Лагерный охранник истошным голосом орет с вышки: "Кто последний, тот и мертвый!" Услышав этот крик, заключенные сломя голову бросаются к бараку, отпихивая друг друга, обмениваясь взглядами, полными ненависти и тоски. Каждый знает: если он станет последним, ему перережут горло, привяжут к палке и понесут к костру. Там беднягу поджарят и съедят. За всем этим действом наблюдают около 40 человек, 8 из них – самые главные зрители. После очередного перерезанного горла члены "большой восьмерки" громко вздыхают, кто-то морщится, кто-то и вовсе закрывает глаза.
Душераздирающая сцена в колонии – отрывок из дебютного фильма Александра Мельника "Новая земля". На прошлой неделе в небольшом зале на 40 человек прошел закрытый показ картины, на который кроме журналистов и друзей-знакомых режиссера специально пригласили восьмерых представителей современной элиты, по инерции называемой "интеллигенцией". После просмотра они полтора часа обсуждали все минусы и плюсы увиденного кинофильма и совместно решали, стоит ли "такое" показывать по телевизору. Так прошло первое заседание экспериментального Общественного совета на телевидении, или общественного совета по нравственности, как называют его авторы идеи, среди которых спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
"Новая земля" стала первым подопытным кроликом масштабной "борьбы с аморальностью", которая грозит стать чуть ли не очередным национальным проектом. Государство уже установило контроль над политическим и общественным наполнением жизни граждан и теперь, похоже, подумывает, как обуздать культурно-развлекательную сферу. По словам тележурналиста Николая Сванидзе, который "не стал бы заседать в подобном совете", всё это выглядит не очень красиво. "Любой общественный совет у нас связан с государством, – объясняет он. – Такие вещи всегда проходят под лозунгом борьбы за нравственность и мораль, а на самом деле всё заканчивается очередной попыткой введения политической цензуры.
Как будут выбирать темы для совета, устанавливать очередность их обсуждения и кто будет решать, где заканчивается его компетенция – то есть что считать вопросом этики и нравственности, а что уже политикой, – действительно непонятно.
"Попытки следить за нравственностью – это такой старый прием, – говорит политолог Георгий Сатаров, президент Фонда прикладных политических исследований "ИНДЕМ". – Это признак не только Советского Союза, это свойственно и религиозным государствам, и тоталитарным обществам вроде фашистской Германии".
По его словам, если зрителю не нравится какой-то фильм или он считает, что тот оскорбляет его нравственные чувства, то его просто можно не смотреть. "У меня есть привычка не смотреть государственные телеканалы, – смеется Сатаров. – И ничего, моя нравственность от этого не страдает, и культурный уровень, я надеюсь, тоже".
БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА
На первом заседании совета присутствовали: журналист Михаил Леонтьев, актеры Александр Михайлов, Николай Бурляев и Владимир Конкин, певец Иосиф Кобзон, режиссер Павел Лунгин, главред "Известий" Владимир Мамонтов и протоиерей Всеволод Чаплин. Председательствовал Александр Щипков, советник Сергея Миронова и по совместительству глава Клуба православных журналистов и главный редактор сайта "Религия и СМИ"; он и собрал всех этих представителей элиты, по своему выбору.
Все эти люди могут войти в совет, когда он начнет свою постоянную работу. Разработка законопроекта "Общественный совет России на телевидении", по словам Миронова, только что закончена – в том, что он будет одобрен, ни у кого нет сомнений. По словам Щипкова, документ уже поддержали представители всех партий, представленных в Думе, религиозные деятели; и даже премьер Владимир Путин о нем уже слышал и воспринял инициативу с одобрением. Суть идеи: по представлению органов власти и творческих союзов будет сформирован коллектив из 25 граждан старше 25 лет, имеющих особые заслуги перед государством и обществом в культурной сфере. Совет будет давать заключения по вопросам "злоупотребления свободой массовой информации" на ТВ и качеству телевизионной продукции и направлять данные заключения в "компетентные государственные органы, должностным лицам и в организации телевещания". "Коллективная совесть" нации будет работать "по факту" выхода в эфир фильмов, ток-шоу, развлекательных передач. В первую очередь будут разбирать жалобы граждан: кому что не нравится и кто что неприличное разглядел в "ящике". Постановления совета будут носить рекомендательный характер, но рекомендации эти будут настоятельными. Кроме того, позиция совета, по идее Миронова, должна раз в неделю транслироваться на каждом общероссийском телеканале.
Разработчики проекта указывают на европейский опыт: мол, в большинстве стран есть подобные институты и все они так или иначе влияют на то, что показывают по телевизору. Действительно это так: во Франции, к примеру, работает общественный совет из деятелей культуры и искусства. Правда, рекомендации этого органа носят общий характер – например, установить специальную защиту на порноканалы для того, чтобы у детей не было к ним доступа, или показывать фильмы со сценами насилия после 23.00. Отдельные программы совет там не разбирает.
Фильм "Новая земля", на котором упражнялись будущие "эксперты" и который скоро выходит на киноэкраны, рассказывает о недалеком будущем, где отменена смертная казнь, где тюрьмы переполнены и где группа иностранцев с благими, казалось бы, целями отправляет в качестве эксперимента группу заключенных на необитаемый остров. Зэки должны начать новую жизнь, но, естественно, почти ни у кого это не получается. Когда заканчиваются запасы пищи, они начинают есть друг друга. В фильме много мата, крови и насилия.
Во время обсуждения в большой комнате за овальным столом все рецензенты серьезны, сдержанны и даже напряжены. Выступают по очереди, спокойно и тихо. Друг друга не перебивают, слушают внимательно, возвращаясь в своих выступлениях к словам предыдущих ораторов. Лунгин периодически что-то записывает в блокнот, Михайлов нон-стопом сбрасывает звонки на мобильном, Кобзон, взяв на себя роль старосты, задает дискуссии тон. "Ну и что с того, что совет будет рекомендательным? Молодой человек, которому посоветуют не смотреть тот или иной фильм, из простого любопытства его посмотрит, – сказал он. Это было одно из первых эмоциональных заявлений вечера. – Нужен закон запретительный. Почему мы боимся слова "цензура"?"
И началось! Владимир Конкин возмущенно напоминает о том, что "искусство должно врачевать, а не показывать мясокомбинат Микояна". Актер Николай Бурляев, к слову вспомнивший собственные съемки у Тарковского, заявляет, что ожидал от фильма "всего, но не этого". Актер Александр Михайлов с трудом находит слова, чтобы выразить свое возмущение фильмом.
Только отклик о. Всеволода Чаплина более-менее сдержанный: "Фильм должен показать присутствие Бога в человеке через шок. Но шок нужен не всем". В итоге рецензенты постановляют: если фильм и допускать на телевидение, то только после 11 вечера, а еще лучше – после часу ночи. Хотя, конечно, лучше не показывать вовсе.
МОРАЛЬНЫЕ ПОДДЕРЖКИ
Как "рекомендации" уважаемых людей могут стать обязательными к исполнению, показывает опыт постановщиков спектакля "Монологи вагины" из Санкт-Петербурга. Северная столица, несомненно, является оплотом целомудрия и морали – здесь уже взялись за морально-нравственное воспитание населения. Так, некое общественное движение "Мы – петербуржцы" и Общественный совет по социальной рекламе Северо-Западного Федерального округа уже начали реализацию проекта "Нравственный кодекс петербуржца". Этот кодекс тоже носит рекомендательный характер и ставит своими задачами "утверждение критериев оценки и формирование модели нравственного поведения гражданина; содействие моральному, социальному и правовому поощрению и стимулированию нравственного образа жизни". "Создание кодекса началось ещев 2004 году, – говорит Станислав Дворко, член рабочей группы по реализации программы "Нравственный кодекс петербуржца" и глава совета по соцрекламе. – Простогуманистические идеи требуют огромного времени для того, чтобы созреть и войти в мир толерантно, демократично, вовлекая в общественную работу как можно больше небезразличных людей".
Кодекс собираются распространять в школах, в транспорте, а также вручать питерцам в торжественные моменты жизни, такие как бракосочетание, рождение, поступление на госслужбу или в университет. "Исполнение кодекса – это воспитание совести каждого человека, – пафосно говорит Дворко. – Поэтому мы говорим о том, что сегодня миру, России и петербуржцам нужны слова о доброте и согласии, о милосердии и любви, о семье и родине. Мы надеемся, что эти слова со временем станут делами".
Председатель ОД "Мы – петербуржцы" Александр Кузьмин утверждает, что кодекс разослан многим петербуржцам и "все его положительно оценивают". "К нам уже обращались регионы с просьбой помочь реализовать подобный проект, – хвалится он. – Если правительство Петербурга посчитает возможным, то какие-то моменты из нашего кодекса войдут в устав города".
Один из проектов, который будет реализовываться в рамках кодекса, называется "Новый Вовочка". На сайте www.newvovochka.spb.ru "детским" языком Вовочка дает свою оценку происходящим событиям. Вовочка говорит свое грозное "ай-яй-яй" ночному клубу "Игрушки для взрослых", игровым автоматам, боям без правил, пиву Foster’s, лозунгам "Русского радио" и спектаклю "Монологи вагины".
В случае со спектаклем борцы за нравственность не ограничились простым "ай-яй-яем". Общественный совет по соцрекламе написал письмо в комитет по культуре правительства Петербурга, в котором сообщил, что это название "неэтично в городской среде при проведении широкой рекламной кампании". "Против названия-то мы, может быть, ничего не имеем, это дело творческое, – говорит Дворко. – Но когда проходит рекламная кампания, такая информация попадает в среды, где не должна быть. Дети видят – и они могут неправильно ее воспринять".
Пока на "Мюзик-Холле", где идет спектакль, висят старые афиши, но режиссер постановки Джулиано ди Капуа уже подготовил новые; на них в центре красного плаката – эмбрион, а внизу маленькими буквами – "Монологи"."Мы из двух зол выбираем меньшее: или потерять площадку, или поменять афишу, – рассказывает режиссер. – Матвиенко подписала бумагу из-за обращения какого-то совета и передала ее в комитет по культуре, и далее в "Мюзик-Холл", где мы арендуем зал. Директор театра, понятно, отношения ни с кем портить не хочет. И нас попросили поменять афиши. Мы исправили на "Монологи В.", но злые-злые люди стали подписывать "Монологи Вали", и я понял, что будет еще хуже. Хотя мне этот вариант изначально не нравился. Он какой-то стыдливый".
Теперь Джулиано ди Капуа надеется, что всё обойдется. "Мы живем в стране, где патриархальные устои. У нас по телевизору идет "Секс в большом городе", а слово "вагина" употреблять нельзя", – вздыхает режиссер.
Как и слово "цензура". Впрочем, Кобзон призывает перестать его бояться.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОСНОВ "НРАВСТВЕННОГО КОДЕКСА ПЕТЕРБУРЖЦА"
Петербуржец свято верит в добро и его победу, придерживаясь высочайших человеческих идеалов и ценностей.
Петербуржец бережно относится к собственному здоровью и здоровью граждан, ведет здоровый образ жизни и вдохновляет на это других.
Петербуржец постоянно ведет работу по духовному, нравственному совершенствованию своего характера.
Петербуржец неизменно являет своим характером лучшие качества человека: интеллигентность, миролюбие, добропорядочность, честность, справедливость, милосердие, уважительность, терпимость, спокойствие, дружелюбие, аккуратность, любовь, доброту и мужество.
Петербуржец использует в своей речи только нормативные выражения, его русский язык – чистый, точный, вежливый, немногословный, красивый и простой.
Петербуржец никогда не перестает учиться добру, любви, справедливости, а также сохраняет интерес к повышению своего базового уровня знаний (светского образования).
Петербуржец использует все свои ресурсы: время, силу, энергию, материальные блага – с должным разумением во благо общества.
Петербуржец обеспечивает свою жизнь средствами, заработанными честным трудом.
Петербуржец свободен от пагубного влияния вредных привычек: табакокурения, алкоголизма, наркомании, либо прилагает все усилия к тому, чтобы навсегда освободиться от них.
Петербуржец выбирает своим увлечением, хобби общественно-полезные, социально-важные и безопасные виды деятельности.
Источник: Русский Newsweek