ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Какого архиерея ждет чукотская паства?

На страже церковного единства

Денис Михалев :: 27 августа 2008

Предлагаем вниманию читателей портала "Православие на Дальнем Востоке" интервью с пономарем собора Святой Живоначальной Троицы в г. Анадыре, лейтенантом ВМФ, студентом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Денисом Михалевым.

– Поделитесь Вашим опытом церковной жизни. Каков был Ваш путь к Богу?

Наверное, сложно однозначно сказать, когда в действительности начался мой путь к Богу. Мне кажется, что Господь с самого рождения призывает к Себе человека и так продолжается всю его жизнь, как бы тот далеко не старался уйти от Него. Думаю, что так было и в моем случае. Но есть, наверное, несколько таких ярких моментов в моем детстве, а тем более, в зрелом возрасте, которые, как я думаю, послужили определенными толчками, направлявшими мой жизненный путь к Господу. Помню, в детстве, с удовольствием смотрел такой знаменитый в свое время мультсериал о Библии, как "Суперкнига". Все описываемые в нем библейские эпизоды тогда меня сильно тронули, особенно образ Самого Спасителя. Вообще у нас в стране, начало 90-х характеризовалось таким всеобщим интересом к религиозности. И хотя, семья у нас была неверующая, и о Боге у нас как-то особо не говорили, но помню, что каждый год мы справляли Пасху, и Праздник этот, пусть и неосознанно, но напоминал о Боге, и всегда наполнял этот День неким высоким смыслом, который переживался на каком-то глубинном духовном уровне. Единственный человек в нашей семье, который затрагивал тему веры, была моя прабабушка, хотя воцерковленной в полном смысле этого слова ее назвать было нельзя. Но, видимо, по старой духовной традиции она что-то рассказывала мне о Боге, и помню, что слушал я это с большущим интересом, хотя тогда мне все это казалось не более чем очень интересной сказкой. Настоящие острые искания начались уже в юношеском возрасте, когда я заканчивал школу. Это было одновременно очень тяжелое, но и светлое время: юношеский протест против окружающего мира и действительности, увлечение роком, какие-то религиозно-философские искания. К тому же, в нашей семье и в моей школьной жизни тогда настал очень кризисный период, который подталкивал к поискам выхода из мучивших меня вопросов и обстоятельств. И тогда постепенно я начал сам обращаться к Богу. Это были самые первые мои молитвы, очень живые и искренние. Одновременно я начал пересматривать огромное количество литературы по истории религии и искать свой путь. В итоге, не без Промысла Божиего, я встретился с одной верующей девушкой, которая, хоть и была баптисткой, но подтолкнула меня именно к движению в сторону Христа. В общем, в то время я особо и не различал конфессиональных различий, Христианство казалось мне всеобщим, но я понимал, что мне необходимо было определяться с выбором церкви, в которой я бы духовно окормлялся. К тому времени я уже полностью прочитал поразившее меня до глубины души Евангелие, и ходил под его влиянием в каком-то окрыленном состоянии. Определяясь со своим духовным путем, я побывал поочередно на собраниях баптистов и лютеран, но ни преувеличенный интерес ко мне и восторженно-любвеобильное собрание баптистов, ни строго – размеренное органное богослужение лютеран, не вызвало во мне духовного отголоска. И вот, однажды, я проходил мимо православного храма, в котором тогда проходила Литургия. Я зашел в него на несколько минут, а как оказалось, остался навсегда. Наверное, нечто подобное испытывали послы князя Владимира, побывавшие в Святой Софии. Чувство было такое, что я дома, в родных для меня стенах, и уходить не хотелось совсем. Через три месяца я принял Крещение. Затем я начал воцерковляться. Те неофитские переживания были очень яркими, молитва сама вырывалась из сердца, и мне постоянно хотелось быть в храме. Затем, конечно, как это и положено, начались первые искушения и падения. Через какое-то время, уже учась в военно-морском училище, я познакомился с окормлявшим нас – курсантов батюшкой, который и стал моим духовником. А уже чуть позднее меня благословили быть пономарем. Недавно я поступил в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, и сейчас я заочно учусь на первом курсе богословско-пастырского факультета.

Насколько отличается характер церковной жизни в Вашей родной Калининградской епархии и здесь, на Чукотке?

Пожалуй, стоит сказать, что, наверное, в каждой епархии нашей Церкви есть те или иные характерные ей особенности. Сложно судить в полной мере обо всей приходской жизни на Чукотке, потому как я могу делать выводы о ней только на основании полученного мною годового опыта пребывания в Анадыре. Первая особенность – это конечно, малочисленные приходы, но это, в общем, объективно вытекает из небольших масштабов самого города. Пожалуй, что все остальные особенности я смогу в полной мере отнести только к недавнему периоду, когда на кафедре епископом был владыка Диомид. В противоположность Калининградской, в Анадырской епархии, к сожалению, практически отсутствует молодежь, что является весьма печальным фактом, так как, в общем – то, подавляющее большинство жителей столицы Чукотки – это как раз, молодые люди. О духовной нетрезвости клира владыки Диомида много мне говорить не приходится, все это и так очевидно в свете прошедшего Архиерейского Собора, обо всем этом на нем достаточно уже было сказано критических слов. Зачастую вместо проповеди о Христе, с амвона храма можно было скорее услышать очередную историю из мира масонов или "тайной мировой закулисы" или еще чего почище. Печально то, что из-за создавшегося на приходе информационного вакуума, информация прихожанам подавалась преломленной через "опричное" восприятие наших батюшек, что во многом и формировало приходское духовное мировоззрение. Наверное, это во многом и определяет тот факт, с каким интересом наши прихожане сейчас забирают читать привезенные хабаровскими семинаристами журналы "Фома", "Встреча" и "Нескучный сад", сменившие на полках храма одиозные издания наподобие "Пасхи Третьего Рима" или "Духа Христианина".

Сегодня в различных СМИ активно обсуждается церковная ситуация на Чукотке. Нередко звучит мысль о том, что перемены в церковной жизни епархии назрели давно. Как относятся жители Чукотки к решению Священного Синода об устранении епископа Диомида от управления Анадырской епархией?

Несомненно, есть такие вопросы в нашей церковной жизни, которые требуют некоторого пересмотра и изменения, но как это и подчеркивается нашим Патриархом и Священным Синодом, все они должны рассматриваться в духе братской любви и готовности понять и выслушать друг друга. Та манера, с которой владыка Диомид пытался донести свое мнение, явно противоречила этому духу Христовой любви.

Конечно, разрешение конфликтной ситуации, созданной епископом Диомидом было ожидаемо, что и случилось на Архиерейском соборе в известном Определении. Сразу отмечу, что обстановка, сложившаяся в нашей епархии во время и после собора практически не привлекала внимания нецерковных людей. По моему наблюдению, у людей попросту "отбит" интерес к церковной жизни излишней политизированностью и радикализмом епархии. Конечно, вопросы возникали, но я бы не сказал, что они находили сколь значимый отголосок в умах наших жителей, скорее всего, это было любопытство. А вот среди прихожан резонанс был достаточно сильный. Но сразу оговорюсь, той агрессии и неприятия, что наблюдалось возле стен Храма Христа Спасителя, у нас не было и в помине. Пятеро батюшек и несколько прихожан перед прибытием Крестного хода во главе с владыкой Марком встали с пикетом у входа в Кафедральный Собор Святой Живоначальной Троицы и молча при помощи плакатов "Епископ Диомид – совесть нашей Церкви!" выражали свое неприятие решения Архиерейского Собора. В общем, эта самая часть так и осталась верна владыке Диомиду, и сейчас они где-то тайно, несмотря на запрещение в служении, полученном от временно управляющего епархией – архиепископа Марка, совершают свое самочинное служение на одной из квартир города. Истерию и откровенно провокационную деятельность стала развивать корреспондент запрещенной Священным Синодом одиозной газеты "Дух Христианина" Галина Симонова, деятельность которой вызывает одновременно и удивление, и неприязнь как раз за, в противоположность названию газеты, нехристианский дух выискивания неправдоподобных фактов и раздувания их до неимоверно лживых масштабов.

Что Вы ждете от нового епископа, если таковой будет определен на Чукотку Священным Синодом, в случае окончательного отказа от покаяния перед Церковью епископа Диомида?

Хотелось бы пожелать будущему управляющему Анадырской и Чукотской епархией терпения и готовности претерпеть многие испытания, которые несомненно, выпадут на его служение у нас в епархии. Что я жду от нового владыки? Как раз то, что не хватало нашей епархиальной и приходской жизни раньше – это настоящей, живой миссионерской позиции, открытости к людям внешним, готовности нести Слово Божье, братской любви, взаимопонимания и мира.

Беседовал сотрудник редакции портала "Православие на Дальнем Востоке" Алексей Малов.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама