. В нем, как и в любом другом крупном литераторе, нужно отделить человека от писателя. Если перечитать историю всемирной литературы, то легко убедиться, что там было множество неприятных персонажей – пьяниц, бабников, картежников, беспринципных, трусливых людей, легко меняющих политические взгляды, охотно и без особой брезгливости принимающие подачки от власти в виде придворных должностей, квартир, дач, машин.

Но значение в итоге имеет только одно: художественная литература, вышедшая из-под пера писателя. Оценивая творчество знаменитых русских литераторов прошлого, сегодня никто не вспоминает женолюбие Александра Пушкина и Антона Чехова, домашний деспотизм Толстого, страсть к игре Некрасова и Достоевского.

Ну и, конечно, важно, как отзовется слово писателя. Вот сравнивают Солженицына с Толстым. На самом деле Толстой кажется неизмеримо выше Солженицына и как художник слова и как мыслитель. Вместе с тем "Архипелаг ГУЛАГ" оказал на ход русской и мировой истории несравнимо большее влияние, чем "Война и мир" или любое другое произведение Толстого.

Если называть вещи своими именами, благодаря книге Солженицына рухнула Берлинская стена, поднялся железный занавес и развалился коммунистический режим в СССР. Какая другая книга, какой еще автор сыграли в жизни человечества столь же выдающуюся роль? Возможно, "Хижина дяди Тома" Гарриет Бичер-Стоу, из-за которой в США началась гражданская война между Севером и Югом, закончившаяся отменой рабства? Или, может быть, "Капитал" Карла Маркса, работы Мартина Лютера или Библия.

Источник: The Moscow Times

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама