Во второй части своей статьи выпускник Московской духовной семинарии А. Колот рассматривает законодательные акты Русской Церкви (досинодального и синодального периодов её истории), касавшиеся возрастного центра кандидатов в священный сан, и сопоставляет их с действительной практикой рукоположений.
Как известно, Византийская каноника оказала глубокое влияние на формирование церковного законодательства на Руси. В частности, воспринимая и адаптируя греческие акты, правовые акты Русской Церкви подтверждают каноническое предписание о недопустимости посвящения во священство ранее 30 лет, во диакона 25 лет.
Говорить с точностью о возрастных рамках посвящений на Руси в Киевский и Первый Московский периоды[1] не приходится. Исторические сведения, дошедшие до нас с того времени, весьма скудны.
Впервые интересующий нас вопрос был затронут в числе ряда других аспектов церковной жизни митрополитом Кириллом II в XIII столетии. Созыв Владимирского Собора 1274 г., как отмечает в предсоборной речи сам митрополит Кирилл, помимо необходимости избрания местного епископа, был обусловлен необходимостью упорядочить церковную жизнь, расстроенную в смутное время татарского ига[2]. Дошедшие до нас правила Собора выявляют недостатки церковной дисциплины, и, в частности, в своем 6 правиле Владимирский Собор подтверждает необходимость придерживаться в вопросе о возрасте рукополагаемых канонов, издревле принятых в Православии: "Производить во священство не вдруг, но сперва поставить во чтеца, с молитвами для сего установленными, облачив его в короткую фелонь; потом он должен исправлять должность чтеца в соборной церкви, под руководством старейшего церковника, пока научится всему, что нужно (в чтении и пении церковном). После того можно поставлять в диакона, но не ранее 25 лет возраста, а в иерея не менее 30 лет"[3].
Несмотря на постановление Владимирского Собора, на практике допускались и отступления от принятых установок[4]. Из имеющихся у нас биографических сведений, относящихся к тому периоду, можно привести в пример свт. Иоанна Новгородского (+1186), который стал священником вскоре по достижении совершеннолетия (т.е. до 30 лет)[5]; свт. Стефан Пермский (+1396) был рукоположен во иеродиакона в возрасте чуть более 20 лет, во иеромонаха примерно в 30 лет, во епископа в 38 лет[6]. По этому поводу Е. Е. Голубинский высказывает следующее предположение: "Очень может быть, что не вполне строго сообразовались с предписаниями канонов церковных, требующих, чтобы во священники были поставляемы люди не моложе 30-летнего возраста, как не со всей строгостью наблюдалось у нас это предписание и во все последующее время, но совершенно необходимо предполагать, что были набираемы в кандидаты не дети, а люди взрослые, которые, после возможно скорого и беглого приготовления... тотчас же могли бы быть поставляемы во священники"[7].
Примечательно, что в истории Русской Церкви вплоть до ХХ века мы не встретим ни одного церковного (впрочем, и государственного) нормативно-правового акта, регламентирующего возраст поставления епископа. Неоднократно шла речь о пресвитерах и диаконах, устанавливались возрастные ограничения на принятие монашеского пострига, однако архиерейских цензов все это не касалось. Объяснить это, как видится, можно тем, что в Русской Церкви, также как и в Греческой, хиротонии епископов все же совершались согласно церковно-правовым нормам, а отступления в своем большинстве затрагивали первую и вторую ступени священства. При исследовании биографических и агиографических данных об отечественных иерархах четко прослеживается тенденция рукоположений архиереев зрелого и даже преклонного возраста, зачастую старшего, нежели в истории Византии и Восточных Церквей[8]. В большинстве случаев, из сопоставления дат смерти и хиротонии получается, что срок пребывания на кафедре не превышает 15-17 лет, довольно часто он составляет от 1 до 5 лет, причем до архиерейства большинство иерархов, по крайней мере, несли в продолжение какого-то определенного времени монастырские послушания. Из всего этого следует, что к моменту епископской хиротонии эти люди были уже в немолодых годах, и, в любом случае, их поставляли не ранее 30 лет.
Необходимо также заметить, что для домонгольского и монгольского периодов нашей церковной истории было характерно наличие отдельного института духовничества. А именно, Русская Церковь, следуя примеру Церкви Греческой, разрешала исповедовать и заниматься духовнической практикой далеко не всем рукоположенным священникам, принимая во внимание молодой возраст и неопытность некоторых из них[9]. Подтверждение существования данной практики можно встретить в рукописных книгах библиотеки Софийского собора Новгорода, в которых содержится и такое примечание: "Юннии же иереи еще сущии отнюдь да не смеют прияти ни едину душу ко исповеданию"[10]. Такое решение помогало избежать некоторых проблем, даже при ранних хиротониях.
Определения древних Соборов о возрасте хиротоний повторил созванный "для водворения правильного порядка в Церкви" при Великом князе Иоанне Васильевиче и митрополите Симоне Московский Собор 1503 г.[11] О возрасте рукоположений во диакона и пресвитера вновь высказался созванный при Иоанне Грозном и митрополите Макарии Стоглавый Собор (1551 г.). В одном из царских вопросов (гл. 5, в. 20), поставленных перед Собором, были затронуты личные качества духовенства, и указывалось на падение нравов в его среде. Здесь же мы находим и упоминание о каноническом возрасте хиротоний[12]. Соборяне отвечали: "Так же и епископом, коемуждо в своем пределе, избирати и поставляти в попы и в диаконы о всем по священным правилом, ничто же претворяюще. И известно испытати отцем его духовным и седмью свидетели о чистом его жительстве и о пребывании, и о летех возраста. Аще тридесять лет имать и грамоте умеет, и аще будет достоин таковый да поставлен будет в попы. А в диаконы аще 25 лет возраста имеет и будет достоин, таковый в диаконы да поставлен будет. Аще ли и зело достойны будут, а леты несовершены по священным правилом таковых не поставляти до уреченных лет. А которые диаки учнут приходити ко святителем ставитися в диаконы и в попы, а грамоте не совершенно умеют, аще будут леты совершены и им таких не поставляти, да посылают их по соборным церквам и велят их учити протопопом и священником соборным, чтобы на соборе псалмы и псалтырю говорили и каноны конархали, дондеже навыкнут церковный чин. И тогда, аще будут достойни, да поставлени будут..."[13]. По поводу возраста в Стоглаве имеется еще одно, идентичное настоящему указание в иной главе "О дияцех, хотящих в диаконы и в попы ставитися": "И святителем избирати по священным правилом: в попы ставити 30 лет, а в диаконы 25 лет"[14].
Тем не менее, исторические факты показывают, что как тогда, так и в следующем, XVII, столетии, невзирая на соборные определения, ситуация ничуть не меняется: иерейские и диаконские рукоположения совершаются раньше положенного срока, архипастырей же по-прежнему ставят в более позднем возрасте. Наглядным подтверждением тому являются следующие примеры: митрополит Московский и всея Руси Даниил хиротонисан во епископа 1522 г., когда ему исполнилось 30 лет, до того, как известно, он был игуменом Иосифо-Волоцкого монастыря, следовательно, значительно раньше канонического возраста был посвящен во пресвитера, а может быть, и во диакона[15]; скорее всего, достаточно рано был рукоположен во пресвитера еп. Коломенский Вассиан (Топорков), на кафедру же поставлен в каноническом возрасте, в 1525 г.[16]; в 20 лет, после женитьбы, был рукоположен во священника будущий архиепископ Астраханский Феодосий (Харитонов) (архиереем он стал в 1602 г., когда был уже в преклонном возрасте)[17]; жена и дети прп. Дионисия Радонежского, будущего наместника Троице-Сергиевой Лавры (+1633), умерли, когда ему было около 30 лет, из этого следует, что священником он стал ранее положенного возраста, примерно за 6 лет до пострига[18]; свт. Нектарий Сибирский (+1667) рукоположен во иеромонаха в возрасте 27 лет, с 28 лет начальствовал в монастыре, стал епископом примерно в 48 лет[19]; Никон, Патриарх Московский и всея Руси, женившись, был рукоположен в священника в возрасте чуть более 20 лет, архиерейская хиротония состоялась, когда ему исполнилось 43 года[20]; свт. Иларион, митр. Суздальский и Юрьевский родился в 1631 г., в 1651 иеродиакон (т. е. в 20 лет от роду), в 24 года стал иеромонахом, архиерейская хиротония совершена в 1681 г.[21]; ранее 30 лет рукоположен во иеромонаха свт. Питирим Тамбовский (+1698 г.), епископом же стал в 40 лет[22]; архиеп. Архангельский Варсонофий (на кафедре был с 1594 г.) посвящен в иеромонаха в 20 лет от роду[23]; свт. Димитрий Ростовский был рукоположен во диакона в 18 лет, во пресвитера в 24 года, в епископы в 50 лет[24].
Весьма интересно и то, что среди вопросов Святейшим Патриархам Московским и всея Руси в чине исповеди, изданном в первой половине XVII в. встречается следующий: "Не поставил ли еси попа преже тридесяти лет"[25].
Говоря об избрании и посвящении в сан на Руси, следует также помнить, что до конца XVII в. у нас не была развита система духовного образования. Ввиду отсутствия у ставленника целостной базы знаний, основными критериями для архиерея становились элементарная обученность грамоте, знание Писания, личное нравственное состояние и возрастная зрелость. Последний критерий, как мы видели, учитывался далеко не всегда. С другой стороны, с древности на Руси в той или иной форме имело место участие мирян в выборах священников, что, конечно, не решало возрастной проблемы, однако все же во многом способствовало избранию более авторитетных и, по-видимому, опытных пастырей.
С приходом к власти Петра I резко обозначилась тенденция повышения уровня образованности общества в целом, и духовенства, в частности.
О шедших издревле проблемах уровня образованности в духовной среде уже упоминалось, добавим здесь и то, что еще Собор 1667 г. откровенно высказался, что на Руси "во священство поставляются сельские невежды, иже инии ниже скоты пасти умеют, кольми паче людей"[26]. Впервые Петр обрисовал задачу по распространению образования среди духовенства в беседе с Патриархом Адрианом, которая состоялась в октябре 1699 г. вскоре после возвращения царя из зарубежного путешествия[27]. Последовавшее за этим повсеместное открытие духовных школ и училищ в России непосредственно отразилось и на церковном законодательстве о возрасте рукоположения. Именно в этом ключе представляется возможным понять и объяснить мнение свт. Филарета Московского, согласно которому ранние хиротонии являются наследием именно Синодальной эпохи (в октябре 1856 года митрополит писал: "...сие отступление от правил (о возрасте ставленников А. К.) введено за 130 лет доныне, и укоренено привычкою"[28]). Отступления от канонических норм допускались в практике и раньше, однако отныне они закрепились на законодательном уровне, о чем позднее скажем подробнее.
Впрочем, желая уменьшить превысившее необходимость количество духовенства, в 1711 г. правительство издает статьи о ставленниках, в которых снова прописывается минимальный возраст рукоположения: во диакона 25 лет, во пресвитера 30 лет[29].
С распространением систематического богословского образования смещаются акценты в требованиях к ставленнику. Теперь главным критерием становится оконченное обучение в духовной школе, и если сначала данный критерий выдвигался в качестве желаемого условия, то впоследствии рукополагать стали только при наличии полного богословского образования. Лишь в 1882 году было вновь позволено при необходимости посвящать в священники и диаконы лиц, не окончивших духовную семинарию[30].
Школьное образование, владение базой знаний заменяет возраст, эрудиция восполняет недостаток лет священнослужителя так кратко можно сформулировать общий принцип, сформировавшийся в правление Петра Великого и обусловивший всю последующую практику рукоположений Синодального периода. По этому поводу свт. Филарет Московский писал: "Сим оправдывается, от предписанного Духовным Регламентом (о дом. учил. пункт 16) предпочтения ученых неученым, происшедшее обыкновение производить ученых во священника ранее тридцатилетнего возраста, по двум уважительным причинам: во-первых потому, что они высших возрастом превышают познаниями, во-вторых потому, что когда они пробыли лет десять, или более, в училищах, из которых, вследствие надзора за поведением, так же как и за учением, ненадежные каждый год извергаются, а надежные постоянно руководствуются к благочинию и благонравию, то после сего добрый училищный аттестат есть не менее надежное ручательство за ожидаемое от них поведение, нежели тридцатилетний возраст тех, которые не прошли сего искуса училищного"[31].
Итак, Духовный Регламент не говорит прямо о возрасте ставленников, однако санкционирует посвящение выпускников духовных школ, при этом повелевая "не ставить в священники и диаконы ни единого, который в школе дому Архиерейского... не наставлен есть"[32]. Данное положение Регламента фактически отменяло соборные постановления о возрастных цензах, потому как рукополагали по большей части выпускников духовных школ, а возраст принимаемых учеников по предписанию архиепископа Феофана (Прокоповича) колебался от 10 до 15 лет[33]. Больше того, в проекте Санкт-Петербургской семинарии можно найти совет Феофана не принимать детей даже свыше 10 лет, "ибо таковаго возраста дети еще не вельми обучилися злонравию, и если обучилися, однакож не закрепили обычаем, и мощно таковых не трудно отучить: також бунтовать и бужать не могут еще. А большаго возраста, яко не весьма надежнаго, не принимать"[34].
Ситуация, в целом, не изменилась на протяжении всего Синодального периода. Для иллюстрации: Устав православных духовных семинарий от 22 августа 1884 г. определяет возраст приема в семинарии границами от 14 до 18 лет (при 6-летней семинарской программе)[35]. В результате студент, оканчивавший учебу, имел 20 или чуть более того лет от роду. Это, соответственно, и был возраст основной части поставляемого духовенства. Если выпускник продолжал свое образование в стенах духовной академии и рукополагался после ее окончания, то хиротония совершалась в более позднем возрасте, который, тем не менее, все еще не достигал канонического.
7 сентября 1737 года вышел Указ императрицы Святейшему Синоду, в котором снова напоминалось о возрастном цензе для священнослужителей: 30 лет для священников, 25 для диаконов. Но мотивация данного закона заключалась вовсе не в стремлении к соблюдению канонических правил: Указ требовал ускоренного рекрутского набора из духовного звания, и направлен был, скорее, не на пользу духовенству, а против него[36].
Своего рода возвращением к древним соборным постановлениям должно было стать новое Положение о составе приходов и церковных причтов, вышедшее в ходе реформ императора Александра II. Высочайше утвержденное от 16 апреля 1869 года Положение в числе прочих определений постановляет наблюдать при возведении на высшие степени церковного причта, чтобы соблюдались порядок постепенности прохождения этих степеней и "лета от рождения, а именно: в сан Диакона, на вакансию псаломщика, или на содержание от прихожан рукополагать только достигших 25-ти лет от роду, а в сан Священника, по возможности, не моложе 30-ти лет"[37]. Этот же Закон вводит еще один, новый возрастной ценз для священства. Теперь из "лиц, подвергшихся вдовству после первого брака, или вовсе не бывших в браке и желающих навсегда остаться в безбрачном состоянии дозволяется возводить, при других полагаемых церковными правилами условиях, в сан Диакона и Священника не моложе 40 лет..."[38]
Тем не менее, новый закон, по сути, также явился "мертвой буквой" вероятно, "возможность", о которой говорилось в законе, не была найдена в практической жизни. Как и в случае с возрастными ограничениями для лиц, желающих принять монашеский постриг (для мужчин 30 лет, для женщин 40 лет)[39], эти возрастные цензы по-прежнему не распространялись на выпускников духовных школ таковых продолжали рукополагать (и постригать) ранее указанного возраста.
Естественно, что такое расхождение канонических норм и реальной церковной жизни, как и во все времена, рождало немало проблем, как среди белого духовенства, так и среди монашества. В середине XIX столетия митрополит Филарет (Дроздов) отмечал справедливость жалоб "на произведение в священников окончивших богословское учение, имеющих иногда не много более 20 лет от рождения"[40]. Для московского святителя очевидно, что данная практика не является нормальной, и, более того, он указывает на произведение во священника ранее 30-летнего возраста как на одну из причин появления в Церкви недостойных пастырей[41].
Свт. Филарет пишет о необходимости для епархиального начальства, "чтобы, при сохранении к училищным аттестатам внимания, которое они заслуживают, было, впрочем, обращаемо внимание и на возраст окончивших курс учеников, при производстве во священника, дабы в сан сей посвящаемы были люди не слишком незрелого возраста"[42]. Из слов святителя явствует, что нередки были случаи очень ранних хиротоний, когда тот или иной студент, ввиду отличной успеваемости и способностей, перескакивая через один либо несколько курсов, выпускался из школы ранее обычного срока (заметим, что в современной академии и семинарии такое явление тоже нередко можно встретить). Правда, справедливости ради следует сказать, что в 1856 году, в письме Тверскому архиепископу Алексию свт. Филарет свидетельствовал, что в его правление "не было примера, чтобы восемнадцатилетний, даже из окончивших семинарское учение, был произведен во диакона"[43].
Среди резолюций свт. Филарета встречается множество наглядных примеров его позиции по данному вопросу, материалы эти имеют важнейшее значение и для истории Церкви, и для канонического права. Так, на одном из прошений о рукоположении студента можно видеть следующий отказ: "Ученику посему осьмнадцать лет, и потому во диакона рано"[44]. Значимым для Святителя был и срок прохождения службы в каждой из степеней, что следует из такой его резолюции: "Диакон не выслужил трех лет в диаконстве, и поведения не худого; отказать ему"[45].
На мнение викарного епископа Дмитровского Иннокентия о возможности молодого диакона посвятить в священнический сан Филарет Московский отвечает: "Диакона произвести сомнительно; ибо не имеет тридцати лет..."[46] Особо строго относится митрополит к лицам, не прошедшим курс богословских наук: "Диакон только 25-ти лет (Резолюция на прошении диакона о рукоположении во священники А. К.). Богословскаго учения не слушал. И по летам и по закону 6 декабря 1829 года[47] произведен быть во священника не может. Объявить ему, что за такия не дельныя прошения бранят и наказывают"[48]. Или ответ еще на одно прошение, только теперь уже прихожан: "Диакон не имеет еще 30 лет и недоученный. Объявить о сем месте окончившим семинарский курс"[49].
Совершенно не допустимым святитель видит, чтобы хиротония выступала в качестве решения материальных проблем семьи. К примеру, на просьбу испытывающих крайнюю материальную нужду диакона с семейством о произведении его во священство свт. Филарет на основании закона категорически отказывает этому клирику как не имеющему богословского образования, облекая свой отказ в достаточно жесткосткую форму: "Диакон не имеет права по закону ибо не слушал Богословскаго учения. И напрасно думает он, будто можно получить священство потому, что у него худа печь"[50]. Эта резолюция не является единичной, аналогичные ей встречаются неоднократно[51], ибо отражают четкую позицию Святителя по возрастному вопросу, которая, как следует из делопроизводства самых разных лет, не претерпевает эволюции с течением его архипастырского служения.
Примечателен случай поставления пастыря для верующих, перешедших из старообрядческой среды, произошедший в 1854 году. Отклоняя предлагавшуюся прихожанами единоверческой Церкви кандидатуру из выпускников духовной школы (не достиг еще 30 лет) на избрание в священники, свт. Филарет Московский пишет: "Хотя же и в прежния времена были, и ныне есть примеры снисхождения, по которому без предосуждения рукополагаются в пресвитера недостигшие тридцатилетнего возраста; но сие снисхождение неудобным признается приложить к единоверческой церкви, дабы ея прихожане, приверженные к особенным ея правилам и обрядам, не получили повода к опасению, что данныя им правила могут быть изменены. Напротив того начальство долгом поставляет наблюдать, чтобы данныя единоверческой церкви правила соблюдаемы были во всем неизменно"[52].
Рассматривая укоренившееся послабление в возрастном вопросе хиротоний как временно терпимое, митрополит Филарет (Дроздов) ратовал за возвращение к нормам, изложенным в древних канонах, и при этом предлагал весьма резонную схему воплощения в жизнь такого перехода. Сам принцип послабления возрастных ограничений для ставленников, применявшийся святителем, выражается в следующих его словах: "Правила церковные требуют для диаконства 25, а для иподиаконства 20 лет возраста. Уже много снисхождения есть ли для диаконства требуются только иподиаконские лета"[53]. Отсюда несложно сделать проекцию на возраст священника, соотнеся его с 25-летним диаконским цензом, который и мог стать, по мнению святителя, желаемым возрастом рукоположения выпускника семинарии в пресвитерский сан. Итак, 20-ти и 25-летний цензы, согласно видению митрополита, могли бы стать своего рода ступенью к реанимации 30-ти и 25-летнего цензов.
Однако наряду с таким раскладом дел существовала еще одна немаловажная проблема: вопреки действовавшему законодательству некоторыми архиереями совершались ранние рукоположения лиц, не имеющих полноценного богословского образования. В период управления Ярославской епархией свт. Филарету пришлось непосредственно столкнуться с этой проблемой, и, как видно из его письма Андрею Николаевичу Муравьеву от 30 декабря 1834 года, святитель резко осуждает подобную вольность. "...Раннее производство во священника из таковых (не имеющих образования А. К.) дает самых худших священников", подчеркивает свт. Филарет[54].
Как мы уже обозначили ранее, проблемы, вызванные ранними хиротониями, существовали как в среде приходского, белого, духовенства, так и в среде монашества. Речь пойдет об ученом монашестве. Этот своеобразный феномен, значение которого для истории Русской Церкви, с одной стороны, сложно переоценить, с другой, который имеет свои негативные аспекты.
"С начала XVIII в. преподавание в духовных училищах, а затем ректорство в семинариях стали ступеньками лестницы, ведшей к сану епископа, пишет И. К. Смолич. Таким образом, этот высокий сан возлагался на совсем молодых монахов, никогда не видевших монастыря"[55]. Несмотря на то, что в 1832 году для пострижения в монашество был установлен возрастной минимум 25 лет, многочисленные пострижения происходили значительно раньше, в случае желания студента принять постриг еще до окончания учебы. Ученые монахи обладали достаточно большими привилегиями, неплохим материальным положением, и главное поддержкой Святейшего Синода.
"Молодые карьеристы принимали постриг еще на студенческой скамье. По окончании академии они получали должности согласно аттестату..."[56] В итоге в возрасте 28-30 лет монашествующие становились во главе педагогических корпораций, и, не имея достаточного опыта, начальствовали над учителями с долголетним стажем. Архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович), сам вышедший из "ученых монахов", в своих высказываниях о данном институте рисует весьма неприглядную картину того, как эта специфическая среда, соединяясь с возрастной незрелостью и недостатком опыта, порождала различные пороки, карьеризм и прочее. В этой связи владыка Никанор отмечает недостаток достойных кандидатов на архиерейство[57].
Уместным здесь будет озвучить некоторые контраргументы, направленные в адрес распространившегося с XVIII в. мнения, что отступление от правил, касающихся возраста, компенсируется достаточной подготовкой ставленника в духовной школе. Как следует из самой истории духовных учебных заведений в России, данное оправдание является не совсем объективным и удовлетворительным. Среди учащихся академий и семинарий, особенно в начале ХХ столетия, имели место многочисленные недостатки нравственного характера, например, известно участие студентов в революционных движениях того времени. Еще раньше, в ХIХ веке, появилась проблема нежелания выпускников духовных школ принимать священный сан. После разрешения в 1871 году выпускникам семинарии поступать в университеты началось массовое бегство из духовных школ. Уже к 1878 году 46% светских студентов составляли бывшие семинаристы, что привело к острой нехватке кандидатов на церковные должности и различным беспорядкам в университетах[58].
В период подготовки к Всероссийском Церковному Собору 1917-1918 гг. преподаватель одной из региональных семинарий А. Красовский писал: "Питомцы духовной школы усиленно отказываются от принятия духовного сана: таков факт, обративший на себя общее внимание и заставивший подлежащие сферы встревожиться над вопросом о том, что делать и в частности как реформировать нашу духовную школу, чтобы она достигала своей цели". Ниже Красовский замечает: "... не потому ли возникают постоянные волнения в наших семинариях, что не в меру усердные духовные руководители их (студентов А. К.), вовсе не считаясь с законами психического развития, слишком рано начинают своих питомцев вгонять в рамки (разумеем специальную подготовку к священству), до которых те просто не доросли еще; и с этой целью, вместо того чтобы отодвинуть несколько эти рамки, производят над духовной личностью учащихся эксперименты настолько болезненные, что они естественно вызывают не только протест против экспериментаторов, но, так сказать, и неприязнь к самой клинике?"[59]
Думается, комментарии здесь излишни. Примеров, отражающих неудовлетворительное духовное состояние воспитанников духовных школ, можно привести немало, и становится очевидным, что духовная школа вовсе не восполняла недостаток жизненного и духовного опыта, не решала данной проблемы, и в действительности вопрос оставался неразрешенным.
[1] Периодизация согласно Голубинскому см.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: В 2 т. Изд. 2-е, испр., доп. М., 1901-1911. Т I, ч. 1. С. XXII.
[2] Оригинальный текст постановлений Владимирского Собора см.: Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русского, кончая временем Петра Великого / Сост. В.Н. Бенешевич. Вып. II Пг., 1914. С. 1-8.
[3] Цит. по: Сведения о Соборах, бывших в Русской Церкви с Х до XIII столетия // Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской духовной академии. 1852. Ч. 1. С. 314-315.
[4] Баловнев Д.А. Приходское духовенство в Древней Руси. Х-ХV вв. / Православная Энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная Энциклопедия", 2000. Т.: Русская Православная Церковь. С. 254.
[5] Жиганов Е. Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский // ЖМП, 1968, №9. С. 72-76.
[6] Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи 992-1892: В 3т. М.: Изд. Сретенского м-ря, 2004.
Т. III. С. 48-50.
[7] Голубинский Е.Е. Указ. соч. Т. I, ч.1. С. 446.
[8] См.: Мануил (Лемешевский), митр. Указ. соч.; Голубинский Е.Е. Указ. соч. Т. I; Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Указ. соч. Тт. I-VI.
[9] До сих пор в предисловии к Последованию об исповеди нашего требника сохраняется следующее указание: "Аще кто без повелительныя грамматы местнаго епископа дерзнет приимати помышления и исповеди: сицевый правильно казнь примет, яко преступник божественных правил, и зане не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася, не исповедани суть: и елика связа, или разреши, не исправлена суть...". Требник: В 2ч. М.: Московская Патриархия, 1989. Ч. 1. С. 70.
[10] Дубакин Д.Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления "Домостоя": диссер. на соиск. уч.ст. магистра богословия // Христианское чтение, 1880, №2. С. 35. Цит. по: Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Из курса лекций по Пастырскому Богословию Изд. 2-е. Париж, 1985. С. 139.
[11] Определения Московского Собора 1503 г. // Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. Казань, 1863, Ч. 2. С. 352.
[12] Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. Т.2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Под общ.ред. О.И.Чистякова; Отв.ред.тома А.Д.Горский; Рец. В.И.Корецкий. М.: Юридическая литература, 1985.
[13] Цит. по: Емченко Е.Б. Стоглав: Исследование и текст. М.: Издательство "Индирик", 2000. С. 395-396.
[14] Цит. по: там же. С. 285.
[15] Макарий (Веретенников), архим., Флоря Б.Н. Даниил, митр. Московский и всея Руси / Православная Энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная Энциклопедия", 2000-2008. Т. ХIV. С. 66.
[16] Кузьмин А.В., Макарий (Веретенников), архим. Вассиан (Топорков) / Там же. Т. VII. С. 258.
[17] Мануил (Лемешевский), митр. Указ. соч. Т. III. С. 120-121.
[18] Скворцов Д.И. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицы-Сергиева монастыря. (Очерк жизни и деятельности его, преимущественно до назначения в Троицкие архимандрита) Тверь, 1890. С.6.
[19] Ромодановская Е.К. Нектарий / Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3, ч.2. С. 374-376.
[20] Тальберг Н. История Русской Церкви. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004. С. 338.
[21] Мануил (Лемешевский), митр. Указ. соч. Т. I. С. 507-508.
[22] Там же. Т. II. С. 492.
[23] Алексеев А.И. Варсонофий, архиеп. / Православная Энциклопедия. М.: Церковно-научный центр "Православная Энциклопедия", 2000-2008. Т. VI. С. 675.
[24] Федотова М.А. Димитрий, свт. / Там же. Т. ХV. С. 8-10.
[25] Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви: опыт внешней истории (исследование применительно по рукописям): В 3 т. Одесса, 1894. Т. III: Приложения. С. 186.
[26] Цит. по: Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства // Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. Казань, 1863. Ч. 2. С. 382.
[27] Там же. С. 385.
[28] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. / Под ред. Преосвященного Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского. М., 1883-1886. Т. IV. С. 141.
[29] Полное Собрание Законов Российской Империи. Изд. 2-е. СПб., 1830-1884. Т. IV. № 2352.
[30] Бердников И.С. Краткий курс церковного права. Казань, 1888. С. 42.
[31] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Т. II. С.177.
[32] Духовный Регламент Всепресветлейшего, Державнейшего Государя Петра Первого, Императора и Самодержца Всероссийского. Изд. 4-е. М., 1897. С. 94.
[33] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917 / История Русской Церкви: В 10 т. Кн. 8, ч.1. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 393.
[34] Цит. по: Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства // Православный собеседник, издаваемый при Казанской духовной академии. Казань, 1863. Ч. 2. С. 402.
[35] Уставы православных духовных семинарий и училищ, Высочайше утвержденные 22 августа 1884 года, с относящимися к ним Постановлениями Святейшего Синода. (Печатано по определению Святейшего Синода от 21 декабря 1907 года за № 8305.) СПб., 1908. С. 87.
[36] Смолич И.К. Указ. соч. С. 330.
[37] Высочайше утвержденное положение Присутствия по делам православного духовенства. О составе приходов и церковных причтов № 469 от 16 апреля 1869 / Полное Собрание Законов Российской Империи. Изд. 2-е. СПб., 1830-1884. Т. XLIV. Отд: 1. №46974.
[38] Там же.
[39] Сборник церковно-гражданских постановлений в России, относящихся до лиц православного духовенства. / Сост. Н. Александров. СПб., 1860. С. 9.
[40] Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Т. IV. С. 141.
[41] Всеподданнейшее представление митрополита Филарета, с приложением рукописи, озаглавленной: "О средствах против недостатка в достойных священниках" / Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Т. II. С. 160-161.
[42] Там же. С. 161.
[43] Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843-1867. М., 1883. С. 146.
[44] Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского: В 5 т. / Под ред. прот. В.С. Маркова. М., 1903-1908. Т. I. Вып. 1. №1238. С. 553.
[45] Там же. Т. I. Вып. 1. №707. С. 352.
[46] Там же. Т. II. Вып. 1. №1871. С. 204.
[47] 6 декабря 1829 года был издан Указ, в котором подтверждалось, что в священники городских и сельских церквей могут быть рукоположены окончившие духовные академии или семинарии.
[48] Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского. Т. III. Вып. 1. №3888. С. 49.
[49] Там же. Т. II. Вып. 2. №1999. С. 23.
[50] Там же. Т. III. Вып. 1. №3864. С. 34.
[51] См., напр.: Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского. Т. III. Вып. 2. №4437. М., 1908. С. 66.
[52] Резолюции Московского митрополита Филарета // Душеполезное Чтение. 1871, Ч. 4, № 8. С. 483-484.
[53] Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843-1867. М., 1883. С. 146.
[54] Письма митрополита Московского Филарета к А.Н. Муравьеву. 1832-1867 гг. Киев, 1869. С. 13.
[55] Смолич И.К. Указ. соч. С. 290-291.
[56] Там же.
[57] Там же. С. 293, 432-433.
[58] Там же. С. 324.
[59] Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе: В 2ч. М., 2004. Ч.2. С. 113, 117.
Источник: Богослов