В Москве с 1995 г . действует Общество православных врачей. В него входят терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, невропатологи, психиатры 60 врачей разных специальностей. Кроме того, в работе общества активно участвуют врачи, ставшие священниками. Возглавляет Московское общество православных врачей Александр Викторович Недоступ профессор, доктор медицинских наук, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии.
Александр Викторович, какова цель создания такого общества?
Сейчас так много спорных вопросов, касающихся медицины. Члены Общества, кроме практической врачебной деятельности, обсуждают такие проблемы?
Да, на наших заседаниях обсуждаются больные вопросы современной медицины то, что называется биомедицинской этикой. Мы говорили о гипнотерапии, репродукции человека, трансплантологии, генной инженерии, клонировании, борьбе с алкоголизмом и табакокурением, о помощи жертвам тоталитарных сект, обсуждали некоторые вопросы гомеопатии. Много внимания мы уделяем проблеме христианского понимания болезни, отношению к народной медицине. Мы, например, абсолютно не приемлем репродуктивные технологии, связанные с умерщвлением человеческих зародышей, экстрасенсорику, клонирование... Наше Общество занимает четкую гражданскую и общественную позицию, отстаивая приоритет нравственного начала в повседневной медицинской жизни, охранительные, государственные национальные принципы при оценке всех общественных явлений.
В Общество входят высокопрофессиональные люди, среди которых немало кандидатов, докторов наук. Скажите, учитывается ли мнение православных врачей по этим больным проблемам?
Многие активные участники дискуссий по спорным аспектам современной медицины вошли в состав Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике Московского Патриархата, созданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Члены общества участвовали в разработке государственного законопроекта о биомедицинской этике. Он так и не был допущен к обсуждению в Госдуме, поскольку ставил слишком острые вопросы. Такие как запрет фетальной терапии, то есть запрет лечения вытяжками из эмбрионов абортируемых, вопрос о принятии гарантий бесплатной медицинской помощи...
Как в богословских кругах относятся к суждениям православных врачей?
Мнение православных врачей-профессоиналов отражено в решениях Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике. Наши суждения принимались во внимание при разработке Социальной концепции Русской Православной Церкви. Мы ясно понимаем ответственность при обсуждении спорных вопросов клинической медицины с позиции Православия, здесь требуется синтез профессионального подхода с четкостью православных вероучительских позиций. В заседаниях Общества участвуют бывшие и нынешние врачи-священники. На первом же заседании присутствовал известный всей православной России старец архимандрит Кирилл (Павлов), "духовник Свято Троицкой Лавры и всея Руси", как назвал его однажды Святейший Патриарх Алексий II. Старец отец Кирилл стал духовным наставником нашего общества. С ним мы советуемся по рассматриваемым проблемам. Все это гарантия того, что, несмотря на острую полемику в обсуждении вопросов, сохраняется верный подход к ним.
Имеет ли наше Общество контакт с Минздравом?
Несколько наших врачей вошли в состав рабочей группы "Минздрав Патриархия". Деятельность этой группы быстро заглохла и лишь в самое последнее время начинает подавать признаки жизни.
Ваше Общество единственное в России?
Сейчас в нашей стране, в государствах СНГ есть несколько подобных обществ православных врачей в Санкт-Петербурге, Курске, Воронеже, на Украине, в Грузии, в Белоруссии. У каждого своя направленность. В Курске, например, православные врачи развивают такое направление, как православная психиатрия.
Александр Викторович, вы кардиолог, те есть занимаетесь теми болезнями, от которых сегодня чаще всего умирают. Ведь по статистике Минздрава почти 88% смертей россиян в возрасте 45 75 лет происходит от инфарктов миокарда и инсультов. Одних только инсультов случается ежегодно 400 тысяч и в 35% случаев дело заканчивается летальным исходом. Особенно велика смертность от инфарктов и инсультов мужчин в возрасте 40 56 лет. По вашему мнению, с чем это связано?
За годы "реформ" количество сердечно-сосудистых заболеваний выросло в 2 раза. Связано это с тем, что люди остались без опоры без надежной работы и заработка. Общество находится в состоянии тяжелого психологического стресса. У людей выбита почва из-под ног, нет уверенности в будущем, а есть трагическое настоящее. Человеку неверующему все это трудно, невозможно пережить. Кроме того, разрушена старая система здравоохранения, включая санаторно-курортного лечение.
Ваш, хотя бы самый простой, медицинский совет как избежать инфаркта?
Ответ на этот вопрос требует целой лекции. Вкратце не курить (категорически!), не толстеть, следить за своим артериальным давлением и лечить гипертонию, больше двигаться, стараться высыпаться. Хотелось бы посоветовать не нервничать, но это невозможно. А вообще, всем нам, православным русским людям, надо бережнее относиться к своему здоровью.
Много есть суждений о том, как надо или не надо поститься. Ваше мнение на этот счет?
Конечно, поститься надо. О великой духовной пользе поста много сказано. Много написано и о телесной пользе поста. Вопросы возникают при болезнях, невозможности строгого пощения. Но и здесь, с верою и благословением священника, всегда можно найти разумную меру. В тяжелой болезни пост должен быть минимальным или вовсе отменяться сама болезнь есть некое воздержание и смирение плоти. Если у человека язвенная болезнь, скорее всего, батюшка позволит в пост не отказываться от умеренного употребления молочных продуктов, например. Если человек переживает о своей немощи, невозможности строгого соблюдения поста, то можно ему просто отказаться от привычных и необязательных лакомств. Надо учитывать, что Великий и Рождественский посты приходятся на тяжелое время года, когда не хватает витаминов. Поэтому надо, по возможности, есть зелень, овощи, фрукты. Наверное, многим это покажется насмешкой не по карману большинству такая "роскошь" зимой. Так я советую обязательно принимать витаминные препараты. Дорогие импортные необязательно, не хуже и отечественные декамевит, ундевит. Православным христианам особенно необходимо быть здоровыми.
Почему?
Россия последний великий бастион Православия. На нас уже лежит тень приближающегося антихриста. И нам, которым дано знание об этом, надо понимать и меру ответственности перед Богом. Быть может, нам оказано великое доверие жить в эти трагические времена. И Господь может каждого из нас спросить: "Вот, ты знал. А что ты сделал, чтобы отвратить, замедлить приход антихриста?" Что мы ответим Господу? И вот, чтобы своими ничтожными силенками как-то противостоять мировому злу, мы должны не растрачивать их попусту. Я не призываю холить и лелеять свое тело, но надо помнить, что повседневное служение людям, ближним и дальним, совершение добра (которое всегда труд) требует элементарного здоровья. Надо жалеть друг друга, помогать больным, слабым, и надо хоть немного сберегать свой организм, делая хотя бы то, о чем я сказал не курить, не пить, не толстеть, стараться не запускать свою хворь. Я не касаюсь здесь здоровья духовного и душевного. Это предмет отдельного разговора.
Источник: Православие и мир